Блоги министров
Министерство осуществляет руководство в сферах стратегического планирования, налоговой и бюджетной политики, а также политики в области таможенного дела, государственного и гарантированного государством заимствования и долга, государственно-частного партнерства, государственных инвестиционных проектов, естественных монополий, развития и поддержки частного предпринимательства, саморегулирования.
Ответ Министра национальной экономики РК от 30 марта 2022 года на вопрос от 24 марта 2022 года № 732715
Ответ Министра национальной экономики РК от 4 ноября 2021 года на вопрос от 2 ноября 2021 года № 712552
Ответ Министра национальной экономики РК от 8 сентября 2021 года на вопрос от 3 сентября 2021 года № 703803
Ответ Министра национальной экономики РК от 8 сентября 2021 года на вопрос от 3 сентября 2021 года № 703761
Ответ Министра национальной экономики РК от 2 августа 2021 года на вопрос от 28 июля 2021 года № 697768
Ответ Министра национальной экономики РК от 1 июля 2021 года на вопрос от 30 июня 2021 года № 693347
Набиев Серик, среда, 30 сентября 2020 года № 644525
Автору блога: Даленов Р.Е.
Категории: Свободная тема
Ответ Министра национальной экономики РК от 6 октября 2020 года на вопрос от 30 сентября 2020 года № 644525
Согласно пункту 12 статьи 68 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» до начала производства строительно-монтажных работ заказчик обязан уведомить органы, осуществляющие государственный архитектурно-строительный контроль, о начале осуществления деятельности по производству строительно-монтажных работ в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» (далее – Закон). В соответствии с пунктом 7 «Об утверждении форм уведомлении и Правил приема уведомлений государственными органами, а также об определении государственных органов, осуществляющих прием уведомлений» (далее – Правила), утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 6 января 2015 года №4 уведомление направляется в электронной или бумажной форме. Согласно пункту 3 Правил должностное лицо принимающей организации проверяет полноту заполнения уведомления и наличие необходимых документов, в соответствии статьей 14 Закона. Так, согласно пункту 4 статьи 14 Закона одной из таких компетенции государственных органов, осуществляющих прием уведомлений, является проверка соблюдения заявителем требований, установленных нормативными правовыми актами. В свою очередь, согласно пункту 4 Правил при неполном заполнении уведомления, непредставления необходимых документов, в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уведомление не принимается. При этом, согласно пункту 5 статьи 49 Закона исключение уведомления из государственного электронного реестра разрешений и уведомлений осуществляется по заявлению заявителя, по решению суда о запрещении деятельности или отдельных видов деятельности или действий физического или юридического лица, а также в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан соблюдения заявителем требований, установленных нормативными правовыми актами. На основании вышеизложенного в случаях подачи уведомления о начале осуществления деятельности по производству строительно-монтажных работ прошу Вас разъяснить следующее: 1. Соблюдение требований каких нормативно-правовых актов проверяются в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона? 2. Вправе ли государственный орган, принимающий уведомления в электронной форме исключить либо прекратить действия (т.е. не принять) уведомление заявителя из государственного электронного реестра разрешений и уведомлений, в случаях, когда уведомление не в полной мере заполнено либо не приложены необходимые документы? 3. В каких конкретно «иных случаях» исключение уведомления из государственного электронного реестра разрешений и уведомлений осуществляется в соответствии пунктом 5 статьи 49 Закона?
Ремша Надежда, пятница, 4 сентября 2020 года № 639788
Автору блога: Даленов Р.Е.
Категории: Малый и средний бизнес
Ответ Министра национальной экономики РК от 9 сентября 2020 года на вопрос от 4 сентября 2020 года № 639788
ТОО - малый бизнес . Сдает в суб. аренду производственные склады(коммерческую недвижимость).присвоен ОКЭД 6820 «Аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью. Данное ТОО включено в списки компаний с разрешёнными 0 коэффициентом по ПП РК № 224 от 20.04.2020 года - Приложения 1.
В связи с чем мы , стали применять данную «0»льготу при начислении заработной платы сотрудникам.
Просим дать разъяснение в нашем случае ( предоставление услуг субаренды производственных складов) имеем ли мы право для применения коэффициента «0» к ставкам социального налога, ИПН, удерживаемого у источника выплаты, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений при начислении дохода сотрудникам компании?
Поздняков Сергей, четверг, 3 сентября 2020 года № 639412
Автору блога: Даленов Р.Е.
Категории: Малый и средний бизнес
Ответ Министра национальной экономики РК от 9 сентября 2020 года на вопрос от 3 сентября 2020 года № 639412
В Налоговом Кодексе на 2021 год в разделе по исчислению индивидуального подоходного налога (ИПН) есть ЧРЕЗВЫЧАЙНО проблемные ситуации. Одна из таких ситуаций при настоящей редакции возникнет в уже в январе 2021 года. А именно: Статья 341.
Корректировка дохода Пункт 52) облагаемый доход работника - в размере 90 процентов от суммы такого дохода. Положение настоящего подпункта применяется к доходу работника, не превышающему 25-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года; Пункт 1 следующей статьи определяет положение о налоговых вычетах: Статья 342. Общие положения по налоговым вычетам 1. Физическое лицо имеет право на применение следующих видов налоговых вычетов: 1) налоговый вычет в виде обязательных пенсионных взносов - в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении; 2) налоговый вычет по взносам на обязательное социальное медицинское страхование; 3) стандартные налоговые вычеты (далее - стандартные вычеты); 4) налоговый вычет для многодетных семей; 5) прочие налоговые вычеты (далее - прочие вычеты), которые включают в себя: налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам; налоговый вычет на обучение; налоговый вычет на медицину; налоговый вычет по вознаграждениям. Пункт 1 статьи 356 определяет порядок расчета облагаемого дохода у источника выплаты
Статья 356. Определение облагаемого дохода у источника выплаты 1. Сумма облагаемого дохода работника определяется в следующем порядке: сумма доходов работника, подлежащих налогообложению у источника выплаты, полученных в текущем налоговом периоде, минус сумма корректировки дохода в текущем налоговом периоде, предусмотренной пунктом 1 статьи 341 настоящего Кодекса, минус сумма налоговых вычетов в виде обязательных пенсионных взносов в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, минус сумма налоговых вычетов по взносам на обязательное социальное медицинское страхование в порядке и размере, которые установлены статьей 345 настоящего Кодекса, и так далее........ Интересует последний пункт ВЫЧЕТ по ВЗНОСАМ на ОСМС.
Согласно подпункта 2) пункта 4 статьи 29 Закона "Об обязательном социальном медицинском страховании" : Отчисления и (или) взносы в фонд не удерживаются со следующих выплат и доходов: 2) доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс); ТО ЕСТЬ при расчете взносов ОСМС согласно этого пункта Закона мы должны ВЫЧЕСТЬ КОРРЕКТИРОВКУ в размере 90% ОБЛАГАЕМОГО ДОХОДА согласно пункта 52) статьи 341 НК РК. Чтобы ОПРЕДЕЛИТЬ сумму корректировки 90% от ОБЛАГАЕМОГО дохода мы обращаемся к пункту 1 статьи 356 и видим что для определения ОБЛАГАЕМОГО дохода нужно вычесть ВЗНОСЫ ОСМС.
Итог: ЧТОБЫ рассчитать ВЗНОСЫ ОСМС мы должны вычесть корректировку 90% облагаемого дохода. ЧТОБЫ рассчитать КОРРЕКТИРОВКУ мы должны вычесть взносы ОСМС. А ЭТО НЕВОЗМОЖНО. Данная проблема должна была быть исправлена принятием Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата", но он не принят.
Вывод: если не устранить эту проблему налогоплательщики не смогут рассчитывать подоходный налог для тех категорий, чей заработок не превышает 25-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года и подлежит удержанию взносов на ОСМС с одновременным применением корректировки дохода согласно пункта 52 статьи 341.
ВОПРОС: Будет ли устранена эта проблема в законодательстве?
Арестов Олег, пятница, 21 августа 2020 года № 636863
Автору блога: Даленов Р.Е.
Категории: О работе государственных органов (госуслуги)
Ответ Министра национальной экономики РК от 24 августа 2020 года на вопрос от 21 августа 2020 года № 636863
Например: "ручка, либо какой-нибудь канцелярский предмет, на котором нанесен логотип компании, деятельность которой является лицензируемой, но данные о лицензии не размещены в силу недостаточного места на предмете.
В таком случае является ли это нарушением Закона о рекламе?
Кенжетаева Зарина, воскресенье, 9 августа 2020 года № 634263
Автору блога: Даленов Р.Е.
Категории: Свободная тема
Ответ Министра национальной экономики РК от 14 августа 2020 года на вопрос от 9 августа 2020 года № 634263
В соответствии с пунктом 186 Правил осуществления деятельности субъектами естественных монополий, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от «13» августа 2019 года №73, в случаях уклонения потенциального поставщика признанного победителем закупок или потенциального поставщика занявшего второе место от заключения договора о закупках или невыполнения условий договора о закупках субъект естественной монополии обращается в суд о признании их недобросовестными участниками закупок, установленных законодательством о естественных монополиях.
Просим разъяснить, должен ли субъект естественной монополии обращается в суд о признании недобросовестными участниками закупок поставщиков, в случае ненадлежащего исполнения принятых обязательств по договору (просрочка исполнения обязательств по договору, поставка товара, не соответствующего требованиям технической спецификации, выполнение работ, услуг с отступлениями от технического задания заказчика и так далее), вне зависимости от устранения недостатков, когда поставщик в конечном итоге исполняет договорные обязательства с выплатой штрафов и пени либо субъект естественной монополии обращается в суд исключительно в отношении поставщиков, полностью не исполнивших договорные обязательства.
Например, обязан ли субъект естественной монополии обратиться в судебные органы о признании поставщика, допустившего просрочку поставки товара на 5 дней, недобросовестным участником закупок?
Также, необходимо пояснить, обращение в суд с исками о признании поставщиков недобросовестными, это правом субъекта естественной монополии или его обязанность?
Бабенко Иван, пятница, 26 июня 2020 года № 625559
Автору блога: Даленов Р.Е.
Категории: Регионы
В соответствии с пунктами 92, 118 и 162 Правил осуществления деятельности субъектов естественных монополий, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 августа 2019 года № 73 (далее – Правила), не допускается вносить какие-либо изменения и (или) новые условия в проект договора о закупках или в подписанный договор о закупках (за исключением уменьшения цены при условии неизменности качества, объемов и других условий, явившихся основанием для выбора поставщика), которые изменят содержание предложения, явившегося основанием для выбора поставщика.
Согласно пункту 44 Правил, субъект естественной монополии ежегодно в срок до 31 декабря формирует и направляет для сведения ведомству уполномоченного органа или его территориальному органу Перечень на следующий календарный год, утвержденный приказом первого руководителя.
В соответствии с пунктом 339 Правил формирования тарифов, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 ноября 2019 года № 90, субъект самостоятельно распоряжается недоиспользованной частью затрат, предусмотренных в утвержденной инвестиционной программе при условии исполнения мероприятий, возникшей в результате экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, реализацией плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработанного по итогам энергетического аудита, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращением объемов предоставляемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от субъекта, или результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур.
Вопрос: Можно ли вносить изменения в договор, в сторону увеличения суммы договора, если по результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур сложилась экономия? (Например, канцтовары закупили по ценам, которые ниже предусмотренных Перечнем, то есть, дополнительное соглашение будет заключено в пределах сложившейся экономии).
Кургамбаева Шолпан, среда, 13 мая 2020 года № 615531
Автору блога: Даленов Р.Е.
Категории: Социальное обеспечение
Прошу Вас дать разъяснение по проекту «С дипломом в село»: в пункте 1.2 типового Соглашения о предоставлении мер социальной поддержки специалистам здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и агропромышленного комплекса, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты, прописано что получатель принимает на себя обязательства, при получении вышеуказанных мер социальной поддержки, не менее трех лет отработать в организации (здравоохранения, образования, спорта, культуры, социального обеспечения и агропромышленного комплекса).
Означает ли это что специалист, получивший меры социальной поддержки должен отработать в указанной организации непрерывно не менее трех лет?
Басенко Татьяна, среда, 6 мая 2020 года № 613976
Автору блога: Даленов Р.Е.
Категории: Малый и средний бизнес
ТОО вид деятельности 68.201 «Аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью» имеет в собственности действующий крупный торговый объект более 5000 кв. м., который сдает в аренду, может ли он применить «0» процентную ставку по налогу на имущество, согласно пункта 2, подпункта 1 ПП РК № 126 от 20.03.2020г?
Басенко Татьяна, среда, 6 мая 2020 года № 613975
Автору блога: Даленов Р.Е.
Категории: Малый и средний бизнес
ТОО вид деятельности 68.201 «Аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью» имеет в собственности действующий крупный торговый объект более 5000 кв. м., который сдает в аренду, может ли он применить «0» процентную ставку по налогу на имущество, согласно пункта 2, подпункта 1 ПП РК № 126 от 20.03.2020г?
Воробьёва Жанна, понедельник, 27 апреля 2020 года № 611321
Автору блога: Даленов Р.Е.
Категории: Малый и средний бизнес
В период ЧС некоторые виды предпринимательской деятельности были освобождены на 6 месяцев от уплаты налогов с ФОТ. У нас в Уставе прописан широкий спектр видов деятельности, который включает в себя как торговлю, так и различные ремонтные работы.
Однако, основной вид деятельности - это торговля электроприборами и строительными инструментами (ОКЭД 47541).
Освобождаемся ли мы от уплаты налогов с ФОТ на 6 месяцев?
ALATAU DUTY FREE, понедельник, 27 апреля 2020 года № 611187
Автору блога: Даленов Р.Е.
Категории: Малый и средний бизнес
Согласно постановлению Правительства РК от 20.04.2020 года №224 установлен поправочный коэффициент «0» по налогам и социальным платежам для субъектов микро, малого или среднего предпринимательства. В перечне видов деятельности для применения коэффициента «0» включен ОКЭД 47 (розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами, за исключением аптек и розничной торговли продуктами питания, напитками и табачными изделиями).
Просим дать разъяснение правомерности применения коэффициента «0» при ОКЭД 47191 (прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах, являющихся торговыми объектами, с торговой площадью менее 2000 кв.м)
Абдрахманов Дамир, четверг, 16 апреля 2020 года № 607568
Автору блога: Даленов Р.Е.
Категории: Финансы
31 марта 2020 года Президент Республики Казахстан выступил с заявлением, которым был озвучен ряд мер по поддержке налогоплательщиков, в частности, Президентом было озвучено следующее: «Поэтому для субъектов МСБ в наиболее пострадавших секторах экономики на 6 месяцев (с 1 апреля до 1 октября т.г.) отменяется начисление и уплата налогов и других платежей с фонда оплаты труда. Эти сектора включают в себя: общественное питание, отдельные сектора торговли, транспортные услуги, консультационные услуги, IT-сектор, гостиничный бизнес, туризм и т.д.» Также в проекте Постановления Правительства Республики Казахстан, которое отменяет начисление и уплату налогов и других платежей с фонда оплаты труда для некоторых категорий налогоплательщиков, имеется Приложение 1, определяющее виды деятельности, среди прочих, в перечне есть 69.10 ОКЭД Деятельность в области права.
На основании вышеизложенного, просим пояснить будет ли отменяться начисление и уплата налогов и других платежей с фонда оплаты труда для юридических фирм, в том числе, можно ли будет не оплачивать налоги с зарплат сотрудников, которые не являются юридическими консультантами?
Wto, среда, 8 апреля 2020 года № 605198
Автору блога: Даленов Р.Е.
Категории: Финансы
Хотелось бы узнать, когда и с какой даты вступит в силу законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата», которым планировались такие важные изменения, как: -Ввод вычета по взносам на ОСМС при расчете ИПН работника; -Перенос 90% корректировки по ИПН в уменьшение облагаемого дохода и исключение ее применения при расчете СН, ВОСМС и ООСМС. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 февраля 2020 года № 79 данный Законопроект вынесен на рассмотрение в Мажилис Парламента Республики Казахстан, заканчивается 1 квартал 2020 года.
Хотелось бы уже получить ясность по исчислению налогов и взносов с заработной платы сотрудников в 2020 году.
Муратова Меруерт, четверг, 2 апреля 2020 года № 603658
Автору блога: Даленов Р.Е.
Категории: О работе государственных органов (госуслуги)
Прошу дать разъяснения по государственной услуги «Предоставление мер социальной поддержки специалистам в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и агропромышленного комплекса, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты», в части необходимо ли обновлять перечень документов специалистам, при повторном рассмотрении, стоящих в очередности в соответствии с пунктом 10-1 Правил предоставления мер социальной поддержки специалистам в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и агропромышленного комплекса, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты, утвержденного Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 6 ноября 2014 года № 72. Также, имеет ли право заявитель на получение социальной поддержки специалистам в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и агропромышленного комплекса, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты, если он является руководителем государственного учреждения относящееся к административно-управленческому персоналу.