Блоги министров

17.01.2020
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 17 января 2020 года на вопрос от 18 ноября 2019 года № 581071 «Исчисление и уплата авансовых платежи по КПН юридическим лицом, в случае несоответствия условиям пункта 2 статьи 305 НК»

Капаева Алия, понедельник, 18 ноября 2019 года № 581071

Автору блога: Султангазиев М.Е.

Категории: Малый и средний бизнес


Согласно пп7) п. 2 ст. 305 НК не исполняют налоговые обязательства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи: 7) налогоплательщики, соответствующие условиям пункта 1 статьи 708 настоящего Кодекса; По п. 1 ст. 708 НК для целей применения настоящего Кодекса организацией, осуществляющей деятельность на территории специальной экономической зоны, является юридическое лицо, соответствующее одновременно следующим условиям:
Но! Положения настоящего пункта не распространяются на лиц, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. По п. 2 ст. 708 НК для целей применения настоящего Кодекса организацией, осуществляющей деятельность на территории специальной экономической зоны, также признается юридическое лицо, соответствующее одновременно следующим условиям: 1) является участником специальной экономической зоны "Парк инновационных технологий" в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных экономических и индустриальных зонах; Компания является участников специальной экономической зоны "Парк инновационных технологии". 
Вопрос: Согласно статье 305, также статье 708 Налогового кодекса РК, компания имеет возможность не исполнять обязательства по исчислению сумм авансовых платежей, если в ст. 305 НК ссылка только на п. 1 ст. 708 НК, но мы относимся к п. 2 ст. 708 НК. но также уменьшаем КПН на 100%. Должны ли мы уплачивать Авансовые платежи по КПН???

17.01.2020
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 17 января 2020 года на вопрос от 13 декабря 2019 года № 585447 «Отражение в форме 100.01 такие расходы как командировочные, представительские, расходы по курсовой разнице»

Девяткина Марина, пятница, 13 декабря 2019 года № 585447

Автору блога: Султангазиев М.Е.

Категории: Финансы


В соответствии с Правилами заполнения Декларации по КПН (ФНО 100.00), налогоплательщики, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, представляют Приложение 100.01. 
В форме 100.01 отражаются сведения по приобретенным товарам (работам, услугам), включая не относимые на вычеты. 
Уточните, пожалуйста, в Приложении следует указывать только расходы, отраженные в строке 100.00.009 основной формы декларации, или все расходы налогоплательщика, включая расходы отраженные в строках с 100.00.010 по 100.00.020? 
Например, следует ли отражать в форме 100.01 такие расходы как: командировочные, представительские, расходы по курсовой разнице?

17.01.2020
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 17 января 2020 года на вопрос от 19 декабря 2019 года № 585958/1 «Разъяснение по заполнении строки 300.00.013 (ФНО 300.00)»

Самсонова Любовь, четверг, 19 декабря 2019 года № 585958/1

Автору блога: Султангазиев М.Е.

Категории: Финансы


Подскажите, пожалуйста, при заполнении строки 300.00.013 если есть переносимый НДС, например дата оборота 30.09.19 (3 квартал) а выписана ЭСФ 10.10.19 (4 квартал), как отражать сам оборот, оставлять в 3 квартале или переносить с НДС в 4 квартал?

17.01.2020
Ответ Министра финансов РК от 17 января 2020 года на вопрос от 12 декабря 2019 года № 585229 «Внесение обеспечения исполнения договора о государственных закупках, при заключении договора о государственных закупках со сроком более одного финансового года»

Жакупова Алина, воскресенье, 12 декабря 2019 года № 585229

Автору блога:  Смаилов А.А

Категории:  Финансы


В соответствие со статьей 43 Закона о государственных закупок, Поставщик в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора о государственных закупках обязан внести обеспечение исполнения договора о государственных закупках, а также сумму в соответствии со статьей 26 настоящего Закона (при наличии).
Обеспечение исполнения договора о государственных закупках, а также сумма в соответствии со статьей 26 настоящего Закона (при наличии) вносятся поставщиком в качестве гарантии того, что он надлежащим образом исполнит свои обязательства по заключенному с ним договору о государственных закупках.
Размер обеспечения исполнения договора о государственных закупках устанавливается организатором государственных закупок в размере трех процентов от общей суммы договора о государственных закупках. 
В случае, если договором о государственных закупках предусмотрена выплата аванса, поставщик дополнительно к обеспечению исполнения договора о государственных закупках вносит обеспечение аванса в размере, равном авансу.
Поставщик вправе выбрать один из следующих видов обеспечения исполнения договора о государственных закупках: 1) гарантийный денежный взнос, который вносится на банковский счет заказчика либо на счет, предусмотренный бюджетным законодательством Республики Казахстан для заказчиков, являющихся государственными органами и государственными учреждениями; в соответствие с п. 11 статьи 43 Закона о государственных закупках 11. 
В случае заключения договора о государственных закупках со сроком действия более одного финансового года размер обеспечения исполнения договора о государственных закупках на текущий финансовый год исчисляется исходя из годовой суммы договора о государственных закупках, предусмотренной в соответствующем финансовом году. 
Поставщик вправе выбрать один из следующих видов обеспечения исполнения договора о государственных закупках: 1) гарантийный денежный взнос, который вносится на банковский счет заказчика либо на счет, предусмотренный бюджетным законодательством Республики Казахстан для заказчиков, являющихся государственными органами и государственными учреждениями; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 26.12.18 г. № 202-VI (введено в действие с 1 января 2019 г.) (см. стар. ред.) 2) банковскую гарантию, предоставляемую в форме электронного документа. 
Предоставление банковской гарантии на бумажном носителе допускается в случаях, предусмотренных подпунктами 4), 9), 17), 18), 20), 21), 23), 26), 31), 32), 35), 40) и 41) пункта 3 статьи 39 и статьей 50 настоящего Закона; В настоящее время возникла проблема с выпуском электронных банковских гарантий на многолетние договоры, так как система портала государственных закупок не позволяет выпускать гарантии на 3 процента от полной суммы договора, только от суммы на текущий финансовый год. 
Также порталом предусмотрено прикрепление дополнительных гарантий только к дополнительным соглашениям, отсюда вытекает проблема, что при отсутствии дополнительного соглашения мы технически не можем выпустить электронную гарантию, а закидывать деньги на счет организатора не всегда является возможным. 
Можно ли решить эту проблему и предусмотреть выпуск гарантий от полной суммы договора при многолетних договорах?

17.01.2020
Ответ Министра финансов РК от 17 января 2020 года на вопрос от 12 декабря 2019 года № 585240 «Период признания дохода, в котором были получены экономические выгоды и корректировка и заполнение ФНО 910.00»

Поздняков Сергей, воскресенье, 12 декабря 2019 года № 585240

Автору блога:  Смаилов А.А

Категории:  Малый и средний бизнес


Вашим Приказом: "О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 12 февраля 2018 года № 166 "Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления"" от 13 ноября 2019 года № 1255, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 ноября 2019 года № 19600, в целях реализации в соответствии с пунктами 2, 2-1 статьи 686 Налогового кодекса – постановка на учет в органах государственных доходов контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных или установка трехкомпонентной интегрированной системы (ТИС), и позволят уменьшить сумму ИПН на стоимость приобретения онлайн-ККМ или ТИС в размере 60 тыс.тенге, но не более чем на 50 процентов от исчисленной суммы налога за календарный год, внесены изменения в форму 910.00. 
В данной форме добавлены строки расшифровки Дохода 910.00.001 А "Доходы полученные безналичным путем" и 910.00.001 B "Доходы полученные путем наличных расчетов".
 Предприниматели осуществляющие деятельность в специальном налоговом режиме на основе упрощенной декларации, которые сдают форму 910 поставлены данным изменением в очень затруднительное положение. 
Во-первых, все налогоплательщики отражают в своей отчетности доходы согласно Налогового Кодекса ПО МЕТОДУ НАЧИСЛЕНИЯ, то есть применительно к форме 910, в нее включаются доходы, которые на момент сдачи формы НАЧИСЛЕНЫ , а не ПОЛУЧЕНЫ. Они могут быть: а) оплачены полностью, б) частично в) НЕ ОПЛАЧЕНЫ СОВСЕМ. 
Соответственно при варианте а), когда доходы оплачены, то есть РЕАЛЬНО ПОЛУЧЕНЫ, отчет заполнить можно, расписав то, как получены данные доходы: налом или безналом, в том числе объем, полученный с использованием трехкомпонентной системы. 
При вариантах б) и в), когда часть доходов на момент сдачи не оплачена (НЕ ПОЛУЧЕНА), что указывать в строке "Доходы полученные безналичным путем" не понятно, если доход не оплачен предприниматель не может знать каким образом он его получит. 
С доходом, полученным за наличный расчет в момент совершения отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) понятно. А вот с неоплаченной частью нет. Например, был выписан счет на оплату безналом, но не оплачен на момент сдачи отчетности. Данный доход указали как получен безналом, а клиент потом после сдачи отчетности оплатил наличкой, сославшись на разные причины(счет арестован и др. причины). 
ВОПРОС: Получается предприниматель сдал отчет НЕ ВЕРНО и должен будет его скорректировать?
 ВОПРОС 2: почему налогоплательщики работая и оплачивая НАЛОГИ по методу НАЧИСЛЕНИЯ (за полученные и неполученные доходы, государство хочет получать налоги НАПЕРЕД) должны отчитываться по кассовому методу о полученных доходах, может есть смысл тогда и налоги оплачивать с РЕАЛЬНО полученных доходов?

17.01.2020
Ответ Министра финансов РК от 17 января 2020 года на вопрос от 26 декабря 2019 года № 587321 «Установление систем менеджмента в качестве критерия для применения условных скидок за наличие сертифицированных систем менеджмента в закупках»

ТУРАН БИЗНЕС ГРУПП, четверг, 26 декабря 2019 года № 587321

Автору блога:  Смаилов А.А

Категории:  Малый и средний бизнес


Касательно изменений в Правила осуществления государственных закупок В действующей редакции Правил осуществления государственных закупок, утвержденных Приказом МФ РК от 11 декабря 2015 года №648 (далее - Правила), в числе критериев, влияющие на конкурсное ценовое предложение при проведении государственных закупок, для потенциальных поставщиков предусмотрены условные скидки в размере от 1% до 2% при наличии документов о подтверждении соответствия систем менеджмента на соответствие национальным стандартам СТ РК ISO 9001 и СТ РК ISO 14001. С
тало известно, что в настоящее время в государственных органах завершено согласование проект Приказа МФ РК о внесении изменений и дополнений в Правила. 
В частности, исключаются приведенные выше нормы и в случае их принятия, заказчики в лице государственных органов и квазигосударственного сектора, рискуют получать товары, работы и услуги сомнительного качества. Кроме того, заявление о том, что сертификаты системы менеджмента выдаются сроком на один год также является неверным, так как большинство ОПС СМ выдают сертификаты соответствия систем менеджмента сроком на 3 года включая инспекционный контроль. Необходимо отметить, что принятие Правительством такого проекта не только уравнивает потенциальных поставщиков – предпринимателей, добросовестно подтвердивших соответствие предлагаемых товаров и услуг национальным стандартам, к тем предпринимателям, игнорирующим требования технического регулирования, но и ставит под сомнение конкурентоспособность всего отечественного производства и сферы услуг. Так, Республика Казахстан ежегодно участвует в подведении итогов Всемирного экономического форума (The Global Competitiveness Index) по критериям глобальной конкурентоспособности. 
В послании народу Казахстана, Елбасы выдвинута стратегическая цель – к 2050 году войти в число 30 развитых стран мира. The Global Competitiveness Index составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, в числе которых «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».
 Данные положения являются логически убедительными и обоснованными при составлении норм Государственных закупок не только в РК, но и в странах, участников рейтинга.
 Если обратится к фактам, то они показывают 2017-2018 2016-2017 Страна Занимаемое место в мировом рейтинге среди 140 стран 38 43 Россия 57 53 Казахстан Следует обратить внимание, что в Российской федерации, Республике Беларусь и других странах Евразийского экономического союза для участников государственных закупок предусмотрены нормы по наличию сертифицированной системы менеджмента. 
Хороший показатель уплаченных налогов, указанный в обосновании к Изменениям, не повышает квалификацию участников государственных закупок. Налоги являются обязательными платежами в бюджет, но не гарантирует качество и конкурентоспособность потенциального поставщика. Внедренные и сертифицированные системы менеджмента позволяет значительно повысить качество работ и услуг поставщиков. Исключение из критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение, наличие сертификатов соответствия систем менеджмента не может стимулировать бизнес выйти из тени и добросовестно платить налоги. 
Во-вторых, различные мнения о недобросовестной сертификации не могут являться основанием для снижения доверия и недооценке важности внедрения и сертификации систем менеджмента на предприятиях РК. ТОО «НЦА» аккредитован в международной системе аккредитации, что дает нам право заявлять о соответствии ОПС СМ гармонизированным стандартам, предъявляющих требования к деятельности органа по сертификации систем менеджмента. Обоснование, о том что любой желающий может купить сертификаты системы менеджмента является ошибочным, так как заказчики оплачивают услуги за процесс сертификации системы менеджмента, а не за сам сертификат. 
В свою очередь ТОО «Национальный Центр Аккредитации», который является единственным национальным органом по аккредитации в области оценки соответствия, определенным Правительством Республики Казахстан (постановление Правительства РК «Об определении органа по аккредитации» от 27августа 2008 года № 773), целенаправленно проводит работу по защите рынка от недобросовестных субъектов аккредитации, а также юридических лиц, консалтинговых организаций, осуществляющих деятельность, не соответствующую требованиям законодательства Республики Казахстан в области оценки соответствия. 
В рамках данной деятельности усилены требования к аттестации/повторной аттестации экспертов-аудиторов, проводятся обязательные инспекционные проверки деятельности ОПС СМ. В- третьих, во всех развитых странах мира (США, Германия, Япония и т.д.) системы менеджмента являются фундаментальными в вопросах развития экономики и бизнеса и поддерживаются на уровне Правительства. В РК на этапе первых экономических реформ также со стороны Правительства было (надеемся и продолжает иметь место) понимание и поддержка внедрения и функционирования систем менеджмента на предприятиях Республики. КТРМ совместно с Правительством организовывало и проводило республиканские совещания, в которых участвовали тысячи предприятий, где ведущие организации делились опытом внедрения систем менеджмента. Конкурсы по качеству и их Премии давали ряд преференций их участникам. Сфера технического регулирования РК складывается из многих составляющих, в том числе из поддержки качественного и количественного состава грамотных, квалифицированных экспертов-аудиторов, имеющих практический опыт подтверждения соответствия СМ на предприятиях нашей страны. 
Наряду с указанными, отказ от наличия сертификации в процессе государственных закупок отразится на востребованности экспертов, и соответственно, сведет на нет наши квалификационные и практические позиции перед коллегами по Евразийскому экономическому союзу. 
Также отмечаем, что проект Постановления Правительства, затрагивающий интересы субъектов предпринимательства, не проходил процедуру анализа регуляторных воздействий и не согласовывался с заинтересованными сторонами. 
Учитывая изложенное, в том числе положительный опыт предыдущих лет, от лица ОПС СМ предлагаем пересмотреть позицию государственного органа – разработчика в лице Министерства финансов РК и оставить пункты , 152-1, 156-159 Правил в действующей редакции.

17.01.2020
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 17 января 2020 года на вопрос от 12 ноября 2019 года № 580036/1 «Указание признака происхождения товара в случае возникновения излишек при приемке товаров»

МЕЛОМАН HOME VIDEO, вторник, 12 ноября 2019 года № 580036/1

Автору блога: Султангазиев М.Е.

Категории: Финансы


При импорте товаров очень часто бывают ситуации, когда уже после всей процедуры таможенной очистки, оплаты налогов, сдачи ГТД ( по товарам дальнего зарубежья) или Налогового заявления (по товарам ЕАЭС), при фактической приемке товаров выявляются излишки товаров. 
Данные категории товаров входят в Перечень изъятий, некоторые в перечень учитываемых на ВС. 
В связи с чем, вопросы: - в случае возникновения излишек при приемке товаров в учете мы у себя оприходуем эти ТМЦ через доходы, но непонятно какие данные нам указывать при заведении партий (источники происхождения) к этим ТМЦ ? - если указывать такие же партии (источники происхождения) какие указаны в ГТД или заявлении, то будут выявлены расхождения при камеральном контроле по этим ТМЦ и даст ли система ВС технически оприходовать данные товары как излишки в системе ИС ЭСФ на ВС, с указанием данных партий (источников происхождения) ,указанными в ранее сданном заявлении или ГТД?

17.01.2020
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 17 января 2020 года на вопрос от 14 ноября 2019 года № 580546 «Налогообложение премий по договорам добровольного медицинского страхования»

Нам Елена, четверг, 14 ноября 2019 года № 580546

Автору блога: Султангазиев М.Е.

Категории: Финансы


Просьба дать пояснение по налогообложению премий по договорам добровольного медицинского страхования. 
Компания заключает договора добровольного медицинского страхования на случай болезни для своих работников. Согласно п.4 статьи 324 НК РК расходы работодателя на уплату страховых премий по договорам страхования своих работников являются доходом работника в виде материальной выгоды. 
Верно ли, что согласно ст.324 упомянутая страховая премия в полном размере подлежит включению в доход работника в момент выплаты? 
Далее согласно ст. 257 «Вычет расходов по начисленным доходам работников и иным выплатам физическим лицам» вычету подлежат расходы работодателя по доходам работника, подлежащим налогообложению, указанным в п.1 ст.322.
При этом ст. 322 предусмотрено, что доходами работника подлежащими налогообложению являются доходы, начисленные работодателем, являющимся налоговым агентом и признанные в том числе в бухгалтерском учете работодателя в качестве расходов (затрат) , что включает в себя доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со ст.324
Если страховая премия по договору добровольного медицинского страхования подлежит включению в доход работника в момент оплаты полностью, верно ли , что таким образом премия на вычеты относится в составе расходов начисленным доходам работника. 
Если предположение неверно, то как следует включать премию в составе доходов работника и относить на вычеты по КПН?

17.01.2020
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 17 января 2020 года на вопрос от 23 декабря 2019 года № 586718 «Налоговые обязательств у ТОО при привлечении безвозмездной, беспроцентной, возвратной финансовой помощи от физ.лица и юр.лица»

CONSULTING GROUP-RR, понедельник, 23 декабря 2019 года № 586718

Автору блога: Султангазиев М.Е.

Категории: Финансы


«В отдел разъяснительной работы и консультации» Без учета того, что вопрос о легитимности предоставления займа физическим и юридическим лицом, юридическому лицу не входит в компетенцию органов государственных доходов МФ РК, просим Вас предоставить ответ по фактически сложившейся ситуации: 
Ситуация: Товарищество с ограниченной ответственностью привлекло (безвозмездную, беспроцентную, временную, возвратную) финансовую помощь от физического и юридического лица, которые не являются участником либо работником данного Товарищества, вышеуказанная привлеченная финансовая помощь в Товариществе признана в бухгалтерском учете как беспроцентный займ по первоначальной стоимости с использованием метода эффективной процентной ставки в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, положительная разница между суммой займа подлежащий погашению и первоначальной стоимости займа (дисконтируется) или амортизируется в течении срока займа. 
Вопросы: 1) Какие налоговые обязательства возникают у Товарищества при привлечении такой (безвозмездной, беспроцентной, временной, возвратной) финансовой помощи? 
2) Необходимо ли в бухгалтерском учете привлеченную (безвозмездную, беспроцентную, временную, возвратную) финансовую помощь признавать доходом в виде экономии на вознаграждения по доходам от безвозмездно полученного имущества подлежащим включению в совокупный годовой доход? 
3) Необходимо ли в бухгалтерском учете привлеченную (безвозмездную, беспроцентную, временную, возвратную) финансовую помощь в течении срока займа (дисконтировать) или амортизировать между положительной разницей суммой займа подлежащий погашению и первоначальной стоимости займа? 
4) На какой срок максимально может быть предоставлена такая (безвозмездная, беспроцентная, временная, возвратная) финансовая помощь Товариществу? 
5) Какие налоговые обязательства возникают у физического и юридического лица предоставившая (безвозмездную, беспроцентную, временную, возвратную) финансовую помощь?

17.01.2020
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 17 января 2020 года на вопрос от 27 декабря 2019 года № 587235/1 «Применение вычета взносов на обязательное социальное медицинское страхование при исчислении индивидуального подоходного налога»

Поздняков Сергей, пятница, 27 декабря 2019 года № 587235/1

Автору блога: Султангазиев М.Е.

Категории: Малый и средний бизнес


В 2020 году предприниматели согласно Закона "Об обязательном социальном медицинском страховании" обязаны начать удерживать ВЗНОСЫ на ОСМС в размере 1%. Данные взносы в п-п 2) пункта 1 статьи 342 "Общие положения по налоговым вычетам" Кодекса "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" рассматриваются как налоговые вычеты при определении дохода, облагаемого индивидуальным подоходным налогом. 
Но в соответствии с Законом РК от 03.07.19 г. № 262-VI действие раздела 8 "Индивидуальный подоходный налог" куда входит и статья 342, где в пункте 1. Физическое лицо имеет право на применение следующих видов налоговых вычетов: предусмотрен подпункт 2) налоговый вычет по взносам на обязательное социальное медицинское страхование - ПЕРЕНОСИТСЯ на 01 января 2021 года. 
В период до 01 января 2021 года действует редакция статьи 342, где налогового вычета по взносам на обязательное социальное медицинское страхование НЕТ. 
В связи с этим возникает вопрос: в 2020 году при расчете индивидуального подоходного налога нужно ли будет вычитать взносы на обязательное социальное медицинское страхование?

17.01.2020
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 17 января 2020 года на вопрос от 27 декабря 2019 года № 586980/1 «Применение стандартных вычетов при исчислении индивидуального подоходного налога с дохода частного нотариуса»

Рахижанов Жәкен, пятница, 27 декабря 2019 года № 586980/1

Автору блога: Султангазиев М.Е.

Категории: Финансы


В настоящее время работаю частным нотариусом. Ранее, находясь на госслужбе, я освобождался от уплаты подоходного налога, как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1987 года, являясь лицом приравненным к участникам ВОВ. 
За время работы с 2017 года по настоящее время, я как частный нотариус, ежемесячно оплачиваю 10% индивидуальный подоходный налог от прибыли, хотя я, как лицо приравненное к участникам ВОВ должен быть освобожден от уплаты индивидуального подоходного налога. 
Прошу Вас, помочь мне в решении данного вопроса и дать законный ответ, подлежу ли я, освобождению от уплаты индивидуального подоходного налога, как частный нотариус.

17.01.2020
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 17 января 2020 года на вопрос от 27 декабря 2019 года № 587510 «Вопросы применения налоговых вычетов на медицину»

Семенько Надежда, пятница, 27 декабря 2019 года № 587510

Автору блога: Султангазиев М.Е.

Категории: Финансы


Согласно ст.348 НК РК, у работающего гражданина имеется право на налоговый вычет на медицину. В октябре 2019 года на сумму 68 550 тенге я получила стоматологические услуги (лечение зубов). 
С марта 2019 года при начислении мне заработной платы с суммы, подлежащей исчислению индивидуального подоходного налога, применяется вычет по вознаграждениям на сумму 40 830 тенге. Моя заработная плата составляет 133 600 тенге. Минус ОПВ 10%, минус минимальная заработная плата 42 500 = 77 740, сумма, облагаемая ИПН. 
Согласно п.5 ст.342 НК РК, налоговые вычеты применяются последовательно в том порядке, в котором они отражены в п.1 этой же статьи. 
Возникает вопрос, если налоговый вычет за медицину в сумме с вычетом на вознаграждение будет превышать в одном месяце сумму, подлежащую исчислению индивидуального подоходного налога, то есть выше 77 740 тг, означает ли что всё что свыше этой суммы просто «сгорит», и вычет по вознаграждениям в полном объеме производится не будет? 
Может ли сумма за медицинские услуги быть разделена на два месяца на вычеты по ИПН? 
С какой даты действует норма, регулирующая налоговые вычеты на медицину? 
Если бухгалтерия моего работодателя не приняла мои документы для постановки на вычет по медицине с ИПН в октябре 2019 г. без мотивированного отказа имею ли я право сейчас снова подать документы и воспользоваться налоговым вычетом на медицину за оказанные услуги в октябре 2019 г.?

16.01.2020
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 16 января 2020 года на вопрос от 13 января 2020 года № 589546 «Регистрация в уполномоченном органе дополнительного предписания о продлении сроков проведения комплексной налоговой проверки»

Исабаев Абдыманап, понедельник, 13 января 2020 года № 589546

Автору блога: Султангазиев М.Е.

Категории: Малый и средний бизнес


Согласно пункту 1 статьи 146 кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать тридцать рабочих дней с даты вручения предписания. 
Согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса срок проведения налоговой проверки может быть продлен для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в Республике Казахстан, за исключением случаев, указанных в подпункте 2) настоящего пункта: - налоговым органом, назначившим налоговую проверку, - до сорока пяти рабочих дней; - вышестоящим налоговым органом - до шестидесяти рабочих дней. 
В соответствии со статьей 146 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан акт о назначении, дополнительный акт о продлении сроков проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, за исключением встречных проверок, осуществляемых органами государственных доходов в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), в обязательном порядке регистрируются в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов. Как следует из статьи 146 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан встречные проверки, осуществляемые органами государственных доходов в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), не подлежат регистрации в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов. 
На основании вышеизложенного, прошу Вас предоставить ответ на вопрос: подлежит ли регистрации в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов дополнительное предписание о продлении сроков проведения комплексной налоговой проверки?

16.01.2020
Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 16 января 2020 года на вопрос от 5 января 2020 года № 588284 «Внесение изменений и дополнений в трудовой договор в случае внесения соответствующих поправок в Правила трудового распорядка»

Уали Даурия, воскресенье, 5 января 2020 года № 588284

Автору блога: Нурымбетов Б.Б.

Категории:  Свободная тема


На предприятии заключен коллективный договор. Одним из приложений к коллективному договору являются правила внутреннего трудового распорядка (далее – Правила). 
В Правилах прописана процедура приема и расторжения трудового договора. Работодатель принимает решение заключить дополнительные соглашения к трудовому договору с включением в него пункта 3 ст. 50 ТК РК. 
Вопрос: обязан ли работодатель внести изменения в Правила путем вынесения данного решения на обсуждение с работниками предприятия?
 В случае отсутствия обсуждения данных изменений в Правилах имеет ли работодатель заключать доп.соглашения с внесенными изменениями?

16.01.2020
Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 16 января 2020 года на вопрос от 10 января 2020 года № 589027 «Уплата сотруднику, находящемуся в командировке, зарплаты за праздничные, выходные дни, приходящиеся на время в пути»

Байтенова Алия, пятница, 10 января 2020 года № 589027

Автору блога: Нурымбетов Б.Б.

Категории:  Занятость населения


Оплачивается ли сотруднику, находящемуся в командировке, заработная плата за праздничные, выходные дни, приходящиеся на время в пути? 
Например, если сотрудник выехал в командировку в субботу вечером на жд транспорте и прибыл в место командирования в понедельник - оплачивать ли ему заработную плату за выходные дни в пути (субботу и воскресенье)? 
Также и по праздничным дням: полагается ли работнику заработная плата за праздничные дни, приходящиеся на время в пути при командировании. 
В постановление 1428 от 22.09.2000 "о служебных командировках ..." не сказано о заработной плате в выходные и праздничные дни в командировке

16.01.2020
Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 16 января 2020 года на вопрос от 26 декабря 2019 года № 587361 «Формы Отчета по привлечению иностранной рабочей силы и трудоустройству иностранных работников в РК с приложениями на 2019г.-2020г.»

FRESCO (ФРЕСКО), четверг, 26 декабря 2019 года № 587361

Автору блога: Нурымбетов Б.Б.

Категории:  Малый и средний бизнес


Согласно приказу Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 23 июля 2019 года Об утверждении формы отчета по привлечению иностранной рабочей силы и трудоустройству иностранных работников в Республике Казахстан № 373 - утратил силу. 
Можно ли получить публикацию новой формы Отчета по привлечению иностранной рабочей силы и трудоустройству иностранных работников в Республике Казахстан с приложениями на 2019 г.-2020 г.

16.01.2020
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 16 января 2020 года на вопрос от 11 января 2020 года № 589259 «Условия для применения ИП специального налогового режима на основе упрощенной декларации»

Жусупов Мурат, суббота, 11 января 2020 года № 589259

Автору блога: Султангазиев М.Е.

Категории: Малый и средний бизнес


Для открытия ИП по упрощенному режиму у нас к Вам вопрос, подлежит ли выбранный режим для нашей деятельности, мы хотим предоставлять услуги по слежению вагонов, как по территории Казахстана, так и Российской железной дороге, для этого мы планируем покупать данную информацию у КТЖ и у поставщиков на российской территории и далее перепродавать нашим клиентам.

15.01.2020
Ответ Министра национальной экономики РК от 15 января 2020 года на вопрос от 16 января 2020 года № 589775 «Перечень данных при формировании справки «О категории субъекта предпринимательства»»

ОСНОВАНИЕ, четверг, 16 января 2020 года № 589775

Автору блога:  Даленов Р.Е.

Категории:  О работе государственных органов (госуслуги)


Предприятие на основании данных статистики и Устава относится к категории субъекта среднего предпринимательства. 
Прошу разъяснить - на основании каких данных формируется справка «О категории субъекта предпринимательства» - процедуру изменения данных справки «О категории субъекта предпринимательства» в случае выявления ошибки

15.01.2020
Ответ Министра здравоохранения РК от 15 января 2020 года на вопрос от 25 декабря 2019 года № 587113 «Применение верхнего предела дохода при расчете обязательных пенсионных взносов, если у физического лица несколько видов доходов»

Мурзинцева Ольга, среда, 25 декабря 2019 года № 587113

Автору блога: Биртанов Е. А.

Категории: Малый и средний бизнес


Просьба разъяснить ситуацию касательно применения верхнего предела дохода при расчете обязательных пенсионных взносов, если у физического лица несколько видов доходов. Дл ОПВ установлен верхний предел 50 МЗП (2 125 000 тенге). 
Например, физическое лицо работает в нашей организации как работник, а также выполняет разовые виды работ по заключенным договорам ГПХ. В январе 2020 года сумма дохода работника составила 3 000 000 тенге (достигнут верхний предел). Доход по договору ГПХ также составил 3 000 000 тенге. 
Необходимо ли определять достижение предела по каждому виду дохода (отдельно – предел для дохода работника от работодателя, отдельно – предел для дохода по договору ГПХ), либо предел определяется совокупно по всем доходам физического лица? 
В соответствии со статьями 24 и 25 Закона по ОПВ: «Статья 24 6. В доход для исчисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов включаются все виды оплаты труда в денежном выражении и ИНЫЕ ДОХОДЫ. Статья 25 1. Обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов. При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете». 
Исходя из данной нормы, можно ли сделать вывод, что предельный доход должен определяться не по видам дохода, а по физическому лицу в целом? 
Таким образом, какой вариант расчета ОПВ является верным? 
1. Сумма дохода физического лица за январь 6 000 000 тенге. Верхний предел 2 125 000 тенге. ОПВ = 2 125 000 * 10% = 212 500 тенге; 
2. Доход работника за январь составил 3 000 000 тенге. Верхний предел 2 125 000 тенге. ОПВ с дохода работника = 2 125 000 * 10% = 212 500 тенге. Доход по договору ГПХ за январь составил 3 000 000 тенге. Верхний предел 2 125 000. ОПВ с дохода по договору ГПХ = 2 125 000 *10% = 215 500 тенге. 
Итого ВОСМС по физическому лицу = 212 500 + 212 500 = 425 000 тенге. Как быть в ситуации, если доходы получены от разных налоговых агентов? Например, доход от работодателя в одной организации, доход по ГПХ – у другого налогового агента.

15.01.2020
Ответ Министра здравоохранения РК от 15 января 2020 года на вопрос от 25 декабря 2019 года № 587034 «Применение верхнего предела (10 МЗП = 425 000 тенге) дохода при расчете взносов на обязательное социальное медицинское страхование»

Мурзинцева Ольга, среда, 25 декабря 2019 года № 587034

Автору блога: Биртанов Е. А.

Категории: Малый и средний бизнес


Просьба разъяснить ситуацию касательно применения верхнего предела (10 МЗП = 425 000 тенге) дохода при расчете взносов на обязательное социальное медицинское страхование (ВОСМС) если у физического лица несколько видов доходов.
Например, физическое лицо работает в нашей организации как работник, а также выполняет разовые виды работ по заключенным договорам ГПХ.
В январе 2020 года сумма дохода работника составила 500 000 тенге (достигнут верхний предел). Доход по договору ГПХ также составил 500 000 тенге. Необходимо ли определять достижение предела по каждому виду дохода (отдельно – предел для дохода работника от работодателя, отдельно – предел для дохода по договору ГПХ), либо предел определяется совокупно по всем доходам физического лица? В соответствии со статьей 29 Закона по ОСМС « Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать 10-кратный МЗП….. При уплате взносов с суммы дохода, равной 10-кратному МЗП…, уплата взносов с других доходов физического лица при наличии документа, подтверждающего уплату таких взносов, не требуется. 
Таким документом является справка о суммах полученных доходов, исчисленных и уплаченных взносов, выданная работодателем и (или) налоговым агентом». 
Исходя из данной нормы, можно ли сделать вывод, что предельный доход должен определяться не по видам дохода, а по физическому лицу в целом? 
Таким образом, какой вариант расчета ВОСМС является верным? 
1. Сумма дохода физического лица за январь 1 000 000 тенге. Верхний предел 425 000 тенге. ВОСМС = 425 000 * 1% = 4 250 тенге; 
2. Доход работника за январь составил 500 000 тенге.
Верхний предел 425 000 тенге. ВОСМС с дохода работника = 425 000 * 1% = 4 250 тенге. Доход по договору ГПХ за январь составил 500 000 тенге. Верхний предел 425 000. ВОСМС с дохода по договору ГПХ = 425 000 *1% = 4 250 тенге. Итого ВОСМС по физическому лицу = 4 250 + 4 250 = 8 500 тенге. 
Как быть в ситуации, если доходы получены от разных налоговых агентов? Например, доход от работодателя в одной организации, доход по ГПХ – у другого налогового агента. Какой срок для предоставления справки? 
Как быть, если расчет уже произведен, ВОСМС уплачены, а лицо предоставляет нам такую справку? В течение какого срока лицо может предоставить такую справку (например, в конце года по всем уплаченным суммам, при этом нам необходимо будет произвести полностью пересчет ВОСМС по лицу за год?).