Ответ Министра финансов РК от 9 февраля 2021 года на вопрос от 30 января 2021 года № 664892
Вопрос:
Организатором государственных закупок при проведении открытого конкурса на закупки Товаров по нескольким лотам в технической спецификации установлены следующие требования к Потенциальным поставщикам:
Техническая спецификация потенциального поставщика должно содержать информацию: о сроке эксплуатации, на право поставку товара, реализацию товара, свидетельство товара, сертификат, о сервисном центре на областной территории заказчика.
Но при этом согласно Технической спецификации Заказчика - Условия поставки (в соответствии с ИНКОТЕРМС 2010): DDP.
А это ведь означает что ответственность продавца заканчивается после того, как товар доставлен в указанное место в стране покупателя согласно Правилам ИНКОТЕРМС.
Правомерно ли требование Заказчика/Организатора о том, что Поставщик должен произвести монтаж и установку всего оборудования (Товара) по разнарядке заказчика (согласованно), а также произвести обучение по эксплуатации оборудования, учитывая при этом что предметом закупа является Товар, а не работы по монтажу оборудования и не услуги обучения?
Следующий вопрос касается требовании о сервисном центре на областной территории Заказчика.
Организатором конкурса установлены квалификационные требования о наличии у Потенциального поставщика сервисного центра на административной областной территории Заказчика и наличии двух работников.
Здесь уместно напомнить, что предметом госзакупа является Товар, и согласно условиям конкурса уже установлен гарантийный срок сроком на 12 месяцев.
В случае возникновения гарантийных обязательств в указанный срок - Задача Поставщика устранить дефекты и недостатки вне зависимости от административного территориального расположения как Заказчика, так и себя Поставщика, то есть, где и как будет выполнять гарантийные обязательства это внутренняя хозяйственная деятельность Поставщика, проще говоря — это проблемы Поставщика.
Так зачем нужен сервисный центр именно на административной областной территории Заказчика не ясно.
Кроме того, в соответствии с Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 28 февраля 2019 года № 155 приведен исчерпывающий перечень ТРУ, при закупках которых нахождение Поставщика на соответствующей административно-территориальной единице регламентировано, и в этом перечне закупаемые Заказчиком товары отсутствуют.
И, так вопрос – правомерно ли установление квалификационных требовании к потенциальным Поставщикам о наличии материальных и трудовых ресурсов при закупке Товаров? Правомерно ли требование о наличии у Поставщика сервисного центра на административной областной территории Заказчика и наличии двух работников?
Считаем такие действия Организатора/Заказчика конкурса не допустимы и нарушают права субъектов МСБ участвующих в государственных закупках. В частности, нарушены п.3 ст.21 Закона (в конкурсной документации запрещается устанавливать условия государственных закупок, которые влекут за собой ограничение количества потенциальных поставщиков), и пп.1 и пп.2 п.2 ст.9 Закона, запрещающие установление квалификационных требований, которые ограничивают и необоснованно усложняют участие потенциальных поставщиков в государственных закупках.
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона «О государственных закупках»
(далее – Закон) не допускается установление квалификационных требований, указанных в подпункте 4) пункта 1 статьи 9 Закона, которые:
1) ограничивают и необоснованно усложняют участие потенциальных поставщиков в государственных закупках;
2) непосредственно не вытекают из необходимости выполнения обязательств...