Блоги министров

29.04.2019
Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 29 апреля 2019 года на вопрос от 17 апреля 2019 года № 545732 «Удержание и перечисление ОПВ с доходов по договорам ГПХ у физического лица – собственника недвижимости (арендодателя)»

Искаков Жандос, среда, 17 апреля 2019 года № 545732

Автору блога: Сапарбаев Б.М.

Категории:  Социальное обеспечение


Пунктом 1 ст. 24 Закона «О пенсионном обеспечении в РК» от 21.06.2013 №105-V установлено, что обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд подлежат уплате агентами. Далее, пп.28, п. 1.ст.1 вышеназванного Закона установлено, что «В качестве агента по уплате обязательных пенсионных взносов за физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), рассматриваются налоговые агенты, определенные налоговым законодательством Республики Казахстан». В случае, если физическое лицо – собственник недвижимости, заключило договор имущественного найма (предоставление квартиры в аренду) с дипломатическим представительством иностранного государства, которое в целях налогового законодательства РК не является налоговым агентом (пп.1, п.3, ст.350 Налогового Кодекса РК), следовательно, и в целях пенсионного законодательства также освобождено от удержания и перечисления ОПВ по договорам ГПХ. В данном случае, сохраняется ли обязанность по удержанию и перечислению ОПВ с доходов по договорам ГПХ у физического лица – собственника недвижимости (арендодателя)? Если обязанность по ОПВ сохраняется, кем и как должна производиться уплата ОПВ в единый накопительный пенсионный фонд?

29.04.2019
Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 29 апреля 2019 года на вопрос от 16 апреля 2019 года № 545631 «Организация работы согласительной комиссии на предприятии»

Третьяк Надежда, вторник, 16 апреля 2019 года № 545631

Автору блога: Сапарбаев Б.М.

Категории:  Свободная тема


Прошу пояснить, как организовать корректно работу согласительной комиссии на предприятии. В компании есть локальный профсоюз, есть председатель. Кто может быть представителем работников, если не все сотрудники являются членами профсоюза. Может ли им быть только Председатель профсоюза, или необходимо провести выборы дополнительных представителей работников?

29.04.2019
Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 29 апреля 2019 года на вопрос от 16 апреля 2019 года № 545410/1 «Оказание услуг от имени юридического лица РФ, юридическому лицу РК на территории РК»

Айтмаганов Дастан, вторник, 16 апреля 2019 года № 545410/1

Автору блога: Сапарбаев Б.М.

Категории:  Занятость населения


Позволяет ли трудовое законодательство мне как гражданину Республики Казахстан трудоустроиться в иностранную компанию (юридическое лицо Российской Федерации, с местонахождением на территории РФ), а фактически работать (оказывать услуги от имени вышеуказанного юридического лица РФ, юридическому лицу Республики Казахстан) на территории Республики Казахстан?

29.04.2019
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 29 апреля 2019 года на вопрос от 13 апреля 2019 года № 545147 «Таможенное оформление международных посылок физическими лицами (интернет-магазин «Алиэкспресс»»

Михайлин Василий, суббота, 13 апреля 2019 года № 545147

Автору блога: Султангазиев М.Е.

Категории: О работе государственных органов (госуслуги)


Прошу разъяснить ситуацию с таможенным оформлением международных почтовых отправлений (посылок) для физических лиц (в частности посылки от китайского интернет-магазина «Алиэкспресс”, приходящих посредством АО «Казпочта»). Нигде (ни в Интернете, ни в пунктах таможенного контроля, ни в отделениях Казпочты) нет полной информации о порядке таможенного оформления посылок. Максимум, что можно найти, это ограничения по весу, стоимости и кол-ву посылок, и (если сильно постараться) расчет стоимости таможенной пошлины в этих случаях. Все остальные сведенья об этом расплывчаты либо не полны. Сами сотрудники таможни (в частности таможенного поста на территории «Информационно-логистического хаба «Южный» г. Алматы) отказываются что-либо разъяснять, и направляют к таможенным брокерам (чьи услуги, естественно, не бесплатны). Во-первых, это противоречит Ст. 5, п.2; Ст. 14, п. 17 и Ст.22, пп.1 и 2 Кодекса «О Таможенном Регулировании в Республике Казахстан». Во-вторых, это создает коррупционные риски, ибо для простых граждан, не занимающихся коммерческой и внешне-экономической деятельностью, разобраться в хитросплетениях таможенного кодекса весьма сложно (практически – невозможно) и не нужно. В связи с этим прошу ответить на несколько конкретных вопросов по таможенному оформлению международных почтовых отправлений (посылок) для физических лиц: 1. Какие документы мне необходимо предоставить таможенному органу для выпуска посылки с СВХ, если товар в данном МПО попадает в категорию «не для личного пользования»? (Товар при этом приобретен не для коммерции и не для продажи, а для личного пользования). 2. Правомерно ли задержание таможней посылки для физлица ТОЛЬКО на основании того, что товар не является товаром для личного пользования по коду ТН ВЭД? (При этом физлицо не является участником ВЭД и товар приобретен не для коммерческих целей, а для личного пользования) 3. Примет ли во внимание таможенный орган заявление физлица об обязательстве использовать товар (см п.2), находящийся в посылке, исключительно в личных целях? Освобождает ли данное заявление от уплаты таможенных пошлин? 4. На основании чего и как рассчитываются таможенные пошлины в случае, если товар в посылке признан товаром не для личного пользования, а физлицо, для которого эта посылка предназначается, не является участником ВЭД и приобрело данный товар исключительно для личного пользования, а не для коммерческих целей? 5. Какие еще (кроме таможенных пошлин) платежи необходимы для таможенной очистки посылки в случае, описанном выше? 6. Должны ли сотрудники таможенного отделения разъяснять все вышеперчисленные вопросы на месте в устной или письменной форме? Должны ли они выдавать, заполнять или помогать в заполнении необходимых для растаможки документов? Вообще говоря, идеальным результатом в данном случае была бы точная всеобъемлющая пошаговая инструкция, где указаны все необходимые этапы, документы и расчеты, касающиеся таможенного оформления международных почтовых переводов для физических лиц.

29.04.2019
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 29 апреля 2019 года на вопрос от 19 апреля 2019 года № 546221 «Заполнение книги учета наличных данных при наличии онлайн ККМ с функцией передачи данных»

Утенова Алия, пятница, 19 апреля 2019 года № 546221

Автору блога: Султангазиев М.Е.

Категории: Малый и средний бизнес


Нужно ли кассиру заполнять книгу учета наличных данных при имеющиеся онлайн ККМ с функцией передачи данных? Кассовые аппараты поставлены на учет в 2017 году и книга учета заверены в налоговом комитете.

29.04.2019
Ответ Министра национальной экономики РК от 29 апреля 2019 года на вопрос от 25 апреля 2019 года № 547157 «Проект приказа Министра национальной экономики РК «Об утверждении Правил осуществления деятельности субъектами естественных монополий»»

Тастанов Марат, четверг, 25 апреля 2019 года № 547157

Автору блога:  Даленов Р.Е.

Категории:  Свободная тема


На сайте Министерства национальной экономики, я увидел Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан Р.Даленова «Об утверждении Правил осуществления деятельности субъектами естественных монополий". В соответствии с подпунктом 6) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года «О естественных монополиях» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления деятельности субъектами естественных монополий. 2. Комитету по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан; 3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан; 4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. Вопрос: Данный приказ без даты и подписи. Его нет на электронном эталонном банке НПА! С какого момента он вступает в законную силу и когда его зарегистрируют или уже зарегистрировали в регистрирующем уполномоченном органе РК?

29.04.2019
Ответ Министра национальной экономики РК от 29 апреля 2019 года на вопрос от 24 апреля 2019 года № 547073 «Выступления МИО районов (городов областного значения ) в качестве государственного партнера»

Альмереков Арман, среда, 24 апреля 2019 года № 547073

Автору блога:  Даленов Р.Е.

Категории:  Финансы


В соответствии со статьей 54 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) к расходам областного бюджета относятся государственные обязательства по проектам государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), местных исполнительных органов, включая государственные обязательства по проектам ГЧП местных исполнительных органов района (города областного значения), принятых маслихатом соответствующей области. Также согласно статье 56 Кодекса, к расходам районного (города областного значения) бюджета относятся выполнение государственных обязательств по проектам ГЧП, местных исполнительных органов, принятых маслихатом соответствующей области. При этом, согласно статьи 163 Кодекса принятие государственных обязательств по проектам ГЧП, местными исполнительными органами осуществляется на основании решения маслихата области, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения) соответственно. Таким образом, согласно бюджетному законодательству акиматам района (города областного значения) по проектам ГЧП предоставлена возможность принимать государственные обязательства наравне с МИО областей. Вместе с тем, в соответствии со статьей 160 Кодекса, установлено, что принятие государственных обязательств по проектам ГЧП, местными исполнительными органами осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан в области государственно-частного партнерства и о концессиях. Так, Законом РК «О государственно-частном партнерстве» (далее - Закон) определена только лишь компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы в области ГЧП, тогда как полномочия акиматов районов (городов областного значения) не регламентированы данным законодательством. Статьей 5 Закона установлено что, государственный партнер – Республика Казахстан, от имени которой выступают государственные органы, государственные учреждения, государственные предприятия и товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, пятьдесят и более процентов долей участия в уставном капитале или голосующих акций которых прямо или косвенно принадлежат государству, заключившие договор государственно-частного партнерства. В связи с этим, при реализации проектов ГЧП на соответствующем уровне возникают следующие вопросы: - Могут ли акиматы районов (городов областного значения) выступать в качестве государственного партнера? - Могут ли акиматы районов (городов областного значения) проводить выплаты по государственным обязательствам?

29.04.2019
Ответ Министра национальной экономики РК от 29 апреля 2019 года на вопрос от 24 апреля 2019 года № 547034 «Определение категории субъектов предпринимательства»

Bin050740001755, среда, 24 апреля 2019 года № 547034

Автору блога:  Даленов Р.Е.

Категории:  О работе государственных органов (госуслуги)


Как известно согласно п.2 ст.24 Предпринимательского кодекса РК (далее - Кодекс) субъекты предпринимательства дифференцируются в зависимости от категории для целей: государственной статистики (1), оказания государственной поддержки (2), применения иных норм законодательства РК (3). При этом указано, что для целей государственной статистики используется только один критерий - среднегодовой численности работников. А для целей оказания господдержки и применения иных норм законодательства РК прямо предусмотрено, что должны использоваться два критерия: среднегодовая численность работников и среднегодовой доход. Отдельно оговорено, что программами господдержки субъектов частного предпринимательства могут предусматриваться иные критерии. С этим ясно – надо смотреть конкретную программу господдержки. Однако в отношении целей применения иных норм законодательства РК никаких специальных оговорок не предусмотрено. Далее в пунктах 3-6 ст. 24 Кодекса указаны числовые значения критериев среднегодовой численности работников и среднегодового дохода, а также указаны виды деятельности и виды уплачиваемых налогов, исходя из которых субъекты предпринимательства относятся к категориям микро, малого, среднего и крупного предпринимательства. Из изложенного следует, что в целях применения административного законодательства в соответствие с п.2 ст. 24 Кодекса должны применяться два критерия: среднегодовая численность работников и среднегодовой доход. Однако в Письме Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 28 мая 2018 года № КГД-02/13888-И где в главе «Относительно оформления дел об административных правонарушениях» указывается, что при ведении дел об адмправонарушениях территориальным органам госдоходов следует в обязательном порядке прилагать электронную справку, содержащую информацию о категории субъектов предпринимательства. При этом не упоминается специальное нормативное положение, изложенное в п.2 статьи 24 Кодекса. Электронная справка выдается Министерством национальной экономики РК, согласно Стандарту госуслуги «Предоставление информации о категории субъекта предпринимательства» утвержденному приказом Министра нацэкономики РК от 3 июля 2017 года № 268 из электронной базы данных Реестра субъектов предпринимательства, содержащей сведения о категориях субъектов предпринимательства. В Реестре категории субъектов предпринимательства определены в соответствии с вышеуказанными положениями пунктов 3-6 ст. 24 Кодекса. Правительством РК утверждены Правила ведения и использования реестра субъектов предпринимательства. При этом ни в Правилах, ни в КоАП не содержатся нормы, отменяющие действие нормативных положений п.2 ст.24 Кодекса определяющих применение критериев в зависимости от различных целей. Однако на местах уполномоченные лица заявляют, что для применения административного законодательства им достаточно получения электронной справки из Реестра с указанием категории субъекта предпринимательства, а п.2 ст. 24 Кодекса игнорируют, ссылаясь на отсутствие инструктивного указания о необходимости применения этого пункта закона. При таких обстоятельствах, прошу дать разъяснение, что при определении категории субъектов предпринимательства не в целях государственной статистики и не в целях государственной поддержки, а в иных целях наряду с электронной справкой из Реестра, также необходимо получение сведений о среднегодовой численности работников и среднегодовом доходе субъекта предпринимательства для объективного определения категории субъекта предпринимательства в соответствии с нормативными требованиями п.2 ст.24 Предпринимательского кодекса.

29.04.2019
Ответ Министра финансов РК от 29 апреля 2019 года на вопрос от 11 апреля 2019 года № 544772 «Вступление в законную силу договора государственных закупок»

Унгарбаев Нурхан, четверг, 11 апреля 2019 года № 544772

Автору блога:  Смаилов А.А

Категории:  Финансы


Согласно пунктов 9, 11 статьи 43 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее - Закона) при заключении договора о государственных закупках товаров, определенных способом запроса ценовых предложений, поставщик должен внести обеспечение исполнения договора в течении 10 рабочих дней и прикрепить на веб-портале государственных закупок копию платежного поручения, после чего договор вступить в силу и его статус поменяется с «Подписан» на «Действует». В случае не внесения в установленный срок заказчик направляет уведомление через портал государственных закупок уведомление и расторгает договор в одностороннем порядке с автоматическим занесением поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Так как в соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона поставщик признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках. При этом согласно пункта 1 статьи 46 Закона договор о государственных закупках, который не регистрируется в органах Казначейства, вступает в силу после его подписания заказчиком и поставщиком либо полного внесения последним обеспечения исполнения договора о государственных закупках, предусмотренного конкурсной документацией (аукционной документацией). Вопрос 1. Почему на портале государственных закупок договора о государственных закупках, осуществленных способом запроса ценовых предложений, сразу не вступают в силу со статусом «Действует»? Вопрос 2. Законно ли вступают в силу договора о государственных закупках, осуществленных способом запроса ценовых предложений, после внесения обеспечения исполнения договора (статус «Подписан» меняется на статус «Действует»)? Вопрос 3. Если договора о государственных закупках, осуществленных способом запроса ценовых предложений, вступают в силу с момента подписания (при статусе «Подписан»), то является ли законным их признание как уклонившихся от заключения договора о государственных закупках и, после отправления посредством портала уведомления, в одностороннем порядке расторгать действующий (заключенный) договор и автоматически вносить их в реестр недобросовестных поставщиков? Вопрос 4. Позволяет ли Закон поставщика, заключившего договор и который вступил в силу, без суда признать недобросовестным поставщиком, уклонившимся от заключения договора о государственных закупках? 

29.04.2019
Ответ Министра финансов РК от 29 апреля 2019 года на вопрос от 18 апреля 2019 года № 546082 «Не внесение обеспечения договора госзакупок в случае досрочной поставки товара до окончания срок (10 рабочих дней)»

Аташбаев Нурлыбек, четверг, 18 апреля 2019 года № 546082

Автору блога:  Смаилов А.А

Категории:  Финансы


После  внесения  изменении в Закон о ГЗ об обязательном внесении обеспечении договора госзакупок в размере 3% от суммы договора в течении 10 рабочих дней , возникли разногласия в толковании данной статьи. В связи с этим  прошу Вас дать пояснение в случае когда поставщик осуществляет поставку товара до истечения срока для внесения обеспечения договора , тем  самым отпадает необходимость вносить обеспечение договора в размере 3% , так как обязательства по договору исполнены в полном объёме , акты  приемки товара подписаны.
Фактически товар получен заказчиком , претензии не имеет . Договор можно считать исполненным и логически отпадает само собой  смысл внесение гарантии на обеспечение исполнении договора.
Часто договорах устанавливают срок поставки товара 15 календарных дней с момента подписание договора, сроки внесения обеспечения договора  составляет 10 рабочих дней т.е это примерно 14 дней. В таком случае поставщику нет необходимости затягивать поставку товара.
За каждую платежную операцию банк изымает от 400-600 тенге комиссии, в среднем на 100 договоров 40-50000 тенге  тратиться , это так же дополнительные не нужные расходы для поставщика .  
Так же на портале ГЗ без внесения соответствующего файла в разделе  обеспечение исполнения статус договора не меняется, остается ПОДПИСАН , что так же доставляет неудобства заказчику .
По существу выше заданных вопросов прошу дать чёткое пояснение 
Можно ли не вносить обеспечение договора в размере 3% от суммы в случае поставки  досрочной товара до окончания срок  (10 рабочих дней) 

29.04.2019
Ответ Министра финансов РК от 29 апреля 2019 года на вопрос от 18 апреля 2019 года № 545996 «Подсчет заказчиком условной скидки потенциальному поставщику»

Касенбекова Дина, четверг, 18 апреля 2019 года № 545996

Автору блога:  Смаилов А.А

Категории:  Финансы


Согласно пунктам 157, 158 Правил осуществления государственных закупок, при наличии у потенциального поставщика документа, подтверждающего соответствие системы менеджмента качества национальному или международному стандарту, выданному производителю предлагаемых товаров, исполнителю работ, услуг органами по сертификации, конкурсная комиссия присваивает условную скидку в размере двух процентов (2%), а также при наличии у потенциального поставщика документа, подтверждающего соответствие системы экологического менеджмента национальному стандарту, выданного производителю предлагаемых товаров, исполнителю работ, услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан, конкурсная комиссия присваивает условную скидку в размере одного процента (1%). В соответствии с законодательством о техническом регулировании сертификат соответствия выдается, аккредитованным органом по аккредитации, или международными организациями по аккредитации, членом которых является Республика Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Сертификат соответствия оформляется на бланке, в котором указываются наименование и местонахождение заявителя, изготовителя (исполнителя) продукции, органа, выдавшего сертификат соответствия; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; срок действия сертификата. Вместе с тем, на сегодняшний день имеются случаи, когда при проверке сертификатов на сайте национального центра аккредитации отображаются сертификаты со следующими статусами «Переоформлен», «Не действителен», «Истёк», «Сертификат». К примеру, организация принимающая участие в государственных закупках прикладывает сертификаты со сроком действия актуальным на сегодняшний день (срок действия сертификата до 16.02.2020г.), в то время как эти же сертификаты на сайте http://www.nca.kz/ имеют статус «не действителен». При этом, отмечаем, что законодательством о государственных закупках не предусмотрена процедура проверки сертификатов в информационных источниках. Вопросы: 1. Чем руководствоваться заказчику/организатору при подсчете условной скидки потенциальному поставщику: сертификатами, содержащимися в конкурсной заявке со сроком действия актуальным на сегодняшний день либо информацией, размещенной на сайте http://www.nca.kz/, при этом учитывая, что процедура проверки сертификатов на данном интернет-ресурсе не регламентирована законодательством о государственных закупках? 2. Просим разъяснить что означают статусы сертификатов «Переоформлен», «Не действителен», «Истёк», «Сертификат» на вышеуказанном сайте? 3. Какой юридический статус имеет сайт национального центра аккредитации http://www.nca.kz/?

29.04.2019
Ответ Министра финансов РК от 29 апреля 2019 года на вопрос от 16 апреля 2019 года № 545588 «Исполнение договора о государственных закупках услуг в части оплаты»

Какимова Жанара, вторник, 16 апреля 2019 года № 545588

Автору блога:  Смаилов А.А

Категории:  Финансы


Просим Вас дать разъяснение касательно исполнения договора о государственных закупках услуг в части оплаты. Согласно пп)2.2, п.2 типовой формы договора на услуги, что размещен на портале государственных закупок (www.goszakup.gov.kz): «Плата за оказанные Услуги производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика не позднее 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Сторонами акта оказанных Услуг», а согласно пп)2.4, п.2: «Необходимые документы, предшествующие оплате: 1) подписанный Договор; 2) акт(ы) оказанных услуг; 3) отчет о местном содержании в работах и услугах по форме согласно приложению 22-5 к Правилам; 4) счет-фактура с описанием, указанием общей суммы оказанных услуг, предоставленная Поставщиком Заказчику». Согласно пп)4, п.1, ст.413 Налогового кодекса: «Счет-фактура выписывается не ранее даты совершения оборота по реализации и не позднее 15 календарных дней после такой даты». Вопрос заключается в следующем: с какого момента считать Заказчику положенный срок, с момента подписания акта или с момента предоставления полного пакета документов? Если поставщик выставили и подписали акт 28.02.2019, электронную счет-фактуру выставил 14.03.2019г., потом исправленную счет-фактуру перевыставил 28.03.2019г. С какого момента нам производить оплату? С момента подписания акта или с момента выставления всех правильно оформленных документов?

26.04.2019
Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 26 апреля 2019 года на вопрос от 22 апреля 2019 года № 546502 «Исчисление и уплаты ОПВ физическими лицами получившими доход от сдачи в имущественный наем (аренду) имущества»

Маманова Дана, понедельник, 22 апреля 2019 года № 546502

Автору блога: Сапарбаев Б.М.

Категории:  Социальное обеспечение


В связи с изменениями, внесенными в Закон «О пенсионном обеспечении в РК» от 21.06.2013 №105-V (далее – Закон), с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.01.2019, возникает несколько вопросов.

Пунктом 1 ст. 24 Закона [1] установлено, что «обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд подлежат уплате агентами…» и пп. 28, п. 1, ст. 1 вышеназванного Закона [1] установлено, что «В качестве агента по уплате обязательных пенсионных взносов за физических лиц, получающих доходы по договорам ГПХ, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), рассматриваются налоговые агенты, определенные налоговым законодательством Республики Казахстан». 

Вопрос 1:
Юридическое лицо (арендатор недвижимости) заключило договор с индивидуальным предпринимателем (далее – ИП), который от имени собственника недвижимости (физ.лица), по договору доверительного управления предоставляет недвижимое имущество в наем (юр.лицу). 
В данной ситуации, возникает ли обязательство у ИП или у юридического лица (арендатора недвижимости) исчислять, удерживать и перечислять ОПВ за физическое лицо – собственника недвижимости (квартиры)?

Вопрос 2:
Пунктом 4 ст. 25 вышеназванного Закона [1] установлено, что «Для … физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) обязательные пенсионные взносы в свою пользу, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере …». 
Гражданский Кодекс РК (далее – ГК РК), понятие «оказание услуг» поясняет в ст.683 Гл. 33, как совершение определенный действий, или осуществление определенной деятельности по договору возмездного оказания услуг, где исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти. Статьей 684 ГК РК также установлено «… исполнитель обязан оказать услуги лично». 
Как видно из ГК РК, изначально законодатель намеревался регулировать деятельность фрилансеров (лиц, оказывающих услуги лично). Следовательно, имущественный наем (аренда квартиры) не оказываемый лично физическим лицом, исключен из дохода, с которого физ.лицо – получатель дохода, обязан перечислять обязательные пенсионные взносы (далее – ОПВ). 
В связи с чем, прошу уточнить:

- является ли аренда квартиры услугой в целях пенсионного законодательства РК?

26.04.2019
Ответ Министра энергетики РК от 26 апреля 2019 года на вопрос от 18 апреля 2019 года № 546063 «Лицензирование деятельности по монтажу и ремонту бурового, нефтегазопромыслового, геологоразведочного (на нефтегазовых месторождениях)»

Сванбаев Санжар, четверг, 18 апреля 2019 года № 546063

Автору блога: Бозумбаев К.А.

Категории:   Свободная тема


В свое время законодательство РК о лицензировании содержало требование о получении лицензии на следующий вид деятельности: Проектирование, изготовление, монтаж, ремонт бурового, нефтегазопромыслового, геологоразведочного (на нефтегазовых месторождениях), взрывозащищенного электротехнического оборудования (на нефтегазовых месторождениях), подъемных сооружений, а также котлов с рабочим давлением выше 0,7 кг/см2 и температурой теплоносителя выше 115 С, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением выше 0,7 кг/см2 в нефтегазовой отрасли. Наша Компания получила такую лицензию, однако с 2012 года данный вид деятельности был исключен из лицензируемых. В 2014 году был принят Закон «О разрешениях и уведомлениях» (далее – «Закон»), в котором этот вид деятельности отсутствует. Согласно п.1 ст. 52. Закона»: 1. Разрешения и уведомления, действовавшие до введения в действие настоящего Закона и не вошедшие в перечни разрешений и уведомлений, предусмотренные приложениями 1, 2 и 3 к настоящему Закону, с учетом исключений, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 настоящего Закона, не являются обязательными к наличию и осуществление деятельности или действий (операций) без данных разрешений и уведомлений не влечет ответственности для физических или юридических лиц. На основании изложенного, просим подтвердить отсутствие необходимости получать какую либо лицензию или разрешение из тех, что предусмотренные приложениями 1, 2 и 3 к Закону для осуществления деятельности по монтажу и ремонту бурового, нефтегазопромыслового, геологоразведочного (на нефтегазовых месторождениях), взрывозащищенного электротехнического оборудования (на нефтегазовых месторождениях), подъемных сооружений, а также котлов с рабочим давлением выше 0,7 кг/см2 и температурой теплоносителя выше 115 С, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением выше 0,7 кг/см2 в нефтегазовой отрасли

26.04.2019
Ответ Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 26 апреля 2019 года на вопрос от 23 апреля 2019 года № 546741 «Разъяснение статьи в статье 79 пп.16 Закона «О гражданской защите» Лица, имеющие просроченные удостоверения…»

СОЛДАТОВ ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, вторник, 23 апреля 2019 года № 546741

Автору блога:  Скляр Р.В.

Категории:  Свободная тема


Возникают спорные моменты при понимании статьи приведенной ниже. В закон Республики Казахстан "О гражданской защите" от 11 апреля 2014 года № 188-V 3PK, по состоянию на 18.03.2019г. написано в статье 79 п.п.16: -Лица, имеющие просроченные удостоверения, должны сдать экзамен в течение одного месяца после допуска к работе. Пожалуйста, разъясните этот пункт. После, какого допуска к работе, работник допускается к работе с просроченным удостоверением? Или это касается только вновь принятых работников?

26.04.2019
Ответ Министра финансов РК от 26 апреля 2019 года на вопрос от 14 марта 2019 года № 540524 «Неразделение товаров по однородным видам при закупе канцлерских товаров»

Оспанова Камал, четверг, 14 марта 2019 года № 540524

Автору блога:  Смаилов А.А

Категории:  Свободная тема


Согласно Приказа Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 1 марта 2019 года № 159 «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, по которым разделение на лоты по их однородным видам и по месту их поставки (выполнения, оказания) не требуется» утвержден перечень товаров, работ, услуг, по которым разделение на лоты по их однородным видам и по месту их поставки (выполнения, оказания) не требуется. При этом согласно п. 8 ст. 207 КоАП РК, неразделение при осуществлении государственных закупок товаров, работ, услуг на лоты по их однородным видам и месту их поставки (выполнения, оказания), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках. Данное нарушение влечет штраф на должностных лиц в размере десяти месячных расчетных показателей. Таким образом, руководствуясь вышеуказанным приказом, при приобретении канцлерских товаров имеется возможность объявиться одним лотом, при этом прописать весь перечень товаров с техническими характеристиками и необходимым количеством товаром. Руководствуясь КоАП РК, является ли в данной ситуации нарушением по неразделению товаров по однородным видам, так как к примеру, ручка и бумага не являются однородными. Так же в Едином номенклатурном справочнике товаров, работ и услуг отсутствует код на канцелярские товары, С помощью которого заказчик может прописать в технической спецификации весь перечень канцелярских товаров.

26.04.2019
Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 26 апреля 2019 года на вопрос от 10 апреля 2019 года № 544544 «Согласование с работниками актов (приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения) работодателя»

Саитходжаев Нургали, среда, 10 апреля 2019 года № 544544

Автору блога: Сапарбаев Б.М.

Категории:  Свободная тема


В нашей компании численность работников составляет более 1000 человек. При этом штат отдельных управлений может достигать 100 работников. В целях определения задач, функций, должностных обязанностей, разграничения ответственности в компании разрабатываются приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения. Данные акты работодателя согласуются с начальниками управлений, зам.директорами и/или директором. Так согласно пп.41 п.1 ст.1 ТК РК, «акты работодателя - приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, графики сменности, графики вахт, графики отпусков, издаваемые работодателем». В соответствии с п.1 ст.12 ТК РК, «Работодатель в случаях, предусмотренных соглашениями, коллективным договором, издает акты с учетом мнения представителей работников». На основании п.2 ст.12 ТК РК, «Работодатель представляет проект акта работодателя и обоснование по нему представителям работников. При наличии нескольких представителей работников ими создается единый представительный орган для учета мнения по актам работодателя, численный состав которого пропорционален численности представляемых ими работников». Вопросы: 1. Обязан ли работодатель согласовывать акты работодателя, в случае если соглашениями, коллективным договором не предусмотрено согласование с работниками актов работодателей? 2. Если акты работодателя созданы для управлений (подразделений) компании, численность работников которых составляет 100 человек, сколько работников должно состоять в представительном органе для учета мнения по актам работодателя (по пропорциональности)? 3. Можно ли утвердить актом работодателя список работников состоящих в представительном органе? Может ли работодатель устанавливать численность представительного органа в независимости от численности персонала компании (управлений, структурных подразделений)? 4. В случае если для учета мнения акта работодателя численности персонала, будет недостаточно, будет ли это являться нарушением? 5. Прошу более подробно разъяснить статью 12 ТК РК.

26.04.2019
Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 26 апреля 2019 года на вопрос от 12 апреля 2019 года № 544935 «Расторжение трудовых договоров в связи с ликвидацией акционерного общества»

Турсумбаева Жадыра, пятница, 12 апреля 2019 года № 544935

Автору блога: Сапарбаев Б.М.

Категории:  Нацкомпании


В установленном порядке принято решение о ликвидации акционерного общества. Это является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя по пп 1) п.1. ст. 52 ТК РК. Согласно п.1 ст. 53 ТК РК Работодатель обязан письменно уведомить работника о расторжении трудового договора по указанному выше основанию не менее чем за один месяц. При этом для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком действует общий порядок расторжения трудового договора, без каких-либо ограничений (п.1. ст. 54). В связи с этим возникают вопросы: 1. Является ли решение о ликвидации организации, создании ликвидационной комиссии основанием для вручения уведомления о расторжении трудового договора женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком и в течение какого времени оно вручается после указанного решения? 2. Если юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность после внесения об этом сведений в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров (Закон о госрегистрации), а по плану ликвидации ее завершение предполагается в течение полутора лет, то можно ли социально защищенным работникам (объем работы для которых отсутствует) вручить уведомление о расторжении трудового договора позже даты принятия решения о ликвидации, но не позднее чем за 1 месяца до прекращения деятельности организации? 3. Могут ли сохраняться трудовые отношения с некоторыми работниками (водитель, уборщица, охранник и др.) параллельно с договорами с членами ликвидационной комиссии?

26.04.2019
Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 26 апреля 2019 года на вопрос от 10 апреля 2019 года № 544598 «Вопросы трудовых виз»

Ибраимова Асель, среда, 10 апреля 2019 года № 544598

Автору блога: Сапарбаев Б.М.

Категории:  Малый и средний бизнес


Заранее благодарю за предоставляемые ответы относительно трудовых виз. Ситуация: ТОО «А» (резидент РК) планирует ввести в состав учредителей гражданина Украины, на основании оформляемой ему визы бизнес-иммигранта категории С5. Вместе с тем, на текущее время данный гражданин Украины, имеет визу С3 и осуществляет трудовую деятельность на дистанционной основе в ТОО «Б» (резидент РК), на основании выданного ТОО «Б» разрешения на привлечение иностранного работника соответствующим местным исполнительным органом. Срок визы С3 и соответственно трудового договора истекает в сентябре 2019 года. Согласно пп.1) п.44 Правил оформления приглашений, согласования приглашений на въезд иностранцев и лиц без гражданства в Республику Казахстан, выдачи, аннулирования, восстановления виз Республики Казахстан, а также продления и сокращения сроков их действия (далее - «Правила»), виза аннулируется при выдаче новой визы, если в паспорте имеется виза, срок действия которой не истек, или которая не была использована. Следовательно, при выдаче визы С5 на гражданина Украины, виза С3 будет подлежать аннулированию. Учитывая изложенное, а также что визы С5 и С3 относятся к трудовым визам, возникают следующие вопросы: - касающиеся деятельности ТОО «Б»: 1) какие действия должны последовать со стороны ТОО «Б» после аннулирования визы С3 в связи с выдачей гражданину Украины визы С5? 2) является ли аннулирование визы С3 (в связи с выдачей гражданину Украины визы С5), основанием для обращения ТОО «Б» в соответствующий местный исполнительный орган для добровольного возврата разрешения на привлечение иностранной рабочей силы? 3) имеет ли право ТОО «Б» после выдачи гражданину Украины визы С5 (оформленного в целях введения в состав учредителей ТОО «А»), продолжить трудовые отношения с гражданином Украины до сентября 2019г., согласно срока предоставленного разрешения на привлечение иностранной рабочей силы? Если нет, то какие действия должны быть предприняты со стороны ТОО «Б» в целях продолжения трудовых отношений с гражданином Украины ? 4) в случае добровольного возврата ТОО «Б» разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, с какого момента должен быть расторгнут трудовой договор с гражданином Украины, с момента аннулирования визы С3 либо с момента добровольного возврата разрешения на привлечение иностранной рабочей силы ? - касающиеся деятельности ТОО «А»: 1) может ли ТОО «А» на основании трудовой визы С5, выданной гражданину Украины, после его вступления в состав учредителей ТОО «А» , также оформить с ним трудовые отношения ? Требуется ли в этих целях получение от соответствующего местного исполнительного органа разрешения на привлечение иностранного работника ?

26.04.2019
Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 26 апреля 2019 года на вопрос от 11 апреля 2019 года № 544767 «Оказание адресной социальной помощи многодетным семьям»

Азизов Азиз, четверг, 11 апреля 2019 года № 544767

Автору блога: Сапарбаев Б.М.

Категории:  Социальное обеспечение


Прошу Вас разъяснить ситуацию, при которой оказывается адресная социальная помощь многодетным семьям. У нас с супругой 5 детей. Супруга в отпуске по уходу за ребенком до 7 лет (на четвертого ребенка). Я в декретном отпуске (на пятого ребенка) до 30.11.2019 г. Я получаю декретные 85000 тг в месяц, супруга 10000 как многодетная мать. Совокупный доход составляет 95000 тг в месяц. По всем требованиям мы подходим. Но, при обращении в ГЦВП по Ауэзовскому району, мне отказали в АСЦ, в связи с тем, что мы не имеем право одновременно быть в отпуске. То есть, ушли в отпуск на законных основаниях, а для АСЦ это не законно. Это единственная причина, по всем остальным требованиям к нам вопросов нет. Как быть?