Блоги министров
Министерство осуществляет руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в финансовой сфере.
Ответ Министра финансов РК от 11 декабря 2020 года на вопрос от 26 ноября 2020 года № 654228
Вопрос:
ТОО «КаспийЦемент» (далее – «КЦ»), плательщик НДС, просит Вас дать пояснение на следующий вопрос:
1. КЦ получает письменные запросы от Гос. учреждений и/или других организаций на оказание спонсорской/благотворительной помощи в виде безвозмездного предоставления товаров, основных средств. Как в данном случае правильно отразить в бух. учете оказанную спонсорскую помощь?
2. Должны ли мы приходовать у себя в учете приобретенные товары, основные средства для дальнейшей передачи на благотворительность (поставщик выписал на нас документы реализации – накладную и счет-фактуру)?
3. Должен ли ТОО выписывать счет-фактуру при передаче товаров, основных средств в организацию, от которой поступил запрос на благотворительность?
4. Может ли ТОО не приходовать товары, основные средства, приобретенный для дальнейшей передачи на благотворительность, а сразу же списать всю сумму по счет-фактуре на расходы?
Ответ Министра финансов РК от 11 декабря 2020 года на вопрос от 8 декабря 2020 года № 656212
Вопрос:
ТОО «А»– юр.лицо, резидент РК приобрел у юр.лица – нерезидента РК (USA) программное обеспечение с лицензиями, с бессрочным пользованием, как товар. Произвел таможенную очистку через ГТД. Затем, адаптировал программу, приобрел необходимую орг.технику, и продал как «Работа под ключ» в качестве готового решения другому юр.лицу «Б» – резиденту РК (конечному пользователю). Конечный пользователь стал собственником готовой системы на базе программного обеспечения.
Возникает ли обязательство по уплате Роялти, если Лицензии на программное обеспечение принадлежат ТОО «Б» на праве бессрочного пользования?
Ответ Министра финансов РК от 11 декабря 2020 года на вопрос от 9 декабря 2020 года № 656351
Вопрос:
При заключении дополнений к контрактам на недропользование (далее - Контракт) предусмотрено прохождение экономической экспертизы (далее - Экспертиза).
Порядок проведения Экспертизы предусмотрен «Правилами проведения экономической экспертизы проекта дополнения к контракту на недропользование», утвержденными приказом Министра финансов РК от 17 мая 2018 года № 530 (далее - Правила). В соответствии с Правилами, решением рабочей группы компетентного органа (государственного органа, являющегося стороной контракта) проект дополнения к контракту на недропользование направляется на Экспертизу.
В случае наличия замечаний к представленным на Экспертизу документам, в адрес Компетентного органа и недропользователя направляется отказ с указанием замечаний.
Повторная экономическая экспертиза проводится на предмет устранения, указанных в экспертном заключении со дня поступления полного пакета документов от недропользователя.
Что подразумевает направление ответа на замечания Экспертизы самим недропользователем. Однако сложившаяся практика проведения Экспертизы, не соответствует, на мой взгляд, Правилам по следующим причинам.
На практике Недропользователь, после подготовки ответа на замечания Экспертизы, должен отправить документы в Компетентный орган, который, в свою очередь, отправляет ответ на замечания на повторную Экспертизу в том варианте, который был представлен недропользователем, то есть без изменений.
При этом такая практика не согласуется с п.8 Правил, где установлены сроки повторной Экспертизы со дня подачи недропользователя, а не Компетентного органа. В то же время, все это увеличивает сроки рассмотрения Экспертизы, которые ограничены 30 дневным календарным сроком (п.3 Правил).
1) может ли недропользователь направить на повторную Экспертизу проект дополнения и рабочую программу напрямую в Министерство национальной экономики, как это установлено в п. 8 Правил;
2) если нет, то какими нормативно-правовыми актами руководствоваться?
Ответ Министра финансов РК от 11 декабря 2020 года на вопрос от 8 декабря 2020 года № 656093
Вопрос:
С 1 июля 2020 года внесены изменения в Правилах госзакупок. В частности установлено, что глава 13 Правил" Порядок определения соответствия потенциального поставщика квалификационному требован и в виде его финансовой устойчивости и обновление сведений на веб-портале по показателям финансовой устойчивости потенциальных поставщиков и уплаченных налогов будет действовать в разных редакциях в периоды с 1 июля 2020 года до 1 января 2021 года, с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года, с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года.
На основании вышеизложенного просим сообщить в какой редакции в период с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года будет действовать глава 13 Правил.
Ответ Министра финансов РК от 8 декабря 2020 года на вопрос от 26 ноября 2020 года № 654338
Вопрос:
В соответствии пунктом 1 Статьи 46 Закона о государственных закупках, цитирую: "договор о государственных закупках вступает в силу после его подписания заказчиком и поставщиком либо полного внесения последним обеспечения исполнения договора о государственных закупках, предусмотренного конкурсной документацией (аукционной документацией).
Если договор о государственных закупках подлежит регистрации, то он вступает в силу после его регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан".
Хотелось бы узнать, в случае если закупка производится способом открытого конкурса на строительно-монтажные работы, чтобы начать производство работ и все предшествующие ему процедуры, такие как график производства работ, приказ на ответственных лиц; необходимо ли ждать внесения банковской гарантии на аванс подрядчиком?
В данном случае внесение банковской гарантии на авансовый платеж занимает 10 рабочих дней, соответственно и сроки строительства будут исчисляться с даты подписания договора сторонами или же с момента внесения гарантии?
Вопрос:
При увеличении уставного капитала ТОО допускается ли производить оплату участникам ТОО по пополнению уставного капитала до вынесения и оформления решения участников ТОО?
Ответ Министра финансов РК от 1 декабря 2020 года на вопрос от 16 ноября 2020 года № 652478
Вопрос:
Согласно Типовому Договору о государственных закупках работ по разработке проектно-сметной документации Заказчик подписывает акт выполненных работ после положительного заключения комплексной вневедомственной экспертизы.
Однако Проектировщик просрочил сроки выполнения проекта и предоставил к концу году без заключения экспертизы (для проведения экспертизы 45 рабочих дней).
А так как до 31 декабря в портале должны закрываться все договора Заказчик должен подписать АВР либо не принимать работу проектировщика.
В этом случае имеет ли право Заказчик не принимать работы от Проектировщика? Или можно ли подписать АВР без экспертизы при этом получить гарантийное письмо от Проектировщика что он дает согласие на то, что оплата за работу будет только после положительного результата экспертизы.
Ответ Министра финансов РК от 24 ноября 2020 года на вопрос от 11 ноября 2020 года № 651773
Вопрос:
При декларировании сумм начисленных доходов и исчисленных налогов, взносов и отчислений в Приложении 200.05 (ФНО 200.00) предусмотрено отражение данных «индивидуально» по каждому работнику в целых числах в тенге.
При этом в случае, если налогоплательщик производит расчеты до тиын (без округления до целых), то возникает погрешность округления, которая может достигать до 0,5 тенге по каждому работнику.
В целом при заполнении налоговой отчетности в результате округлений расхождения могут составлять уже сотни (даже тысячи) тенге.
Прошу обратить Ваше внимание на то, что налогоплательщики «живут» с данной проблемой уже год и для отправки отчетности просто «подгоняют» суммы между Приложением 200.05 и основной формой 200.00. При расчетах без округления возникает еще и проблема недоимки (переплаты) на лицевых счетах налогоплательщиков, так как уплата, например, ИПН производится ежемесячно в размере фактически удержанных сумм (с тиын), а декларирование ежеквартально (в целых тенге).
По этой причине размер погрешности округления становится известен только в момент заполнения отчетности, а корректировки приводят к доначислению ИПН и возникновению пени за прошлые периоды.
Обращаем Ваше внимание на то, что таких расхождений не возникает при заполнении данных об исчисленных суммах социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное медицинское страхование, так как для данных обязательств законодательно установлено округление рассчитанных сумм.
Может ли налогоплательщик для исключения проблем при сдаче отчетности выполнять ежемесячный расчет индивидуального подоходного налога, социального налога, а также обязательных пенсионных взносов по каждому сотруднику в целых тенге?
Возможно ли рассмотрение вопроса по округлению расчетов по заработной плате, налогам, взносам и отчислениям на законодательном уровне, то есть установление норм по округлению исчисленных сумм, как и с социальными отчислениями и медицинскими взносами и отчислениями?
Ответ Министра финансов РК от 1 декабря 2020 года на вопрос от 20 ноября 2020 года № 653218
Вопрос:
Согласно п.5 ст. 207 КоАП РК "Установление в конкурсной документации (аукционной документации) к потенциальным поставщикам и (или) к привлекаемым ими субподрядчикам (соисполнителям) работ либо услуг квалификационных требований, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, – влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей" и примечательной части пп.5 п.1 ст.207 "5) в части пятой – первого руководителя либо ответственного секретаря или иного осуществляющего полномочия ответственного секретаря должностного лица, определяемого Президентом Республики Казахстан, заказчика либо лица, исполняющего его обязанности, первого руководителя единого организатора государственных закупок либо лица, исполняющего его обязанности".
И по этим нормам возникает вопрос: если в конкурсной документации установлено Строительно монтажные работы І категории вместо ІІ категории, то кому налагается штраф? первому руководителю Заказчика либо первому руководителю организатора?
Пример: Лицензия определен заказчиком, согласно п.9 Приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 165 «Об утверждении Правил определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам» - Уровень ответственности проектируемого объекта, включая новые и (или) изменение (реконструкция, расширение, модернизация, техническое перевооружение, реставрация, капитальный ремонт) существующих объектов, определяется заказчиком.
И направлено для проведения закупок к единому организатору. А конкурсная документация утверждается первым руководителем единого организатора.
Вышеуказанных случаях кому налагается штраф?
Ответ Министра финансов РК от 4 декабря 2020 года на вопрос от 30 ноября 2020 года № 654868
Вопрос:
Имеют ли право государственные предприятия на праве хозяйственного ведения в случае обнаружения самими предприятиями или по результатам аудиторской проверки пересдать финансовую отчетность за прошлые года, то есть за 2018 и 2019 год.
Ответ Министра финансов РК от 8 декабря 2020 года на вопрос от 2 декабря 2020 года № 655041
Вопрос:
В законе «О республиканском бюджете на 2019-2021 годы», указано, что месячный расчетный показатель применяется для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан. О применении его для иных целей не указано.
Прошу уточнить, возможно ли закрепить цену в гражданско-правовом договоре в МРП. Т.е., например, указать, что цена за оказанные услуги составляет 2 МРП. Не будет ли это противоречить ст.282 ГК РК?
Ответ Министра финансов РК от 7 декабря 2020 года на вопрос от 3 декабря 2020 года № 655427
Вопрос:
У нас ТОО со 100 % участием государства. В ноябре месяце т.г. у нас была вторая корректировка Плана развития на 2020 год, в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 14 февраля 2019 года № 14 «Об утверждении Правил разработки, утверждения планов развития контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, государственных предприятий, мониторинга и оценки их реализации, а также разработки и представления отчетов по их исполнению».
Согласно данному приказу План развития организации разрабатывается и утверждается в соответствии со структурой, формами, показателями согласно приложениям 1-13 и корректируются эти приложения только два раза в год.
В приложении 9 «Инвестиции и приобретение товаров, работ и услуг» утверждается общая сумма для приобретения основных средств, НМА, запасов, а также работ и услуг. А приложении 18 «Приобретение инвестиций, товаров, работ и услуг» идет расшифровка приложения 9 по наименованиям основных средств, НМА, товаров, работ и услуг, откуда формируется План государственных закупок.
В декабре месяце планируем внести изменения в части исключения из плана государственных закупок тех пунктов, по которым закупки не состоялись и до конца года по срокам не успеваем закупить.
Это приобретение основных средств и некоторых услуг. Для исключения вышеуказанных пунктов Плана госзакупок, сотрудники отдела ГЗ просят внести изменение в приложение 18 Плана развития, т.е. исключить эти пункты из Плана развития. Но при этом, в веб портале госимущества — это невозможно сделать, так как в случае исключения пунктов из приложения 18 последует изменение общей суммы в приложении 9 Плана развития, раннее утвержденного Наблюдательным советом и который уже не подлежит корректировке.
В этой связи, прошу дать разъяснения на следующие вопросы:
1) организация обязана ли исключить из Плана государственных закупок на 2020 год, те пункты, по которым не состоялись закупки по каким - либо причинам?
2) будет ли нарушением пункта 13 статьи 207 КоАП РК, если исключим данные пункты из Плана госзакупок, но при этом в Плане развития не будем вносить изменения? При этом, средства, предусмотренные в Плане государственных закупок, не превышают суммы, предусмотренные в Плане развития.
Ответ Министра финансов РК от 4 декабря 2020 года на вопрос от 2 декабря 2020 года № 655102
Вопрос:
Согласно приложения 41 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562, форма Инв-10. Материально-ответственное лицо за сохранность запасов, подтверждает своей подписью о том, что все запасы, поименованные в инвентаризационной описи, комиссией проверены в натуре в его присутствии и внесены в опись, в связи с чем, претензий к инвентаризационной комиссии не имеет.
Так в случае отказа материально – ответственного лица подписать акт инвентаризации без объяснения причин:
1) как оформлять инвентаризационную опись в случае отказа от подписи материально – ответственным лицом?
2) Каким документом отразить акт отказа от подписи материально – ответственным лицом?
Ответ Министра финансов РК от 4 декабря 2020 года на вопрос от 3 декабря 2020 года № 655370
Вопрос:
Каким месяцем сторонам сделки признать доход и расход по бухгалтерскому учету, если факт реализации Услуги (совершения операции) = 25 декабря (переход контроля, услуга оказана, соблюдение всех критериев признания и т.д. выполняются 25 декабря!), но АВР заказчик подписал 15 января. Декабрь или Январь?
Каким месяцем стороны сделки должны признать доход и расход по бух. учету, если заказчик оформил АВР раньше, чем произошел факт реализации услуги
Ответ Министра финансов РК от 4 декабря 2020 года на вопрос от 2 декабря 2020 года № 655161
Вопрос:
С 2021 года в ЭСФ необходимо указывать данные по договорам государственных закупок.
Для этого в статью 412 НК РК в пункт 5, который говорит об обязательных данных, которые должен содержать СФ, планируется добавить подпункт 13). «5. В счете-фактуре должны быть указаны: 13) в случае реализации товаров, работ, услуг по договору о государственных закупках – дата и номер договора о государственных закупках».
В каком разделе электронного счета-фактуры и в каких строках раздела, необходимо указывать данные о дате и номере договора государственных закупок? Правильно ли утверждение, что эти данные должны отражаться в разделе Е «Договор (контракт)» в строках 27.3 и 27.4?
Ответ Министра финансов РК от 4 декабря 2020 года на вопрос от 1 декабря 2020 года № 654962
Вопрос:
Позвольте уточнить некоторые моменты:
1. Действует ли на сегодняшний момент времени(02.12.2020г.) процедура изменения коэф-та фин. устойчивости (для портала гос.закупок), и не планируется ли в ближайшее время её отмена?
Ответ Министра финансов РК от 2 декабря 2020 года на вопрос от 17 ноября 2020 года № 652599
Вопрос:
Есть такой вопрос на счет модуля в ИС ЭСФ, а именно Виртуальный склад и СНТ (сопроводительные накладные на товары), ИП упрощенка и ИП ОУР, занимающиеся розничной реализацией Лекарственных средств должны ли работать с Виртуальным складом и СНТ?, так как они не занимаются Импортом и Экспортом.
Предпринимателем, занимающимся розничной реализацией лекарственных средств трудно работать с ВС и СНТ. Работаем с ЭСФ.
Можно ли поднять вопрос об отмене работы ВС и СНТ именно для тех, кто занимается розницей?
Ответ Министра финансов РК от 2 декабря 2020 года на вопрос от 23 ноября 2020 года № 653689
Вопрос:
Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года № 127 «Об определении специального порядка государственных закупок», при заключении договоров на поставку товаров способом запроса ценовых предложений поставщик при поставке товара должен быть производителем поставляемого товара либо он может предоставить товар другого отечественного производителя и соответственно СТ KZ?
Аубакирова Бахыт, вторник, 17 ноября 2020 года № 652606
Автору блога: Жамаубаев Е.К.
Категории: О работе государственных органов (госуслуги)
Ответ Министра финансов РК от 27 ноября 2020 года на вопрос от 17 ноября 2020 года № 652606
Прошу разъяснить, какой размер МРП применять РГКП при выплате компенсаций при служебных командировках?
Девяткина Марина, вторник, 3 ноября 2020 года № 650275
Автору блога: Жамаубаев Е.К.
Категории: Финансы
Ответ Министра финансов РК от 13 ноября 2020 года на вопрос от 3 ноября 2020 года № 650275
На сайте Электронного правительства в разделе Открытие НПА размещен проект о внесении изменения и дополнения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 8 февраля 2018 года № 146 «О некоторых вопросах налогового и таможенного администрирования». В форме приложения 200.05 присутствуют текстовые графы M «Стандартные налоговые вычеты» и O «Прочие налоговые вычеты», описания которых нет в Правилах (приложения 17-1 в проекте Приказа).
Подскажите, какими данными должны заполняться данные графы? Как в данных графах указать несколько видов вычетов, которые были одновременно применены физическому лицу?