Блоги министров

Обязательно ли всем заказчикам заполнять форму неустойки

Ответ Министра финансов РК от 5 апреля 2021 года на вопрос от 25 марта 2021 года № 675164


Вопрос:

Просим разъяснить некоторые моменты действующего законодательства о государственных закупках дабы исключить в будущем разногласий между участниками государственных закупок.
Итак, утвержденным проектом договора о государственных закупках товаров (работ, услуг) четко и однозначно предусмотрено, что в случае просрочки сроков поставки Товара Заказчик удерживает (взыскивает) с Поставщика неустойку (штраф, пеню) в размере 0,1 % от общей суммы договора за каждый день просрочки в случае полного неисполнения поставщиком обязательств либо удерживает (взыскивает) неустойку (штраф, пеню) в размере 0,1 % от суммы неисполненных обязательств за каждый день просрочки в случае ненадлежащего исполнения (частичного неисполнения) обязательств.
При этом общая сумма неустойки (штрафа, пени) не должна превышать 10 % от общей суммы Договора. 

1. Заказчик является не государственным учреждением, а является юридическим лицом со 100% голосующих акций (долей участия в уставном капитале), которые принадлежат государству.
Правильно ли, когда в вышеуказанном случае Заказчик односторонне удерживает в бюджет юридического лица (бюджет Заказчика) сумму неустойки (пеню, штрафы) в случае просрочки при осуществлении оплаты за поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы)?
2.Обязательно ли необходимо уведомлять поставщика об удержании неустойки, так как действующим законодательством в области государственных закупок такие действия не предусмотрены?
3.Веб-порталом государственных закупок предусмотрена функция удержания неустойки в случае просрочки.
Специалисты технической поддержки не смогли точно ответить, обязательна ли данная форма заполнения для всех участников государственных закупок из числа Заказчиков.
Просим ответить – данная форма заполнения неустойки – обязательна для всех Заказчиков или Заказчики вправе пользоваться данным функционалом? 


Условия получения земельных участков сельскохозяйственного назначения для юридических лиц без проведения конкурса

Ответ Министра сельского хозяйства от 5 апреля 2021 года на вопрос от 26 марта 2021 года № 675283


Вопрос:

В соответствии со статьей 36 Кодекса, земельные участки на праве временного безвозмездного землепользования могут предоставляться гражданам Республики Казахстан и юридическим лицам Республики Казахстан для выпаса скота населения и сенокошения. Запрашиваемые земельные участки не востребованные и находятся в земельном запасе района.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона Республики Казахстан «О пастбищах», при предоставлении пастбищ в соответствии с утвержденным решением районного маслихата Плана по управлению пастбищами и их использованию учитываются следующие условия: наличие поголовья сельскохозяйственных животных; наличие объектов пастбищной инфраструктуры и их состояние; продуктивность земельного участка.

Возможно ли земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставлять СХТП на праве временного безвозмездного краткосрочного землепользования сроком на 4 года и 11 месяцев для выпаса скота населения, то есть без проведения конкурса, в соответствии с действующей статьей 36 Кодекса РК.
В каких случаях земельные участки сельскохозяйственного назначения могут предоставляться юридическим лицам без проведения конкурса в соответствии со статьей 36 Кодекса? 


Может ли ТОО применять корректировку по ИПН за период, в котором применено 100%-ое уменьшение КПН

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 2 ноября 2020 года на вопрос от 16 октября 2020 года № 647263


Вопрос:

ТОО (резидент РК) на упрощенном режиме налогообложения, с 2020-2023 года применяет уменьшение КПН на 100 % согласно ст 302 НК В июле 2020 года - учредителем принято решение о выплате дивидендов за 2018-2019 (владение более 3-х лет) . 

Нужно ли удерживать 5% ИПН с дивидендов в этом случае или применяем корректировку при выполнении подпункта 8 пункт 1 статья 341 НК?
С дивидендов за какой период не имеем право применять корректировку по ипн с дивидендов (все в подпункте 8 пункт 1 статья 341 НК выполняем) при одновременном применении уменьшения кпн на 100 % 


Увеличение уставного капитала ТОО, если один из участников против

Ответ Министра юстиции РК от 1 апреля 2021 года на вопрос от 10 февраля 2021 года № 667201


Вопрос:

Один из участников ТОО (которому принадлежит 70% акций) хочет увеличить уставной капитал, однако второй участник (30%) отказывается об увеличение уставного капитала.

Имеем ли мы право увеличить уставной капитал если второй участник отказывается от увеличения?
В случае отказа каким образом мы можем увеличить уставной капитал? Прошу дать четкий ответ на заданные вопросы 


Процедура подтверждения ИИН для иностранцев

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 5 апреля 2021 года на вопрос от 12 марта 2021 года № 673265


Вопрос:

В соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 3 Закона РК от 12 января 2007 года № 223-III ЗРК «О национальных реестрах идентификационных номеров» работникам из числа иностранных граждан были выданы регистрационные свидетельства для иностранцев с присвоенными ИИН.
Согласно подпункту 27) пункта 2 статьи 23 Трудового Кодекса РК (далее – ТК РК) работодатель обязан вносить информацию о заключении и прекращении с работником трудового договора, вносимых в него изменениях и (или) дополнениях, содержащих сведения, предусмотренные подпунктами 1), 2), 3), 4), 5) и 13) пункта 1 статьи 28 ТК РК, в единую систему учета трудовых договоров (далее – «ЕСУТД») в порядке, определенном уполномоченным государственным органом по труду.
Однако внесение информации о работниках в ЕСУТД не представляется возможным ввиду отсутствия информации о регистрации ИИН работников на информационных ресурсах КГД МФ РК (https://kgd.gov.kz/ru/services/taxpayer_search)

Прошу Вас разъяснить процедуру подтверждения ранее присвоенных ИИН, в случае отсутствия информации о регистрации ИИН в информационной системе КГД МФ РК. 


Легализация документов в Департаменте консульской службы МИД РК

Ответ Министра иностранных дел РК от 18 марта 2021 года на вопрос от 9 марта 2021 года № 672456


Вопрос:

Мне необходимо получить апостиль оригиналов диплома и приложения к диплому бакалавра для предъявления в Канаде. На сайте egov.kz написано “В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2001 года № 545 «О мерах по реализации положений Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года)», п. 1, 2. апостилируются документы, направляющиеся в страну входящую в Гаагскую конвенцию.” , а Канада не является участником данной Конвенции. 

В связи с этим обращаюсь к Вам, как можно легализовать (консульская легализация) диплом и приложения к диплому бакалавра через Департамент консульской службы.
Прошу расписать как это можно сделать и куда обращаться? 


Является ли отсутствие документа о регистрации ИП основанием для отклонения конкурсной заявки

Ответ Министра образования и науки РК от 1 апреля 2021 года на вопрос от 25 марта 2021 года № 675135


Вопрос:

Согласно, приложению 8 к Типовой конкурсной документации по выбору поставщика услуги или товаров по организации питания обучающихся в организациях среднего образования, а также поставщика товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 598), пункту 6 Наличие регистрации потенциального поставщика на территории соответствующей области, города республиканского значения, столицы, где проводится конкурс (не более 3 баллов), по пункту 6 выставляются соответствующие баллы при представлении налоговой отчетности за предыдущий год, подтверждающей деятельность на территории соответствующей области, города республиканского значения, столицы, где проводится конкурс.
Я являюсь местном поставщиком, где проводится конкурс, что подтверждается документом свидетельство о государственной регистрации ИП, мною в конкурсной документации были приложены отчеты за 2019 года, так как, я являюсь плательщиком НДС, сдаю отчет по общее установленному режиму.
Однако, конкурсной комиссии не были присвоены баллы так как конкурс объявлен в 2021 года, тогда как, плательщикам сдающий отчет по общее установленному порядку срок сдачи отчета до 31.03.2021 года. 

Имела ли конкурсная комиссия не присвоит балл за наличием регистрации ИП на территории соответствующей области? 


Можно ли при выписке ЭСФ указать признак «5» без указания кода ТН ВЭД, если реализуемый информационно-программный продукт в первичных бухгалтерских документах был указан как товар

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 31 марта 2021 года на вопрос от 15 марта 2021 года № 673697


Вопрос:

Просьба пояснить возможно ли выписать СНТ по реализации нематериального актива, который в соответствии с положениями МСФО (IAS) 2 "Запасы" должен быть признан товаром/запасом, и по своей сущности никак не может быть признан в качестве услуги. Например, предприятие специально разработало программное обеспечение (ПО) в целях дальнейшей реализации такого ПО и получения выгоды. При реализации данного ПО правильно ли будет с налоговой точки зрения выписывать Акт выполненных работ (АВР) вместо СНТ только лишь потому, что в поле «G4 Код товара (ТН ВЭД ЕАЭС)» формы ЭСФ нет возможности указать 10-тизначный код ТН ВЭД ЕАЭС, потому что такой код не существует для НМА?
Также в разъяснении на вопрос №617748 от 25 января 2021, представленным главным специалистом управления разъяснения налогового законодательства - Абдуллаевой Зульфией на сайте учет.кз предлагается также присвоить признак «6» для НМА в ЭСФ в связи с вышеуказанной причиной. (Файл с полной версией вопроса-ответа прикреплен к данному обращению) При этом на сайте КГД существует ответ (https://kgd.gov.kz/ru/faq/101/57465) (также прикреплен к обращению) подтверждающий, что поле «G4» необязательно для заполнения для признака «5», указанного в поле «G2», при выписке ЭСФ по реализации товара внутри страны. 

1: При реализации НМА в качестве товара/запаса можно ли выписать ЭСФ с признаком «5» без указания кода ТН ВЭД на основании «Накладной на отпуск товаров на сторону»?
Таким образом, данный подход не будет противоречить принципам бухгалтерского и налогового учета.
2: Планируется ли вносить соответствующие поправки в текущие нормы Налогового кодекса в части толкования НМА, если вы полностью соглашаетесь с позицией Зульфии Абдуллаевой и требуете присваивать в ЭСФ признак «6» для всех видов НМА, независимо от вида их признания в бух. учете? 


Может ли судебный исполнитель наложить арест на заложенное судом имущество

Ответ Министра юстиции РК от 1 апреля 2021 года на вопрос от 15 марта 2021 года № 673678


Вопрос:

В связи необходимостью, прошу разъяснить, применение некоторых норм Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (далее -Закон).
Так, в соответствии с п.4 ст.85 Закона, в рамках исполнительного производства процедура реализации арестованного имущества путем проведения электронного аукциона не может проводиться более двух раз. 

В связи с чем, прошу разъяснить, проведения электронного аукциона не может проводиться более двух раз одним судебным исполнителем или по одному исполнительному производству, независимо от числа судебных исполнителей? 
Кроме того, прошу разъяснить, относится ли понятие термина – «арестованного имущества», к залоговому имуществу, по которому судом принято решение, об обращении взыскание с данного залогового имущества и судебным исполнителем, по нему вынесено постановление, о наложении ареста на имущества. 


Обязательно ли в каждой ЭСФ указывать код ТН ВЭД

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 31 марта 2021 года на вопрос от 15 марта 2021 года № 673628


Вопрос:

C нас некоторые покупатели требуют указывать в каждой электронной счет фактуре код тнвд, вне зависимости происхождения товара, и говорят с 2021 года обязательно указать надо.
Мы им отвечаем, что у нас Признак происхождения товара, работ, услуг «4» – в случае реализации товара, код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование которого не включен в перечень, произведенного на территории Республики Казахстан;,
и согласно приказу №370 Правила выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур п.59 только на экспорт , а у нас это реализация внутри страны и не ставим тнвд. 

Дайте нам пожалуйста официальное разъяснение на этот счет. 
Приостановление социальных выплат по уходу за ребенком до года при получении ОПВ

Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 31 марта 2021 года на вопрос от 28 марта 2021 года № 675598


Вопрос:

В Законе Республики Казахстан от 28 июня 2005 года N 63 «О государственном социальном страховании» прописаны основания прекращения выплат по уходу за ребенком до года.
При этом, в этот список оснований прекращения выплат не входит возобновление трудовой деятельности получателя выплат.
Однако, в числе оснований есть такое основание "представление заявителем недостоверных сведений, повлекших за собой незаконное назначение социальной выплаты".

1. Относится ли выход на работу до достижения 1 года ребенка предоставлением недостоверных сведений и, соответственно, основанием для прекращения выплат по уходу за ребенком?
2. Можно ли на основании данного пункта о предоставлении недостоверных сведений, повлекших за собой незаконное назначение выплаты, требовать возврата назначенных выплат, в случае если получатель выходит на работу до исполнения ребенку года?
3. Может ли получатель выйти на работу до исполнения ребенку года и одновременно с заработной платой получать выплаты по уходу за ребенком до года? 

Уплата пенсионных взносов с доходов от реализации лома и отходов цветных и черных металлов

Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 31 марта 2021 года на вопрос от 24 марта 2021 года № 674964


Вопрос:

Просим Вас дать разъяснение по вопросу удержания пенсионных отчислений и ВОСМС при закупе у частных лиц лома цветных металлов. ИПН рассчитывается с применением корректировки в размере 85%, а вот нужно ли начислять ОПВ и ВОСМС, ведь мы закупаем личное имущество (т е лом) у частного лица?
Если все-таки нужно, то каким образом будет произведен расчет: доход минус 85%, затем расчет ОПВ и ВОСМС, или эти отчисления должны быть произведены с полной суммы дохода?
К сожалению, на данный вопрос и у профессиональных бухгалтеров, и у работников налоговых органов нет единого мнения и даже точного ответа. 


Может ли компания погасить кредиторскую задолженность в размере больше 1000 МРП наличными

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 29 марта 2021 года на вопрос от 8 февраля 2021 года № 666621


Вопрос:

Согласно пункту 9 статьи 25 Закона РК " О платежах и платежных системах" сделки, сумма которой превышает 1000-кратный МРП должны производится в безналичной форме.
На сегодняшний день наш поставщик товара требует оплату через кассу наличными сумму, превышающую 1000 МРП, руководствуясь тем, что сумма задолженности образовалась за несколько лет по нескольким договорам. То есть у нас образовалась кредиторская задолженность, а у поставщика дебиторская. 

Будет ли погашение своей кредиторской задолженности наличными через кассу нарушением данного закона? 


Необходимо ли производить уплату ООСМС и ВОСМС за иностранца из ЕАЭС при заключении контракта

Ответ Министра здравоохранения РК от 3 марта 2021 года на вопрос от 17 февраля 2021 года № 670010


Вопрос:

Просьба разъяснить необходимость уплаты ООСМС и ВОСМС за иностранца из ЕАЭС (нерезидента РК). С профессором из Москвы заключен контракт на оказание услуг обучения для студентов. Данное физическое лицо не является резидентом РК. 

Необходимо ли производить уплату ООСМС и ВОСМС по заключенному контракту?
Если уплата требуется, как она будет выполняться (ввиду отсутствия у лица ИИН нерезидента)? 


Заключение трудового договора о работе по совместительству

Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 30 марта 2021 года на вопрос от 9 марта 2021 года № 672429


Вопрос:

В компании открыто представительство по г.Алматы. Основное производство находится в Алматинской области. Действующего работника назначают Директором представительства. Юридические и фактические адреса разные.

Это будет совмещение или совместительство? И нужно ли заключать отдельный трудовой договор если это будет совместительство? 


С какого периода в ЭСФ стали указывать БИН

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 29 марта 2021 года на вопрос от 22 февраля 2021 года № 669713


Вопрос:

Просим Вас сообщить с какого времени в Республике Казахстан при составлении счетов-фактур указывается не Регистрационный номер налогоплательщика (РНН), в Бизнес идентификационный номер (БИН). 

С какого периода в ЭСФ стали указывать БИН
Может ли ТОО, осуществляющее реализацию полезных ископаемых,уменьшить на 100 процентов суммы налогов, указанных в статье 57-4

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 25 марта 2021 года на вопрос от 4 февраля 2021 года № 666126


Вопрос:

ТОО является субъектом малого предпринимательства, применяет специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Предприятие покупает и реализует щебень и песок. 

Может ли ТОО уменьшить налоги (ИПН и Соц.налог) на 100% на прибыль от предпринимательской деятельности. 


Переход для ИП с общеустановленного режима на специальный налоговый режим розничного налога

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 25 марта 2021 года на вопрос от 3 марта 2021 года № 665759


Вопрос:

В соответствии с Законом РК от 10.12.2020 года № 382-VI ЗРК «О внесении изменении и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (НК) и в Закон РК «О введение в действие Налогового кодекса РК», с 01.01.2021 года вводится новый альтернативный налоговый режим - Специальный налоговый режим розничного налога», предусмотренный новой Главой 77-1 НК. Вместе с этим на портале «Открытые НПА» опубликован проект постановления Правительства РК, устанавливающий перечень тех ОКЭД, которым разрешено применение спецрежима на основе уплаты розничного налога.
Проект находился на общественном обсуждении до 12.01.2021 г. 

Возможен ли в настоящее время переход ИП с общеустановленного режима на Специальный налоговый режим розничного налога, если ИП соответствует требованиям главы 77-1 НК РК, и ОКЭД включен в перечень проекта Постановления (в УГД по Алматинскому району г. Нур-Султан разъяснение по данному вопросу предоставить не могут и заявление на переход на специальный налоговый режим розничного налога не принимают), будет ли начисляться НДС за предыдущие месяца 2021 года, если заявление будет принято текущей датой соответствующего месяца 2021 года. 


Возможно ли одновременно применять СНР для крестьянских или фермерских хозяйств и СНР на основе упрощенной декларации

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 25 марта 2021 года на вопрос от 28 января 2021 года № 664691


Вопрос:

У меня за пределами города Алматы находится крестьянское хозяйство по которой применяется специальный налоговый режим для крестьянских и фермерских хозяйств, так же в городе Алматы веду предпринимательскую деятельность. 

1.Если у меня за пределами города Алматы имеется хозяйство применяющий специальный налоговый режим для крестьянских и фермерских хозяйств, могу ли я дополнительно в городе Алматы применять специальный налоговый режим на основе упрощённой декларации? 
2.Если могу применять два вышеуказанных специальных налоговых режимов не будут ли противоречить статьям 678, 679,680,683 раздела 20 Налогового кодекса? 


На какие операции распространяется требование о наличии ЭСФ по расходам на ТРУ

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 18 марта 2021 года на вопрос от 12 марта 2021 года № 673233


Вопрос:

С 1 апреля 2021 года вводится в действие ряд изменений, принятых в рамках Закона РК от 10.12.2020 № 382-VI, в том числе устанавливается требование по отнесению расходов на вычеты по КПН только подтвержденных выпиской ЭСФ. Изменение вносится в статью 242 НК РК новым пунктом 3-1, который звучит следующим образом: «3-1. Вычеты по расходам по товарам, работам, услугам при их приобретении у лиц, указанных в подпункте 8) пункта 1 статьи 412 настоящего Кодекса, производятся при соблюдении положений пункта 3 настоящей статьи и наличия счета-фактуры в электронной форме, за исключением:…»
В пп8) пункта 1 статьи 412 указаны категории налогоплательщиков, которые не являются плательщиками НДС (юр лица, нерезиденты, ИП, ЛЗЧП).
При этом в пункте 3-1 статьи 242 указана формулировка «при их приобретении у лиц, указанных в подпункте 8) пункта 1 статьи 412». То есть устанавливается отсылка только на установленные категории, без указания условия о превышении сделки 1 000 МРП.
Таким образом, при прямом прочтении, нет уточнения, что по сделкам менее 1 000 МРП с данными категориями налогоплательщиков не требуется ЭСФ для отнесения расходов на вычеты по КПН. При этом по операциям менее 1 000 МРП у данных категорий нет обязательства по оформлению ЭСФ. 

1. Правильно ли мы понимаем, что требование о наличие ЭСФ по расходам на ТРУ в целях отнесения на вычеты по КПН распространяется только на операции по приобретению у неплательщиков НДС, указанных в пп8 пункта 1 статьи 412 НК РК?
2. Правильно ли мы понимаем, что данная норма не предполагает наличия ЭСФ по приобретению у неплательщиков НДС по сделкам менее 1 000 МРП в целях отнесения расходов на вычеты по КПН?
И не препятствует отнесению расходов на вычеты по КПН, если с указанными категориями произведена сделка менее 1 000 МРП и отсутствует ЭСФ по операции?