Ответ Министра финансов РК от 17 января 2020 года на вопрос от 26 декабря 2019 года № 587321 «Установление систем менеджмента в качестве критерия для применения условных скидок за наличие сертифицированных систем менеджмента в закупках»

310


ТУРАН БИЗНЕС ГРУПП, четверг, 26 декабря 2019 года № 587321

Автору блога:  Смаилов А.А

Категории:  Малый и средний бизнес


Касательно изменений в Правила осуществления государственных закупок В действующей редакции Правил осуществления государственных закупок, утвержденных Приказом МФ РК от 11 декабря 2015 года №648 (далее - Правила), в числе критериев, влияющие на конкурсное ценовое предложение при проведении государственных закупок, для потенциальных поставщиков предусмотрены условные скидки в размере от 1% до 2% при наличии документов о подтверждении соответствия систем менеджмента на соответствие национальным стандартам СТ РК ISO 9001 и СТ РК ISO 14001. С
тало известно, что в настоящее время в государственных органах завершено согласование проект Приказа МФ РК о внесении изменений и дополнений в Правила. 
В частности, исключаются приведенные выше нормы и в случае их принятия, заказчики в лице государственных органов и квазигосударственного сектора, рискуют получать товары, работы и услуги сомнительного качества. Кроме того, заявление о том, что сертификаты системы менеджмента выдаются сроком на один год также является неверным, так как большинство ОПС СМ выдают сертификаты соответствия систем менеджмента сроком на 3 года включая инспекционный контроль. Необходимо отметить, что принятие Правительством такого проекта не только уравнивает потенциальных поставщиков – предпринимателей, добросовестно подтвердивших соответствие предлагаемых товаров и услуг национальным стандартам, к тем предпринимателям, игнорирующим требования технического регулирования, но и ставит под сомнение конкурентоспособность всего отечественного производства и сферы услуг. Так, Республика Казахстан ежегодно участвует в подведении итогов Всемирного экономического форума (The Global Competitiveness Index) по критериям глобальной конкурентоспособности. 
В послании народу Казахстана, Елбасы выдвинута стратегическая цель – к 2050 году войти в число 30 развитых стран мира. The Global Competitiveness Index составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, в числе которых «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».
 Данные положения являются логически убедительными и обоснованными при составлении норм Государственных закупок не только в РК, но и в странах, участников рейтинга.
 Если обратится к фактам, то они показывают 2017-2018 2016-2017 Страна Занимаемое место в мировом рейтинге среди 140 стран 38 43 Россия 57 53 Казахстан Следует обратить внимание, что в Российской федерации, Республике Беларусь и других странах Евразийского экономического союза для участников государственных закупок предусмотрены нормы по наличию сертифицированной системы менеджмента. 
Хороший показатель уплаченных налогов, указанный в обосновании к Изменениям, не повышает квалификацию участников государственных закупок. Налоги являются обязательными платежами в бюджет, но не гарантирует качество и конкурентоспособность потенциального поставщика. Внедренные и сертифицированные системы менеджмента позволяет значительно повысить качество работ и услуг поставщиков. Исключение из критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение, наличие сертификатов соответствия систем менеджмента не может стимулировать бизнес выйти из тени и добросовестно платить налоги. 
Во-вторых, различные мнения о недобросовестной сертификации не могут являться основанием для снижения доверия и недооценке важности внедрения и сертификации систем менеджмента на предприятиях РК. ТОО «НЦА» аккредитован в международной системе аккредитации, что дает нам право заявлять о соответствии ОПС СМ гармонизированным стандартам, предъявляющих требования к деятельности органа по сертификации систем менеджмента. Обоснование, о том что любой желающий может купить сертификаты системы менеджмента является ошибочным, так как заказчики оплачивают услуги за процесс сертификации системы менеджмента, а не за сам сертификат. 
В свою очередь ТОО «Национальный Центр Аккредитации», который является единственным национальным органом по аккредитации в области оценки соответствия, определенным Правительством Республики Казахстан (постановление Правительства РК «Об определении органа по аккредитации» от 27августа 2008 года № 773), целенаправленно проводит работу по защите рынка от недобросовестных субъектов аккредитации, а также юридических лиц, консалтинговых организаций, осуществляющих деятельность, не соответствующую требованиям законодательства Республики Казахстан в области оценки соответствия. 
В рамках данной деятельности усилены требования к аттестации/повторной аттестации экспертов-аудиторов, проводятся обязательные инспекционные проверки деятельности ОПС СМ. В- третьих, во всех развитых странах мира (США, Германия, Япония и т.д.) системы менеджмента являются фундаментальными в вопросах развития экономики и бизнеса и поддерживаются на уровне Правительства. В РК на этапе первых экономических реформ также со стороны Правительства было (надеемся и продолжает иметь место) понимание и поддержка внедрения и функционирования систем менеджмента на предприятиях Республики. КТРМ совместно с Правительством организовывало и проводило республиканские совещания, в которых участвовали тысячи предприятий, где ведущие организации делились опытом внедрения систем менеджмента. Конкурсы по качеству и их Премии давали ряд преференций их участникам. Сфера технического регулирования РК складывается из многих составляющих, в том числе из поддержки качественного и количественного состава грамотных, квалифицированных экспертов-аудиторов, имеющих практический опыт подтверждения соответствия СМ на предприятиях нашей страны. 
Наряду с указанными, отказ от наличия сертификации в процессе государственных закупок отразится на востребованности экспертов, и соответственно, сведет на нет наши квалификационные и практические позиции перед коллегами по Евразийскому экономическому союзу. 
Также отмечаем, что проект Постановления Правительства, затрагивающий интересы субъектов предпринимательства, не проходил процедуру анализа регуляторных воздействий и не согласовывался с заинтересованными сторонами. 
Учитывая изложенное, в том числе положительный опыт предыдущих лет, от лица ОПС СМ предлагаем пересмотреть позицию государственного органа – разработчика в лице Министерства финансов РК и оставить пункты , 152-1, 156-159 Правил в действующей редакции.


Смаилов А.А. пятница, 17 января 2020

Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 1438 были внесены изменения в Правила осуществления государственных закупок (утв. приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 (далее - Правила), которые вводятся в действие с 1 января 2020...
Пожалуйста, авторизуйтесь:

Документ показан не полностью!

Для продолжения просмотра Вы должны быть авторизованы с действующей подпиской по тарифам: ЭКСПЕРТ, МАСТЕР, ПРОФ, ДЕМО ДОСТУП. Информация о тарифах
А так же Вы можете оформить подписку (или перейти на тариф выше) сейчас или запросить Демо-доступ.