Блоги министров

Министерство осуществляет руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в финансовой сфере.

10.02.2021
Считается ли оказание возмездных услуг физическими лицами субподрядом при выполнении государственного задания

Ответ Министра финансов РК от 5 февраля 2021 года на вопрос от 2 февраля 2021 года № 665558


Вопрос:

Юридическое лицо получило заказ на выполнение государственного задания, при этом в рамках выполнения государственного задания Юридическое лицо заключило договора возмездного оказания услуг с физическими лицами, для выполнения ими определенных услуг.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 41 Бюджетного Кодекса РК, Юридическим лицом, ответственным за выполнение государственного задания, допускается передача государственного задания субподрядчику (соисполнителю) в объеме не более пятидесяти процентов от суммы бюджетных средств на соответствующий финансовый год, выделяемых на выполнение государственного задания.
К примеру услуги, приобретаемые у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, по договорам возмездного оказания услуг, согласно п. 2 ст. 1 ЗРК «О государственных закупках», к данным услугам, закон о государственных закупках, не применяется. Оказание возмездных услуг регулируется Гражданским кодексом РК. 

Будет ли считаться оказание возмездных услуг физическими лицами субподрядом (соисполнительством), при выполнении государственного задания? 


08.02.2021
Как в бухгалтерском учете определить доход от полученного беспроцентного займа от единственного участника ТОО

Ответ Министра финансов РК от 8 февраля 2021 года на вопрос от 28 января 2021 года № 664650 
08.02.2021
Может ли компания участвовать в государственных закупках способом конкурса, если опыт поставщика менее одного года

Ответ Министра финансов РК от 5 февраля 2021 года на вопрос от 22 января 2021 года № 663323

Вопрос:

Согласно п. 445 Правил осуществления государственных закупок (далее - Правила), к потенциальным поставщикам предъявляется Квалификационное требование в виде финансовой устойчивости.
Согласно п. 447 Правил, финансовая устойчивость потенциального поставщика определяется веб-порталом автоматически на основании следующих сведений органов государственных доходов:
1) доходы;
2) уплаченные налоги;
3) основные средства;
4) фонд оплаты труда. 

Имеет ли право фирма участвовать в государственных закупках способом конкурса, при котором предъявляются требование в виде финансовой устойчивости в случае, если данный потенциальный поставщик не имеет опыта или имеет опыт работы менее 1 года? 


04.02.2021
Должно ли акционерное общество, имеющее дочернюю компанию, сдавать заключение аудита по неконсолидированной финансовой отчётности материнской компании

Ответ Министра финансов РК от 3 февраля 2021 года на вопрос от 29 января 2021 года № 664732


Вопрос:

Акционерное общество каждый год сдает два финансовых отчета (консолидированный и неконсолидированный) в депозитарий (далее-ИУЦ), так как имеет дочернюю компанию.
В этой связи возник вопрос: достаточно ли представление организациями, имеющими дочерние организации, подлежащими обязательному аудиту, и не являющимися финансовыми организациями (далее-ОИДО), в ИУЦ с финансовыми отчётами предоставления только аудиторского отчета по консолидированной финотчетности, без аудиторского отчета по деятельности материнской компании МФ РК с учетом следующего.
В действующих НПА не содержится требование о представлении ОИДО аудиторского отчета также по деятельности основной организации. В ст.17 ЗРК «О бухучете» не указано, что финансовые отчеты должны быть представлены вместе с аудиторскими отчетами. В п.6 ППРК № 1173 касательно аудиторского отчета имеется отсылочная норма на иное законодательство.
В свою очередь, обязательность проведения аудита в определенных организациях (АО, банки и.т.д.) вытекает из ЗРК об аудиторской деятельности и в нем отсутствует требование о проведении аудита в АО, являющееся ОИДО, дважды: отдельно по деятельности основной организации и с учетом дочерних компаний.
Так, на практике ОИДО, являясь АО, по деятельности основной организации отдельно аудит не проводит, поскольку он без учета дочерних организаций не будет достоверным (искажается фактическое состояние финансового положения). Обязательность сдачи двух аудиторских отчетов (тогда как эрудированной консолидированной отчетности достаточно) потребует огромных трудовых, финансовых затрат, Кроме этого, исходя из п.4 ст. 76 ЗРК «Об акционерных обществах» (далее-ЗРК об АО) при наличии дочерних организаций размещаются консолидированная годовая финотчетность и аудиторский отчет. Т.о., на ОИДО распространяются ЗРК об аудиторской деятельности в части обязательности аудита и с учетом ЗРК об АО во исполнение требований п. 4,5,6 ППРК № 1173 ОИДО подлежат предоставлению годовая финотчетность (без аудита), консолидированная финотчетность и аудиторский отчет только по ней.

Должно ли акционерное общество, имеющее дочернюю компанию, которое сдает в депозитарий финансовую отчётность консолидированную, неконсолидированную, заключение аудита по консолидированной финансовой отчетности ещё сдавать заключение аудита по неконсолидированной финансовой отчётности материнской компании? 


03.02.2021
Можно ли применять стандартный вычет по подпункту 3) пункта 1 статьи 346 НК РК к доходам получаемым по договору ГПХ

Ответ Министра финансов РК от 3 февраля 2021 года на вопрос от 22 января 2021 года № 663228


Вопрос:

Прошу пояснить возможность применения Стандартного вычета в соответствии с разделом 37 налогового кодекса РК по договорам ГПХ (гражданско-правового характера). Я являюсь усыновителем с 2015 года.
Ранее я осуществляла деятельность по трудовому договору и по моему заявлению (с приложением документов) работодатель как налоговый агент применял стандартный вычет. В 2020 году я работаю по договору ГПХ и стандартный вычет не применяют. 

Можно ли применять стандартный вычет по подпункту 3) пункта 1 статьи 346 Налогового кодекса РК к доходам получаемым по договору ГПХ (гражданско-правового характера)? 


02.02.2021
Возможно ли при защите бюджет в качестве подтверждающих документов приложить письменные предложения от национальных экспертов

Ответ Министра финансов РК от 2 февраля 2021 года на вопрос от 25 января 2021 года № 663735


Вопрос:

В бюджетной заявке по бюджетной программе государственного задания планируются следующие расходы:
1) Услуги национальных экспертов по проведению семинаров, тренингов (6-8 часов, 4 дня).
2) Услуги национальных экспертов по проведению форсайт исследований (8-10 месяцев). В этих услугах привлекаемые эксперты являются физическими лицами (не субъект предпринимательства, то есть с ними будет заключаться договор возмездного оказания услуг в рамках бюджетной программы).
Для защиты данного проекта в вашем ведомстве была рассчитана калькуляция, с учетом затрачиваемого времени (часы) и стоимости за один час работы, в соответствии с Приложением 19 постановления Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий. Однако эксперты не согласны работать с такой маленькой суммой. 

При защите бюджета, можно ли в качестве подтверждающих документов приложить (вместо калькуляции, и в качестве аналога ценовых и коммерческих предложений) письменные предложения от национальных экспертов?
Какие документы необходимо приложить к данному письму (ученая степень, сертификаты, научные труды и т.д.)?
В ином случае укажите какими законодательными или нормативно-правовыми актами регулируется данный вопрос?
Примечание. В Приказе Министра финансов Республики Казахстан от 24 ноября 2014 года № 511 Об утверждении Правил составления и представления бюджетной заявки такие детали не описываются.  


02.02.2021
Относится ли термоконтейнер, холодильник – рефрижератор, морозильник к медицинскому оборудованию

Ответ Министра финансов РК от 27 января 2021 года на вопрос от 21 января 2021 года № 663056


Вопрос:

Прошу Вас дать разъяснение по ниже сложившейся ситуации:
Во исполнение требований Постановления Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 57«О дальнейшем усилении мер по предупреждению заболеваний коронавирусной инфекцией среди населения Республики Казахстан» в поликлинику в срочном порядке должны быть приобретены специальные морозильные камеры для медицинского применения.
В постановлении Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 1729 «Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств и медицинских изделий, фармацевтических услуг» указано, «10) медицинские изделия - любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, которые применяются в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также с принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, предназначены производителем медицинского изделия для профилактики, диагностики, лечения заболеваний, медицинской реабилитации и мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, и функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека и может поддерживаться применением лекарственных средств».
В утвержденном перечне товаров, не относящихся к лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения и медицинской технике приказом МЗ и СР РК от 25 июня 2015 года № 516 «Об утверждении перечня товаров, не относящихся к лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения и медицинской технике»: термоконтейнера, холодильника – рефрижератора, морозильника нет. 

Вопрос: Относится ли термоконтейнер, холодильник – рефрижератор, морозильник к медицинскому оборудованию (медицинским изделиям)?
Если вышеуказанные товары относятся к медицинскому оборудованию, должен ли закуп осуществляться по постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 1729 или можно осуществить закуп посредством Веб-портала государственных закупок?
В приложении № 2 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 29 декабря 2018 года № 1127 «Об определении перечней товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются едиными организаторами государственных закупок» указан перечень товаров, работ, услуг, по которым организация и проведение государственных осуществляются едиными организаторами государственных закупок для заказчиков.
В пп. 1.1 п. 1 приложения указано: «Товары, годовые объемы которых в стоимостном выражении превышают сороктысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете».
Вопрос: 1. Сумма, заложенная на термоконтейнер, холодильник – рефрижератор и морозильник в финансовом плане предприятия не превышает сороктысячекратный размер месячного расчетного показателя. Имеем ли мы как ГКП на ПХВ самостоятельно, без единого организатора осуществить закуп данных товаров?
2. При осуществлении закупа по постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 1729, должны ли мы руководствоваться приказом Министра финансов Республики Казахстан от 29 декабря 2018 года № 1127? 


28.01.2021
Имеет ли право новый участник ТОО утвердить изменения в уставе после подписания договора купли-продажи доли

Ответ Министра финансов РК от 28 января 2021 года на вопрос от 20 января 2021 года № 657838


Вопрос:

Участник ТОО физлицо 100% своей доли продает другому физлицу.
В соответствии с п. 6 Нормативного постановления ВС РК "О некоторых вопросах применения законодательства о товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" право приобретателя на долю переходит к нему с момента перерегистрации товарищества. Т.е. только после перерегистрации приобретатель доли имеет право распоряжения долей - продать, заложить и т.д.
В соответствии со ст. 14 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" для государственной перерегистрации ТОО представляются решение единственного участника ТОО о государственной (учетной) перерегистрации, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Устав ТОО.
Данное решение подписывает новый участник ТОО (покупатель доли).
Перерегистрация осуществляется на основании решения о перерегистрации, подписанного приобретателем доли. 

Вопрос по моменту наступления прав участника, не связанных с долей в ТОО, т.е. имеет ли приобретатель доли утвердить изменения в устав или устав в новой редакции после подписания договора купли-продажи доли или такое право также наступает только после перерегистрации?
Если все права нового участника, в том числе на принятие решения о перерегистрации, утверждении изменений и дополнений в учредительные документы наступают только после перерегистрации, то почему при приеме документов на перерегистрацию требуют документы за подписью нового участника?
Можно ли утверждать, что такие права приобретателя доли как утверждение учредительных документов, принято решение о перерегистрации ТОО в связи изменением состава участников ТОО, избрание исполнительного органа ТОО и т.д., за исключением прав распоряжения долей ТОО, наступают после подписания договора купли-продажи доли ТОО? 


28.01.2021
Какой документ должен предоставить поставщик при проведении КПКО при закупки медицинских изделий

Ответ Министра финансов РК от 27 января 2021 года на вопрос от 19 января 2021 года № 662675


Вопрос:

Просим дать разъяснение в сложившейся ситуации.
Нами проводится закупка медицинского изделия способом КПКО, который подразумевает закуп среди отечественных товаропроизводителей.
Согласно Закона «О разрешениях и уведомлениях» при производстве или изготовлении медицинских изделий требуется лицензия на фармацевтическую деятельность, но и допускается наличие уведомления о начале деятельности при оптовой или розничной реализации медицинский изделий. 

Если проводится КПКО при закупке медицинского изделия (по КТРУ - Товар) какой разрешительный документ необходимо требовать у поставщика лицензия на фарм. деятельность или уведомление о начале деятельности оптовой или розничной реализации? 



28.01.2021
Учитываются ли НДС, ИПН, транспортный налог и другие при расчете показателя уплаченных налогов

Ответ Министра финансов РК от 26 января 2021 года на вопрос от 12 января 2021 года № 661396


Вопрос:

При расчете ПУН=УН/СД*100%, какие виды уплаченных налогов учитываются, и где это прописано, Я так понимаю это КПН, ИПН, соц.налог. 

А другие виды налогов, например, НДС, имущественный, транспортный, земельный, либо штрафы, пени в бюджет, гос.пошлины учитываются или нет? 


26.01.2021
Может ли присоединяющее ТОО претендовать на опыт в госзакупках присоединяемого

Ответ Министра финансов РК от 22 января 2021 года на вопрос от 21 января 2021 года № 663041


Вопрос:

Согласно пункту 154 Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» (далее – Правила), конкурсная комиссия присваивает условную скидку в размере ноль целых пять десятых процента (0,5 %) за каждый год наличия у потенциального поставщика опыта работы на рынке закупаемых товаров, услуг, но не более пяти процентов.
В соответствии с пунктом 2) статьи 1 Закона «О государственных закупках», потенциальный поставщик – это физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо (за исключением государственных учреждений, если иное не установлено для них законами Республики Казахстан), временное объединение юридических лиц (консорциум), претендующие на заключение договора о государственных закупках.
Часть 2 статьи 62 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» указывает, что Присоединение одного или нескольких товариществ с ограниченной ответственностью к другому товариществу с ограниченной ответственностью осуществляется путем включения имущества присоединяемых товариществ в имущество присоединяющего товарищества.
При этом присоединяемые товарищества прекращаются, а все их права и обязанности переходят в соответствии с передаточным актом к присоединяющему товариществу, в устав которого вносятся связанные с реорганизацией изменения.
Исходя из норм Гражданского Кодекса, имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу: при слиянии и присоединении - в соответствии с передаточным актом.
Иначе говоря, при присоединении юридического лица, присоединяемое лицо прекращается, а его права и обязанности переходят к присоединяющему лицу в соответствии с передаточным актом.
Но, это касается имущественных прав, а право заявления опыта присоединенного лица и получения условной скидки присоединяющим лицом, к имущественным правам нельзя отнести. Между тем, законодательством о государственных закупках вопрос возможности перехода права получения условной скидки за заявленный опыт присоединяемого юридического лица присоединяющим не урегулирован. 

При таких обстоятельствах, просим Вас разъяснить, может ли присоединяющее лицо претендовать на опыт присоединяемого? 



22.01.2021
Может ли Государственное Коммунальное Казенное Предприятие самостоятельно распоряжаться суммой, внесенной поставщиком на расчетный счет

Ответ Министра финансов РК от 22 января 2021 года на вопрос от 18 января 2021 года № 662545


Вопрос:

Может ли Государственное Коммунальное Казенное Предприятие далее –Заказчик/Предприятие, сумму (пеня/неустойка по договору о гос/закупках) внесенную поставщиком на расчетный счет Заказчика, распоряжаться и расходовать по своему усмотрению на нужды Предприятия, или Предприятие обязано перечислить данную сумму (пеня/неустойка) в бюджет государства. 

 
22.01.2021
Правомерна ли проверка, если в предписании не указан ее вид

Ответ Министра финансов РК от 22 января 2021 года на вопрос от 6 января 2021 года № 660667


Вопрос:

Хотелось бы задать вопрос по линии Комитета государственных доходов. Согласно пункту 1 статьи 148 Налогового кодекса налоговая проверка проводится на основании предписания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 148 Налогового кодекса налоговая проверка проводится на основании предписания, которое должно содержать следующие сведения:
1) дата и номер регистрации предписания в налоговом органе;
2) наименование налогового органа, вынесшего предписание;
3) фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента);
4) идентификационный номер;
5) форма и вид проверки;
6) фамилии, имена, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых для участия в проведении налоговой проверки в соответствии с настоящим Кодексом;
7) срок проведения налоговой проверки;
8) проверяемый период, за исключением хронометражного обследования. 

Правомерна ли проверка если в Предписании не указан вид проверки? 


21.01.2021
Расчет заработной платы от обратного с учетом корректировки 90%

Ответ Министра финансов РК от 20 января 2021 года на вопрос от 11 января 2021 года № 661272


Вопрос:

Обращаюсь к Вам по поводу расчета заработной платы от обратного, в связи с принятыми изменениями в НК РК с 01.01.2021 г. по переносу корректировки в размере 90% из статьи 341 в статью 353, как рассчитывать заработную плату от Обратного с учетом корректировки 90%? 


15.01.2021
Могут ли государственные органы в тендерной документации прописывать производителя на закупки по ценовым предложениям по закупкам менее 1000 мрп

Ответ Министра финансов РК от 15 января 2021 года на вопрос от 31 декабря 2020 года № 659972


Вопрос:

Просим пояснить, имеют ли право согласно законодательству, Государственные Органы в тендерной документации прописывать производителя на закупки по ценовым предложениям по закупкам менее 1000 мрп? 


14.01.2021
Правомерно ли будет возвратить внесенное обеспечение исполнения договора за истекший финансовый год, в случае внесения обеспечения исполнения договора на 2021 год

Ответ Министра финансов РК от 13 января 2021 года на вопрос от 8 января 2020 года № 660806


Вопрос:

Просим дать разъяснения по следующему вопросу.
В соответствии с п. 12 статьи 43 Закона Заказчик возвращает внесенное обеспечение исполнения договора, а также сумму обеспечения в случае принятия антидемпинговых мер (при наличии) поставщику в течение пяти рабочих дней со дня полного и надлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по договору о государственных закупках.
При этом договор о государственных закупках считается исполненным при условии полного выполнения заказчиком и поставщиком принятых обязательств по указанному договору (п.23 ст. 43 Закона).
Однако, согласно п. 11 ст. 43 Закона в случае заключения договора о государственных закупках со сроком действия более одного финансового года размер обеспечения исполнения договора о государственных закупках на текущий финансовый год исчисляется исходя из годовой суммы договора о государственных закупках, предусмотренной в соответствующем финансовом году. 

В таком случае, правомерно ли будет возвратить внесенное обеспечение исполнения договора за истекший финансовый год, в случае внесения обеспечения исполнения договора на 2021 год (т.е. текущий финансовый год согласно п.11 ст.43) и при условии исполнения поставщиком принятых обязательств за 2020 год. 


14.01.2021
Возможно ли перераспределение средств внутри бюджетной программы между спецификами без изменения общей суммы бюджетной программы

Ответ Министра финансов РК от 13 января 2021 года на вопрос от 6 января 2021 года № 660617


Вопрос:

Возможно ли перераспределение средств внутри бюджетной программы ГО между спецификами без изменения общей выделенной суммы на программу в целях продолжения работы, при условии сохранения запланированных показателей конечного результата бюджетной программы.


14.01.2021
Как филиалу юридического лица, победившему в конкурсе госзакупок, необходимо производить расчеты с поставщиками

Ответ Министра финансов РК от 13 января 2021 года на вопрос от 30 декабря 2020 года № 659798


Вопрос:

ТОО «KAZPACO», зарегистрированное в г.Нур-Султан, признано победителем гос.закупок по строительству объектов в г.Алматы.
Для введения этой деятельности был создан филиал ТОО «KAZPACO» в г.Алматы.
Однако, в случае заключении договоров с поставщиками филиал не будет иметь возможности производить оплаты, учитывая, что в соответствии с условиями закупок применяется казначейское сопровождение и счета в Управлении казначейства МФ РК в г.Алматы открыты на основную компанию. 

В связи с вышеизложенным, просим Вас дать разъяснения о том, каким образом филиалу следует производить расчеты с поставщиками, учитывая, что создание филиала являлось также необходимым условием для уплаты местных налогов и иных обязательных платежей в бюджет. 


13.01.2021
Участие в открытом конкурсе Комитета по учету и мониторингу численности редких и исчезающих видов копытных животных

Ответ Министра финансов РК от 11 января 2021 года на вопрос от 31 декабря 2020 года № 660001


Вопрос:

В отношении открытого конкурса по учету и мониторингу сайги. 
Для обеспечения охраны, воспроизводства и использования животного мира ведутся государственные учет, кадастр и мониторинг животного мира, содержащие совокупность сведений о состоянии и географическом распространении видов животных, об их численности, результатах регулярных наблюдений, объемах их хозяйственного использования и другие необходимые данные. Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК (далее - Комитет) в соответствии п.19 ст.9 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 года №593 организует ведение государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира.
Вместе с тем, сообщаем, что РГКП «ПО Охотзоопром» (далее – Предприятие) является специализированной природоохранной организацией, для реализации поставленных целей осуществляющее обеспечение сохранения животного мира, среды их обитания и биологического разнообразия, ежегодный учет, анализ, состояния животного мира и др.
В сою очередь, РГКП «ПО Охотзоопром являясь подведомственной организацией Комитета, планирует участие в открытом конкурсе Комитета по учету и мониторингу численности редких и исчезающих видов копытных животных, а также сайги, что не противоречить действующему законодательству касательно государственных закупок. 

В связи с вышеизложенном, просим подтвердить возможность участия Предприятия в планируемым открытом конкурсе Комитета по учету и мониторингу численности редких и исчезающих видов копытных животных. 


13.01.2021
Какую налоговую форму необходимо сдавать ОСИ

Ответ Министра финансов РК от 11 января 2021 года на вопрос от 28 декабря 2020 года № 659533


Вопрос:

Прошу разъяснить - 25,11.2020 года нашим многоквартирным домом на основании Закона "О жилищных отношениях" организовано ОСИ (Объединение собственников имущества), не коммерческая организация, имеющая своей целью содержание многоквартирного дома, существующая только на взносы собственников имущества, других доходов не имеет. 

Какую форму налоговой декларации нам необходимо заполнять. и периодичность сдачи декларации.