КУСМАМБЕТОВ КУАНЫШ ДАНИЯРОВИЧ, среда, 9 января 2019 года № 529618
Автору блога: Абылкасымова М.Е.
Категории: Занятость населения
Прошу Вас предоставить разъяснения по вопросу применения Единых правил исчисления средней заработной платы, утвержденных Приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 30 ноября 2015г. №908 (далее – Правила) в части применения коэффициента повышения. Согласно п.13 Правил «В случае повышения должностного оклада исчисление средней заработной платы производится с учетом коэффициента повышения в следующем порядке: 1) если повышение произошло в расчетный период, средняя заработная плата, за каждый месяц, предшествующий повышению, исчисляется с учетом коэффициента повышения; 2) если повышение произошло после расчетного периода до наступления события, средняя заработная плата за расчетный период исчисляется с учетом коэффициента повышения; 3) если повышение произошло в период события, часть средней заработной платы исчисляется с учетом коэффициента повышения с даты повышения тарифной ставки (должностного оклада) до окончания указанного периода. Коэффициент повышения рассчитывается путем деления тарифной ставки (должностного оклада), установленной в месяце повышения, на тарифную ставку (должностной оклад), установленную до повышения. Для гражданских служащих основного персонала (в звеньях В2; В3; В4) коэффициент повышения рассчитывается путем деления должностного оклада, установленного в месяце повышения, на должностной оклад, установленный до повышения с учетом суммы доплаты за квалификационную категорию в случае, если в расчет средней заработной платы включаются суммы, начисленные до 1 января 2016 года. Коэффициент повышения применяется к общей сумме начисленной заработной платы каждого соответствующего месяца в пределах расчетного периода. Коэффициент повышения не применяется: 1) при переводе работника с одной должности на другую; 2) при увеличении стажа работы по специальности работника или при повышении квалификационного разряда рабочего, учитываемых при исчислении размера должностного оклада». Согласно пп. 37 ст.1 Трудового кодекса РК (далее – ТК РК) «заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера». Согласно п. 1 и 4 ст. 107 ТК РК «Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда должна обеспечить долю основной заработной платы не менее 75 процентов в заработной плате работников без учета единовременных стимулирующих выплат». Согласно пп. 59 ст.1 ТК РК «основная заработная плата - относительно постоянная часть заработной платы, включающая оплату по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам, и предусмотренные трудовым законодательством Республики Казахстан, отраслевым соглашением, коллективным и (или) трудовым договорами выплаты постоянного характера». Таким образом, заработная плата состоит из двух частей: 1) основная заработная плата, включающая в себя: 1-1) вознаграждение за труд (должностной оклад, оплата по тарифным ставкам, по сдельным расценкам); 1-2) выплаты, связанные с режимом труда; 1-3) выплаты стимулирующего и компенсационного характера; 2) единовременные стимулирующие выплаты. Согласно п.2 ст.3 ТК РК «Задачами трудового законодательства Республики Казахстан являются создание необходимых правовых условий, направленных на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, социальной стабильности, общественного согласия». При прямом понимании п.13 Правил выходит следующее: при увеличении заработной платы только в части должностного оклада при исчислении средней заработной платы также должны быть также увеличены выплаты стимулирующего характера, чего в действительности не было. К примеру, с января по июнь работнику начислялась заработная плата в следующих размерах: 1) должностной оклад 100 000 тг., 2) выплаты стимулирующего характера 30 000 тг. С июня по декабрь произошло увеличение должностного оклада со 100 000 тенге до 150 000 тг.. а размер выплаты стимулирующего характера остался без изменения. Применяя п.13 Правил получилось следующее: коэффициент повышения составил 150 000/100 000 = 1,5 130 000 (оклад + стимулирующие выплаты) * 6 мес. = 780 000 тг. 780 000 тг.* 1,5 = 1 170 000 тг. (общая заработная плата за 6 мес. до повышения должностного оклада). 180 000 (оклад + стимулирующие выплаты) * 6 мес. = 1 080 000 тг. (1 170 000 тг.+ 1 080 000 )/(12 мес.)=187 500 тг. Средняя заработная плата работника за календарный год составила 187 500 тг. Наглядно видно, что общая заработная плата за 6 месяцев, предшествовавшая повышению должностного оклада после применения п.13 Правил оказалась больше, чем сумма заработной платы, которую работник получил за те же 6 месяцев после повышения должностного оклада. Необходимо также отметить, что в действительности работнику ни в одном месяце не производилось начисление заработной платы в размере 187 500 тенге. Считаю, что применение коэффициента повышения на заработную плату в целом влечет нарушение баланса интересов работодателя и работника, поскольку перед принятием решения увеличения заработной платы всем работникам по причине увеличения стоимости товаров и услуг, работодателю (в большей части субъектам предпринимательской деятельности) придется производить увеличение заработной платы с расчетом получения минимального показателя коэффициента повышения. Справедливое применение коэффициента повышения будет только тогда, когда такой коэффициент применяется в той части заработной платы, в которой произошло повышение. Так, при выше указанном примере при условии, что коэффициент повышения будет применяться только в части должностного оклада средняя заработная плата работника за 6 месяцев предшествовавшему повышению составляла бы 180 000 тенге: 100 000 (должной оклад) * 1,5 (коэффициент повышения) + 30 000 (выплаты стимулирующего характера) * 6 мес. = 1 080 000 тенге. (1 080 000 тг.+ 1 080 000 (заработная плата за 6 мес.после повышения))/(12 мес.)=180 000 тг. Исходя из вышеизложенного, прошу дать разъяснение, должен ли коэффициент повышения применяться на заработную плату в целом (и на должностной оклад, и на выплаты стимулирующего характера), или данный коэффициент должен применяться в той части заработной платы, в которой произошло увеличение.
Абылкасымова М.Е. понедельник, 14 января 2019
Согласно п.13 Единых правил исчисления средней заработной платы, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 908 «Об утверждении Единых правил исчисления средней заработной платы» (далее-Правила), в случае повышения должностного оклада исчисление средней заработной платы производится...