Ответ Министра сельского хозяйства от 25 января 2021 года на вопрос от 15 января 2021 года № 662121
Вопрос:
Наша компания осуществляет операции по недропользованию на основании лицензий на разведку твердых полезных ископаемых.
Согласно пункту 1 статьи 71-1 Земельного кодекса Республики Казахстан («Земельный кодекс») операции по разведке полезных ископаемых или геологическому изучению могут проводиться недропользователями на землях, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, на основании публичного сервитута без получения таких земель в собственность или землепользование.
Согласно части второй пункта 1 статьи 71-1 Земельного кодекса недропользователи, осуществляющие операции по разведке полезных ископаемых или геологическому изучению на земельных участках, находящихся в частной собственности или землепользовании, могут проводить необходимые работы на таких участках на основании частного или публичного сервитута без изъятия земельных участков у частных собственников или землепользователей.
Исходя из вышеизложенного мы понимаем, что для целей землепользования в отношении геологоразведочных работ, земельные отводы (акты на право землепользования) не выдаются, поскольку пользование земельными участками для разведки полезных ископаемых осуществляется без их изъятия, а основанием для ведения работ будет являться установленный сервитут (частный, либо публичный).
Согласно Плану геологоразведочных работ нашей компании, операции по разведке с использованием земельных участков поэтапно распределены как территориально, так и на виды работ, включающие:
первый этап (без буровых работ) – геофизические/геохимические работы на большей части лицензионной территории: - геологическое картирование; - геохимические работы (отбор геохимических проб почвы, анализ, обработка и интерпретация геохимических данных); - геофизические работы, включая наземную геофизику и аэрогеофизику;
второй этап (буровые работы) – работы по геологоразведочному бурению в пределах запланированных для этого координат земельных участков: - керновое/бескерновое бурение, документирование керна, подготовка подъездных дорог и буровых площадок.
С учетом вышеизложенного просим Вас разъяснить порядок применения положений главы 7 Земельного кодекса по следующим вопросам:
1: Является ли обязательным предварительное получение сервитута (публичного либо частного) в качестве правового основания (с точки зрения земельного законодательства) для начала использования земельного участка для разведки твердых полезных ископаемых?
2: Является ли достаточным получение сервитута только на земельные участки для геологоразведочного бурения в пределах запланированных для этого координат (Второй этап геологоразведочных работ, выше), без получения сервитута на земельные участки, где предполагается проведение геофизических/геохимических работ на обширной территории (Первый этап геологоразведочных работ, выше)?
3: Правильно ли мы понимаем, что с вступлением в силу Кодекса Республики Казахстан о недрах и недропользовании, плата за публичный сервитут была отменена, с сохранением, предусмотренных частями первой и второй пункта 7 статьи 69 Земельного кодекса, условий о возможных выплатах собственникам или пользователям земельных участков, обремененных публичным сервитутом?
4: Какова процедура обращения за публичным сервитутом на земельный участок для проведения операций по разведке твердых полезных ископаемых и каким нормативным документов она регламентируется?
Ответ:
Действительно, в соответствии с нормами пункта 1) статьи 71-1 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), операции по разведке полезных ископаемых или геологическому изучению могут проводиться недропользователями на землях, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, на основании публичного сервитута без получения таких земель...