Блоги министров
Министерство осуществляет руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в финансовой сфере.
Ответ Министра финансов РК от 12 января 2021 года на вопрос от 28 декабря 2020 года № 659430
Вопрос:
Я являюсь индивидуальным предпринимателем, плательщик НДС.
По договору поставки товара, заключенному между мной и ИП, так же являющимся плательщиком НДС, на мой расчетный счет был перечислен аванс в сумме, превышающей 1000 МРП. В дальнейшем Покупатель отказался от сделки.
Могу ли я вернуть Покупателю полученный аванс наличными денежными средствами.
Ответ Министра финансов РК от 11 января 2021 года на вопрос от 13 декабря 2020 года № 657096
Вопрос:
Курс РР, действующие согласно данным НБ РК 30 декабря 2019 г = 6.14, 31 декабря 2019 г =6.17 и 01 января 2020 г = 6.16.
Должны ли в бухгалтерском балансе остатки на конец периода 31 декабря 2019 года ( Баланс с 01 января по 31 декабря 2019 года) совпадать с остатками на начало следующего периода 01 января 2020 года (Баланс с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года ) при пересчете валютных остатков и если ДА, то как объяснить, что для разных типов организаций применяется различный порядок применения курса при формировании финансовой отчетности на конец отчетного периода, а значит для одних организаций будет применяться один курс, а для других организаций другой на конец отчетного периода (31 декабря 2019 года), в связи с чем и остатки на начало года(01 января, курс 6.16) у кого-то не пойдет с остатками на конец 2019 года.
Итак, согласно постановления Правления Национального Банка РК № от 20 октября 2015 года, приказа Министра финансов РК № 626 от 8 декабря 2015 года с учетом внесенных изменений в постановление Правления Нацбанка от 25 января 2013 года № 15 и приказ Минфина от 22 февраля 2013 года № 99 «Об установлении порядка определения и применения рыночного курса обмена валют рыночный курс обмена валют, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящих приказа и постановления, применять в рабочий день, следующий за днем проведения торгов на сессии.
В нерабочие дни действуют курсы, определенные в рабочий день, предшествующий нерабочему дню.
Тип А) Акционерным инвестиционным фондам, специальным финансовым компаниям, исламским специальным финансовым компаниям, а также Национальному Банку Республики Казахстан и юридическим лицам, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) или контрольный пакет акций которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан, в целях формирования финансовой отчетности осуществлять пересчет активов и обязательств, подлежащих пересчету в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, в конце дня, в котором проводились торги на бирже, с использованием рыночного курса обмена валют, определенного в порядке, установленном пунктом 1 настоящих приказа и постановления. тип Б) остальным организациям в целях формирования финансовой отчетности осуществлять пересчет активов и обязательств, подлежащих пересчету в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, на отчетную дату с использованием в качестве курса закрытия рыночного курса обмена валют, определенного на дату последнего дня отчетного периода, в котором проводились торги в порядке, установленном пунктом 1 настоящих приказа и постановления. В связи с этим вопросы на примере российского рубля о пересчете активов и обязательств при формировании Финансовой отчетности по состоянию 31 декабря 2019 года.
1.Чем отличается порядок применения курса РР для организации типа А) и Б)? Получается, для организаций типа А) будет применяться для формирования ФО один курс (определен на торгах 31 декабря = 6.16???) , а для организаций типа Б) другой (определен на торгах 30 декабря и будет действовать 31 декабря = 6.17?) .
2.Если курс у обоих типов организаций один, то с какой целью написано по-разному и разделены эти организации, значит по логике курсы и порядок их применения должны быть разные по задумке методологов.
3.Какой курс и почему именно его применяет Организация типа А (Акционерный инвестиционный фонд)) и организация типа Б (обычное ТОО по оказанию услуг населению) при формировании ФО за 2019 год на КОНЕЦ отчетного периода 31 декабря 2019?
4. Какой курс и почему именно его будет применять Организация типа А (Акционерный инвестиционный фонд)) и организация типа Б (обычное ТОО по оказанию услуг населению) при формировании ФО за 2020 год на начало отчетного периода 01 января 2020 года? \
Ответ Министра финансов РК от 10 января 2021 года на вопрос от 29 декабря 2020 года № 659667
Вопрос:
Государственное учреждение планирует провести ремонт и модернизацию здания.
Модернизация предполагает усовершенствование процессов обслуживания за счет зонирования пространства, современного дизайна помещений, организации рабочих мест посетителей и персонала в соответствии с требованиями эргономики.
В связи с этим был разработан дизайнерский проект. Который включает в себя как ремонт помещения, так и изготовление мебели, с учетом современных дизайнерских решений и которая является неотъемлемой частью модернизации.
Данный проект планируется реализовать посредством государственных закупок способом открытого конкурса.
В связи, с чем просим Вас пояснить является ли правомерным включение в единую техническую спецификацию как ремонтных, так и работ по изготовлению дизайнерской мебели.
Ответ Министра финансов РК от 10 января 2021 года на вопрос от 5 января 2021 года № 660416
Вопрос:
На веб-портале государственных закупок заключен договор о государственных закупках услуг по поставке воды в бутылях (далее – договор), срок поставки – по заявке заказчика до 31.12.2020 г., срок действия договора – до 31.12.2020 г.
Поставщиком в течение года добросовестно исполнялись обязательства по договору согласно поданным заявкам Заказчика, однако к окончанию финансового года снизилась потребность в оказываемых услугах и Заказчиком принято решение о создании дополнительного соглашения в декабре 2020 года на уменьшение суммы договора до фактически использованных (оплаченных) услуг, но на веб-портале государственных закупок при создании доп. соглашения возникла техническая ошибка, о чем было сообщено в службу технической поддержки веб-портала государственных закупок (направлены скриншоты договоров, ошибки и другие запрашиваемые данные).
На сегодняшний день ошибка на веб-портале не устранена, договор находится в статусе «Действует», заключение дополнительного соглашения в связи с окончанием финансового года после устранения ошибки на веб-портале не представится возможным т.к. срок действия договора истек – 31.12.2020 г. В связи с чем, просим Вас представить разъяснение:
Необходимо ли Заказчику обращаться в судебные органы о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок, учитывая указанные выше обстоятельства, при изменении статуса договора на «Частично исполнен»?
Ответ Министра финансов РК от 6 января 2021 года на вопрос от 29 декабря 2020 года № 659682
Вопрос:
1. Для расчёта заемщиком неустойки (пени) за нарушение обязательств по возврату суммы кредита, считается ли день оплаты заемщиком суммы основного долга (основного платежа) оплаченным, либо необходимо считать уплаченным днем, день поступления суммы в бюджет?
2. Сумма для начисления пени уменьшается ли на сумму платежа по погашению кредита, если платеж был осуществлен в день, когда начисляется пеня? (Пример: Срок последней уплаты 13 декабря, соответственно с 14 декабря начисляется пеня, но при этом часть платежа была осуществлена именно 14 декабря).
Ответ Министра финансов РК от 31 декабря 2020 года на вопрос от 21 декабря 2020 года № 658077
Вопрос:
Компания ТОО, работает по общеустановленному налоговому режиму, финансовую отчетность составляет по МСФО. Заключила соглашение с банком о конверсионных операциях (форвардные сделки), согласно которому заключаются конверсионные сделки, т.е. сделки на покупку иностранной валюты у Банка за казахстанские тенге, или сделки на покупку иностранной валюты у банка за другую иностранную валюту, или сделки на продажу иностранной валюты Банку за Казахстанские тенге, или сделки на продажу иностранной валюты Банку за другую иностранную валюту по согласованному курсу.
Банк берет в залог денежные средства в валюте, до момента закрытия сделки в качестве гаранта.
Далее после совершения сделки -возвращает на наш р/с.
Подскажите пожалуйста какие проводки по отражению залога должны быть отражены в соответствии с МСФО. А также проводки по переоценки и курсовой разнице.
Ответ Министра финансов РК от 29 декабря 2020 года на вопрос от 20 декабря 2020 года № 657844
Вопрос:
С 2021 года в ЭСФ необходимо указывать данные по договорам государственных закупок.
Для этого в статью 412 НК РК в пункт 5, который говорит об обязательных данных, которые должен содержать СФ, добавлен подпункт 13).
«5. В счете-фактуре должны быть указаны: 13) в случае реализации товаров, работ, услуг по договору о государственных закупках – дата и номер договора о государственных закупках».
Договор государственных закупок содержит несколько полей с указанием номера договора и несколько полей с указанием даты. Например, в договоре в качестве номера предусмотрены такие поля, как «Номер договора» и «Номер договора в реестре договоров».
Какой из этих номеров необходимо указывать в ЭСФ? В качестве даты договора, содержатся поля «Дата создания договора», «Дата заключения договора», «Дата последнего изменения» и т.д.. Какую из этих дат необходимо указывать в ЭСФ?
Ранее вопрос уже неоднократно направлялся в МФ РК и иные уполномоченные органы: 652667, 655160. При этом МИНЭК дает рекомендации обращаться с данным вопросом именно в МФ РК.
Ответ Министра финансов РК от 29 декабря 2020 года на вопрос от 23 декабря 2020 года № 658677
Вопрос:
Может ли организация выставить электронную счет-фактуру без подписанного акта оказанных услуг?
Является ли электронная счет фактура на сайте esf.gov.kz основанием для оплаты услуг?
Дело в том, что организация выставила счет-фактуру в феврале месяце, но акты оказанных услуг доставила в ноябре месяце. Теперь сообщают, что электронная счет фактура является основанием для оплаты без актов.
Ответ Министра финансов РК от 21 сентября 2020 года на вопрос от 15 сентября 2020 года № 641696
Вопрос:
Подскажите пожалуйста согласно действующим стандартам МСФО (IFRS 15), Закона РК о Бухгалтерском учете и финансовой отчетности каким месяцем. Поставщик должен признать доход (согласно МСФО 15 Выручка по договорам с покупателями) и каким месяцем. Заказчик должен признать расход в бухгалтерском учете ....... если услуга оказана в декабре (25 числа), электронный АВР поставщик ВЫПИСАЛ этой же датой (25 декабря), но Заказчик подписал этот ЭАВР 15 января (возможно не было ключа, возможно не был на месте ответственный за подписание, может ещё какая причина).
Имеет ли значение для цели признания доходов и расходов дата подписи Заказчика? Фактически услуги оказаны декабрем! На что обращать внимание при этом: на факт совершения операции, или на наличие подписанными сторонами АВР? Что важнее?
Ответ Министра финансов РК от 25 декабря 2020 года на вопрос от 11 декабря 2020 года № 656896
Вопрос:
Может ли подписывать договора (не противоречит ли это ЗРК О гос.закупках) на портале гос.закупок, руководитель организации (ГКП на ПХВ или ГККП) если сам руководитель находится на больничном и, если есть приказ о временном возложении обязанностей заместителю?
Ответ Министра финансов РК от 25 декабря 2020 года на вопрос от 3 декабря 2020 года № 655256
Вопрос:
Законом "О государственных закупках" предусмотрено в отдельных случаях заключение договоров на бумажном носителе прошу Вас разъяснить должны ли государственные органы размещать протокола закупа, договора акты выполненных работ на портале государственных закупок или на другом доступном интернет-ресурсе.
Ответ Министра финансов РК от 25 декабря 2020 года на вопрос от 3 декабря 2020 года № 656754
Вопрос:
В соответствии с нововведениями в Правилах осуществления государственных закупок с применением особого порядка № 1200, организатор государственных закупок на веб-портале размещает объявление о планируемых государственных закупках. Потенциальные поставщики, подавшие ходатайства и соответствующие требованиям, установленным пунктом 29-1 настоящих Правил, включаются в список потенциальных поставщиков, в адрес которых направляется извещение.
1. В случае если закупки способом конкурса с применением особого порядка будут признаны несостоявшимися в связи с отсутствием представленных заявок на участие в конкурсе, и организатор государственных закупок будет проводить повторные закупки, как будет формироваться список потенциальных поставщиков? Кому будет направляться извещение?
2. В случае если повторные закупки способом конкурса с применением особого порядка будут признаны несостоявшимися в связи с отсутствием представленных заявок на участие в конкурсе, и организатор государственных закупок примет решение провести закупки способом из одного источника по несостоявшимся закупкам, каким образом определяется потенциальный поставщик, которому будет направлено приглашение из одного источника?
Вправе ли Заказчик направить приглашение потенциальному поставщику-нерезиденту, который не зарегистрирован на портале государственных закупок и не подавал ранее ходатайство во время конкурсных процедур?
Правилами не установлены какие-либо обязательные критерии по определению такого поставщика Заказчиком, как например, в закупках обычным порядком, где на заказчика накладывается обязанность осуществить запрос не менее трех коммерческих предложений и среди них определить потенциального поставщика, которому будет направлено приглашение.
Ответ Министра финансов РК от 1 декабря 2020 года на вопрос от 19 ноября 2020 года № 653095
Вопрос:
Согласно Вашему ответу на обращение № 641696 от 15.09.2020 года продавец (товаров, работ и услуг) признает доходы и покупатель (товаров, работ и услуг) признает расходы в момент или на протяжении периода, когда получает контроль над представленными услугами. К сожалению, ответа именно на МОЙ вопрос так и не был получен.
Прошу на моем примере указать дату ( декабрь или январь), без теории( её было получено в полном объеме в предыдущем ответе) : на что обращать внимание при признании доходов/расходов: на факт совершения операции 25 декабря ( переход контроля, услуга оказана, соблюдение всех критериев признания и т.д. выполняются 25 декабря!, но не хватает АВР, который заказчик подписал 15 января) или всё-таки на наличие подписанными сторонами АВР 15 января (Заказчик подписал позже, причины могут быть разные: не было руководителя, забыли и т.д)? Например, поставщик очистил территорию Заказчика от снега, результат 25 декабря налицо, чистая территория, есть фото до и после, то есть факт выполнения есть, нет только формальности - АВР.
По какой дате признавать сторонам свои доходы и расходы? Вопрос очень актуальный и важный, поскольку от этой даты зависит дата признания дохода/вычета в целях налогообложения, ошибочность которой приведет к начислениям со стороны КГД. Если важен сам факт наличия первичного документа (январь), то как тогда быть с положениями МСФО (декабрь!)? а если положения МСФО в приоритете (признание декабрь!), то, как быть с тем, что для признания операции нужен первичный документ и пока его нет, вроде, как и нет оснований признавать операцию? Где истина? Декабрь или Январь?
Ответ Министра финансов РК от 23 декабря 2020 года на вопрос от 14 декабря 2020 года № 657297
Вопрос:
В соответствии с Законом РК «О государственных закупках», договор о государственных закупках – гражданско-правовой договор, заключенный посредством веб-портала государственных закупок между заказчиком и поставщиком, удостоверенный электронными цифровыми подписями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В п. 1 ст. 3 Закона РК «О государственных закупках», законодательство РК о государственных закупках основывается на Конституции РК состоит из норм гражданского кодекса РК, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов РК. При этом в соответствии с пп.3) п. 1 ст. 152 Гражданского кодекса РК, в письменной форме должны совершаться сделки: 3) в иных случаях, предусмотренных законодательством или соглашением сторон. Согласно п. 3 ст. 152 ГК РК, к совершению сделки в письменной форме приравнивается, если иное не установлено законодательством или соглашением сторон, обмен письмами, телеграммами, телефонограммами, телетайп граммами, факсами, электронными документами или иными документами, определяющими субъектов и содержание их волеизъявления.
Имеет ли гарантийное письмо (обязательство) поставщика по государственным закупкам юридическую силу при принятии обязательства об оказании услуг после истечении срока действия Договора?
Пример: Срок действия Договора о государственных закупках программного обеспечения истекает 31.12.2020 г., однако само программное обеспечение по условиям Договора действует в течение 15 месяцев (срок действия лицензионного ключа). Поставщик предоставляет гарантийное письмо о том, что обязуется осуществлять сопровождение и обновления программного обеспечения до конца срока действия лицензионного ключа. Имеет ли такое письменное гарантийное обязательство юридическую силу для Заказчика?
Ответ Министра финансов РК от 23 декабря 2020 года на вопрос от 13 декабря 2020 года № 657057
Вопрос:
На основании п. 2 ст. 3 Кодекса РК от 7.07.2020 г. № 360 «О здоровье народа и системе здравоохранения», на правоотношения, урегулированные законодательством РК в области здравоохранения, не распространяется действие законодательства РК о государственных закупках в части закупа:
1) услуг у субъектов здравоохранения по оказанию медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, за исключением случаев, когда такой закуп осуществляется медицинскими подразделениями специальных государственных органов;
2) лекарственных средств и медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, за исключением случаев, когда такой закуп осуществляется медицинскими подразделениями специальных государственных органов;
3) услуг по хранению и транспортировке лекарственных средств и медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования;
4) товаров и услуг для осуществления экспертизы при государственной регистрации, перерегистрации и внесении изменений в регистрационное досье лекарственных средств, медицинских изделий и оценке их безопасности и качества;
5) фармацевтических услуг; 6) услуг по учету и реализации лекарственных средств и медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования.
Являются ли закупки лекарственных средств и медицинских изделий, фармацевтических услуг, проводимые согласно Постановления Правительства РК от 30.10.2009 г. № 1729 «Об утверждении Правил организации и проведения закупа» предметом Государственных закупок, с учетом норм Кодекса РК от 7.07.2020 г. № 360 «О здоровье народа и системе здравоохранения»? И если да, то в каких случаях?
Ответ Министра финансов РК от 23 декабря 2020 года на вопрос от 12 декабря 2020 года № 656987
Вопрос:
Согласно п.1 ст.43 Закона РК «О государственных закупках» Проекты договоров о государственных закупках составляются в соответствии с типовыми договорами о государственных закупках товаров, государственных закупках работ и государственных закупках услуг, утверждаемыми уполномоченным органом. В соответствии с п.5.6 Типового договора о государственных закупках работ по разработке проектно-сметной документации Подписанием акта приема-передачи проектно – сметной документации, Проектировщик подтверждает передачу всех неимущественных прав в пользу Заказчика.
Вместе с тем согласно п.4 ст.15 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» Личные неимущественные права автора, предусмотренные настоящей статьей, являются неотчуждаемыми.
В этой связи прошу дать разъяснение, о каких неимущественных правах идет речь, означает ли такая передача прав использование заказчиком в дальнейшем без ведома проектировщика его проекта в части переработки или привязки.
Также согласно п. 5.5 После получения положительного заключения комплексной вневедомственной экспертизы принимает проектно-сметную документацию на бумажных носителях не менее 4 (четырех) экземпляров, и в 2 (двух) экземплярах в электронном формате, путем подписания, представленного Проектировщиком, акта приема-передачи проектно-сметной документации и затем акта выполненных Работ.
В связи, с чем просим дать разъяснения правомерно ли производить оплату за разработанную ПСД по факту разработки без прохождения экспертизы, так как условия договора о приемке работ противоречат условиям оплаты (по факту).
Кроме того, при проведении государственных закупок нами учитывается время проектирования, время на прохождение экспертизы ни в конкурсе, ни в договоре не учитываются.
Так если руководствоваться пунктом 5.5 договора, то после истечения сроков разработки проекта и не предоставления проекта с положительным заключением экспертизы заказчик обязан обратиться в суд с иском о признании недобросовестным участником государственных закупок.
Ответ Министра финансов РК от 21 декабря 2020 года на вопрос от 14 декабря 2020 года № 657197
Вопрос:
Республиканское государственное предприятие на ПХВ за счет собственных средств осуществило государственные закупки работ на проведение демонтажа зданий и сооружений.
В ходе проведения демонтажных работ выявлен дополнительный объем работ по заключенному договору.
Может ли предприятие с применением подпункта 3) пункта 2 статьи 45 Закона РК "О государственных закупках" увеличить сумму заключенного договора в пределах сложившейся экономии по данной государственной закупке, в связи с увеличением объема работ и продлить срок исполнения договора?
Ответ Министра финансов РК от 21 декабря 2020 года на вопрос от 9 декабря 2020 года № 656435
Вопрос:
По рекомендации (ответ на аналогичный запрос) Комитета связи обращаюсь к Вам со следующим вопросом. Согласно п.7 ст.23 Закона РК «О связи» предусматривает, что операторы связи не вправе отключать каналы связи и (или) приостанавливать предоставление услуг правительственной и президентской связи, услуг связи Службе государственной охраны, органам военного управления, национальной безопасности и внутренних дел Республики Казахстан иначе как по решению суда.
Вместе с тем, согласно пп.5) п. 1 ст.15 Закона РК «О связи» операторы связи и (или) владельцы сетей связи, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан, обязаны обеспечить оказание услуг связи, а равно распространение представителем оператора связи абонентских номеров только при заключении соответствующего договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с правилами оказания услуг связи.
П. 3 ст. 386 ГК РК предусмотрено, если законодательством или договором предусмотрен срок действия договора, окончание этого срока влечет прекращение обязательств сторон по договору. П.18 ст. 43 Закона РК «О государственных закупках» в целях обеспечения бесперебойной деятельности заказчика последний вправе продлить на период до подведения итогов государственных закупок способом конкурса либо аукциона и вступления в силу договора о государственных закупках действие договора о государственных закупках товаров, работ, услуг ежедневной или еженедельной потребности по перечню, утвержденному уполномоченным органом.
Прошу разъяснить, вправе ли оператор прекратить оказание услуг связи по истечении срока действия договора, заключенного с лицами, указанными в п.7 ст.23 Закона РК «О связи» ?
Ответ Министра финансов РК от 21 декабря 2020 года на вопрос от 14 декабря 2020 года № 657279
Вопрос:
Имеет ли право государственное коммунальное предприятие на праве хозяйственного ведения (далее - Предприятие) осуществлять государственные закупки юридических услуг, то есть приобретать услуги по оказанию юридических консультаций и правового сопровождения для нужд Предприятия с учетом того, что Предприятие имеет в наличии штатного специалиста по юридическим вопросам (юриста) Предприятия?
Ответ Министра финансов РК от 20 декабря 2020 года на вопрос от 11 декабря 2020 года № 656764
Вопрос:
Может ли "Конкурсная комиссия" засчитывать опыт дочерней организации в государственных закупок?
К примеру в государственных закупках участвует группа лиц в котором дочерняя организация признана победителем, то есть потенциальным поставщиком, но конкурсная комиссия засчитывает опыт работы материнской организации.