Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 18 июня 2019 года на вопрос от 4 июня 2019 года № 553337 «Выписывание ЭСФ в случае экспорта товаров с территории РК на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза»


КАЙГОРОДОВ СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ, вторник, 4 июня 2019 года № 553337

Автору блога: Султангазиев М.Е.

Категории: Малый и средний бизнес


Предприятие занимается реализацией товаров на экспорт включенных в перечень товаров, в отношении которых РК в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии №59 от 14 октября 2015 года (далее - Перечень). Данные Товары произведены на территории Республики Казахстан т.е. Казахстанского производства. Согласно Решения Евразийского межправительственного совета от 12 августа 2016 г. № 5 который принят в целях реализации статьи 3 Протокола о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза от 16 октября 2015 года (далее - Протокол) «при перемещении с территории Республики Казахстан на территории других государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) товаров, включенных в Перечень товаров, в качестве товаросопроводительного документа признается бумажная копия электронного счета-фактуры, зарегистрированного в национальной системе учета Республики Казахстан, отвечающая требованиям пункта 10 статьи 3 Протокола». Согласно п. 2 Решения бумажная копия электронного счета-фактуры заверяется печатью территориального органа Комитета государственных доходов, а также сопровождается одним из следующих документов: а) копия таможенной декларации, заверенная печатью территориального органа Комитета государственных доходов; б) оригинал сертификата о происхождении товаров формы СТ-1, выданного в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью; в) оригинал сертификата о происхождении товаров формы СТ-KZ; г) копия заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. 
Так как реализуются и экспортируются Товары, произведенные на территории РК при вывозе Товаров перевозчики запрашивают заверенную счет-фактуру и оригинал сертификата СТ-1. Отсутствие такого документа является основанием для перевозчика для отказа в принятии к перевозке соответствующих товаров (п. 10 Протокола ЕЭС от 16.10.2015 года). Но к сожалению в настоящее время в законодательстве РК существует противоречие, которое заключается в следующем: Согласно Приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК Министра финансов РК от 22 апреля 2019 года № 370 «Об утверждении Правил выписки электронных счета-фактуры» при выписке электронной счет-фактуры в ней необходимо указывать реквизиты сертификата СТ-1. 
Согласно Приказа и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 24 февраля 2015 года № 155 «Об утверждении Правил по определению страны происхождения товара, выдаче сертификата о происхождении товара и отмене его действия» и Приказа Заместителя Премьер-Министра РК - Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 8 июля 2014 года № 257 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих происхождение товара» обязательным документов для получения сертификата о происхождении товара СТ-1 является счет-фактура без которой невозможна выдача сертификата СТ-1.
 На основании вышеизложенного обращаем Ваше внимание, что существует непреодолимое противоречие в законодательстве РК, где выписка счет-фактуры невозможна без оригинала сертификата СТ-1, а изготовление сертификата СТ-1 невозможна без выписанной счет-фактуры. При этом существует другая проблема, согласно п. 11 Приказа Министра финансов РК от 9 декабря 2015 года № 640 «Об утверждении Инструкции по организации системы учета отдельных товаров при их перемещении в рамках взаимной трансграничной торговли государств-членов Евразийского экономического союза» при вывозе с территории РК на территорию государств-членов ЕАЭС произведенных на территории РК товаров, товаросопроводительными документами являются заверенные печатью ОГД копии электронных счетов-фактур и оригинал сертификата о происхождении товара форма СТ-1 или СТ-KZ. Налогоплательщик представляет в территориальный ОГД заявление о заверении в качестве товаросопроводительных документов копий электронных счетов-фактур и оригинал сертификата о происхождении товара форма СТ-1 или СТ-KZ. Согласно п. 13. Приказа территориальный ОГД на основании представленного заявления принимает меры по проведению налоговой проверки. Копии товаросопроводительных документов заверяются не позднее трех календарных дней после завершения налоговой проверки. На практике данная ситуация с экспортом Товаров из РК складывается следующим образом: продавец после загрузки автомашины перевозчика (или покупателя) выписывает счет-фактуру на Товар, после чего только может начать оформление СТ-1 т.к без счет фактуры программа не принимает ее на оформление, которое могут выдать по закону в течении трех дней и только после ее получения можно произвести регистрацию в органах государственных доходов заявление о заверении в качестве товаросопроводительных документов копий электронных счетов-фактур и оригинал сертификата о происхождении товара форма СТ-1, при этом транспортное средство с Товаром (грузом) ожидает несколько дней в месте погрузки документы (счет-фактуру заверенную ОГД), после заверения в ОГД счет-фактуры, транспортное средство с грузом выезжает в место назначения. В настоящее время фактически органы государственных доходов оказывают эту услугу ровно в течении 1 (Одних) рабочих суток (но не быстрее), при этом транспортное средство перевозчика (или покупателя) практически простаивает в течении одних суток или более (с учетом срока получения СТ-1) после погрузки, так как согласно ст. 413 Налогового кодекса РК счет-фактура выписывается в срок не ранее даты совершения оборота по реализации, в связи с чем мы не можем выписывать счет-фактуры заранее. При этом налоговый орган принимает счета-фактуры на заверение до 16.00 часов. 
В случае если СТ-1 нами получена после этого времени то счет-фактуру на заверение мы сможем сдать только на следующий день. Если заявку на заверение счет-фактуры подали после обеда, то выдача заверенной счет-фактуры также переходит на следующий день. Так же налоговые органы не обрабатывают заявки по заверению счетов-фактур в пятницу каждой недели, в связи с чем груженные автомашины которые загрузились в четверг вечером или в пятницу вынуждены простаивать до понедельника так как заверенные счета-фактуры по заявкам поданным в четверг после обеда или в пятницу будут отданы заявителю только в понедельник в течении дня. 
Так же в налоговых органах бывают сбои в программе, в связи с чем заявки по заверению счетов-фактур обрабатываются более 2-х суток. Так как транспортные средства после погрузки вынуждены простаивать 1 (Одни) сутки и более в ожидании заверенных счетов-фактур многим покупателям из Российской Федерации становиться не выгодно приобретать нашу продукцию, в связи с чем в настоящее время Покупатели из РФ стали отказываться от покупки нашей продукции.
 При этом РК как участник Евразийского экономического союза находиться в не равном положении с другими участниками Союза, так как подобных правил по заверению товаросопроводительных документов при экспорте в других странах нет и товары вывозиться из этих стран без задержек. Непонятно для чего такое «ноу-хау» именно для Республики Казахстан, которое ограничивает наше право на свободную продажу своих товаров внутри Союза и привлечения валютной выручки в РК. 
На основании вышеизложенного просим Вас войти в положение предпринимателей, разобраться в ситуации и внести необходимые изменения в законодательство РК 1) Исключить противоречие в законодательстве РК в части, где выписка счет-фактуры невозможна без оригинала сертификата СТ-1, а изготовление сертификата СТ-1 невозможна без выписанной счет-фактуры, путем внесения изменений в правила, путем исключения из счет-фактуры графы «№ СТ-1 или СТ-KZ» так как обязательное предъявление счет-фактуры требуется для получения всех этих документов. 2) Убрать обязанность для Казахстанских поставщиков Товаров включенных в перечень заверять счет-фактуры в ОГД при экспорте Товаров или минимизировать сроки заверения счет-фактур до 2 (Двух) часов или перевести государственную услугу в электронный формат (которая будет работать круглосуточно, в выходные и праздничные дни). 3) Возможно ли проведение счет-фактур для экспорта Товаров проходить после того как машина уехала из места погрузки и будет ли это считаться нарушением?


Султангазиев М.Е. вторник, 18 июня 2019

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Протокола о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории ЕАЭС от 16.10.2015 года, ратифицированного Законом РК от 9 декабря 2015 года № 439-V (далее – Протокол), Республика Казахстан обеспечивает принятие необходимых мер по недопущению вывоза товаров из Перечня на территории других государств-членов...
Пожалуйста, авторизуйтесь:
логин
пароль

Извините, но продолжение документа доступно только подписчикам

Документ доступен только подписчикам портала Учёт с тарифом: ЭКСПЕРТ, МАСТЕР, ПРОФ, ДЕМО ДОСТУП
Авторизуйтесь под своим электронным ключом (логин, пароль)

Документ показан не полностью. Оформите подписку


Рассказать друзьям:
Решением Совета Евразийской экономической комиссии №59 от 14 октября 2015 года (далее - Перечень). Данные Товары произведены на территории Республики Казахстан т.е. Казахстанского производства. Согласно Решения Евразийского межправительственного совета от 12 августа 2016 г. № 5 который принят в целях реализации статьи 3 Протокола о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза от 16 октября 2015 года (далее - Протокол) «при перемещении с территории Республики Казахстан на территории других государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) товаров, включенных в Перечень товаров, в качестве товаросопроводительного документа признается бумажная копия электронного счета-фактуры, зарегистрированного в национальной системе учета Республики Казахстан, отвечающая требованиям пункта 10 статьи 3 Протокола». Согласно п. 2 Решения бумажная копия электронного счета-фактуры заверяется печатью территориального органа Комитета государственных доходов, а также сопровождается одним из следующих документов: а) копия таможенной декларации, заверенная печатью территориального органа Комитета государственных доходов; б) оригинал сертификата о происхождении товаров формы СТ-1, выданного в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью; в) оригинал сертификата о происхождении товаров формы СТ-KZ; г) копия заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. 
Так как реализуются и экспортируются Товары, произведенные на территории РК при вывозе Товаров перевозчики запрашивают заверенную счет-фактуру и оригинал сертификата СТ-1. Отсутствие такого документа является основанием для перевозчика для отказа в принятии к перевозке соответствующих товаров (п. 10 Протокола ЕЭС от 16.10.2015 года). Но к сожалению в настоящее время в законодательстве РК существует противоречие, которое заключается в следующем: Согласно Приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК Министра финансов РК от 22 апреля 2019 года № 370 «Об утверждении Правил выписки электронных счета-фактуры» при выписке электронной счет-фактуры в ней необходимо указывать реквизиты сертификата СТ-1. 
Согласно Приказа и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 24 февраля 2015 года № 155 «Об утверждении Правил по определению страны происхождения товара, выдаче сертификата о происхождении товара и отмене его действия» и Приказа Заместителя Премьер-Министра РК - Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 8 июля 2014 года № 257 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих происхождение товара» обязательным документов для получения сертификата о происхождении товара СТ-1 является счет-фактура без которой невозможна выдача сертификата СТ-1.
 На основании вышеизложенного обращаем Ваше внимание, что существует непреодолимое противоречие в законодательстве РК, где выписка счет-фактуры невозможна без оригинала сертификата СТ-1, а изготовление сертификата СТ-1 невозможна без выписанной счет-фактуры. При этом существует другая проблема, согласно п. 11 Приказа Министра финансов РК от 9 декабря 2015 года № 640 «Об утверждении Инструкции по организации системы учета отдельных товаров при их перемещении в рамках взаимной трансграничной торговли государств-членов Евразийского экономического союза» при вывозе с территории РК на территорию государств-членов ЕАЭС произведенных на территории РК товаров, товаросопроводительными документами являются заверенные печатью ОГД копии электронных счетов-фактур и оригинал сертификата о происхождении товара форма СТ-1 или СТ-KZ. Налогоплательщик представляет в территориальный ОГД заявление о заверении в качестве товаросопроводительных документов копий электронных счетов-фактур и оригинал сертификата о происхождении товара форма СТ-1 или СТ-KZ. Согласно п. 13. Приказа территориальный ОГД на основании представленного заявления принимает меры по проведению налоговой проверки. Копии товаросопроводительных документов заверяются не позднее трех календарных дней после завершения налоговой проверки. На практике данная ситуация с экспортом Товаров из РК складывается следующим образом: продавец после загрузки автомашины перевозчика (или покупателя) выписывает счет-фактуру на Товар, после чего только может начать оформление СТ-1 т.к без счет фактуры программа не принимает ее на оформление, которое могут выдать по закону в течении трех дней и только после ее получения можно произвести регистрацию в органах государственных доходов заявление о заверении в качестве товаросопроводительных документов копий электронных счетов-фактур и оригинал сертификата о происхождении товара форма СТ-1, при этом транспортное средство с Товаром (грузом) ожидает несколько дней в месте погрузки документы (счет-фактуру заверенную ОГД), после заверения в ОГД счет-фактуры, транспортное средство с грузом выезжает в место назначения. В настоящее время фактически органы государственных доходов оказывают эту услугу ровно в течении 1 (Одних) рабочих суток (но не быстрее), при этом транспортное средство перевозчика (или покупателя) практически простаивает в течении одних суток или более (с учетом срока получения СТ-1) после погрузки, так как согласно ст. 413 Налогового кодекса РК счет-фактура выписывается в срок не ранее даты совершения оборота по реализации, в связи с чем мы не можем выписывать счет-фактуры заранее. При этом налоговый орган принимает счета-фактуры на заверение до 16.00 часов. 
В случае если СТ-1 нами получена после этого времени то счет-фактуру на заверение мы сможем сдать только на следующий день. Если заявку на заверение счет-фактуры подали после обеда, то выдача заверенной счет-фактуры также переходит на следующий день. Так же налоговые органы не обрабатывают заявки по заверению счетов-фактур в пятницу каждой недели, в связи с чем груженные автомашины которые загрузились в четверг вечером или в пятницу вынуждены простаивать до понедельника так как заверенные счета-фактуры по заявкам поданным в четверг после обеда или в пятницу будут отданы заявителю только в понедельник в течении дня. 
Так же в налоговых органах бывают сбои в программе, в связи с чем заявки по заверению счетов-фактур обрабатываются более 2-х суток. Так как транспортные средства после погрузки вынуждены простаивать 1 (Одни) сутки и более в ожидании заверенных счетов-фактур многим покупателям из Российской Федерации становиться не выгодно приобретать нашу продукцию, в связи с чем в настоящее время Покупатели из РФ стали отказываться от покупки нашей продукции.
 При этом РК как участник Евразийского экономического союза находиться в не равном положении с другими участниками Союза, так как подобных правил по заверению товаросопроводительных документов при экспорте в других странах нет и товары вывозиться из этих стран без задержек. Непонятно для чего такое «ноу-хау» именно для Республики Казахстан, которое ограничивает наше право на свободную продажу своих товаров внутри Союза и привлечения валютной выручки в РК. 
На основании вышеизложенного просим Вас войти в положение предпринимателей, разобраться в ситуации и внести необходимые изменения в законодательство РК 1) Исключить противоречие в законодательстве РК в части, где выписка счет-фактуры невозможна без оригинала сертификата СТ-1, а изготовление сертификата СТ-1 невозможна без выписанной счет-фактуры, путем внесения изменений в правила, путем исключения из счет-фактуры графы «№ СТ-1 или СТ-KZ» так как обязательное предъявление счет-фактуры требуется для получения всех этих документов. 2) Убрать обязанность для Казахстанских поставщиков Товаров включенных в перечень заверять счет-фактуры в ОГД при экспорте Товаров или минимизировать сроки заверения счет-фактур до 2 (Двух) часов или перевести государственную услугу в электронный формат (которая будет работать круглосуточно, в выходные и праздничные дни). 3) Возможно ли проведение счет-фактур для экспорта Товаров проходить после того как машина уехала из места погрузки и будет ли это считаться нарушением?

" data-url="https://uchet.kz/gov/index.php?ELEMENT_ID=436891">

Возврат к списку

COVID-19&Бизнес

Блоги министров