Жакенов Адилхан, четверг, 26 декабря 2019 года № 587236
Автору блога: Смаилов А.А
Категории: Свободная тема
На сегодняшний день между нормой Закона «О государственных закупках» и нормой Договора о Евразийском экономическом союзе имеется коллизия. В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Договора о Евразийском экономическом союзе закупки в государствах-членах осуществляются согласно Протоколу о порядке регулирования закупок (Приложение № 25).
Согласно пункту 2 статьи 88 Договора о Евразийском экономическом союзе его действие не распространяется на закупки, сведения о которых в соответствии с законодательством государства-члена составляют государственную тайну (государственные секреты).
Согласно пункту 1 статьи 88 Договора о Евразийском экономическом союзе одной из его целью является регулирование отношений в сфере закупок законодательством государства-члена о закупках и международными договорами. Договор о Евразийском экономическом союзе ратифицирован Республикой Казахстан Законом №240-V ЗРК от 14 октября 2014 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Конституции международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством.
Из смысла приведенной нормы Конституции вытекает, что приоритет перед законами Республики могут иметь только ратифицированные Казахстаном международные договоры.
Приоритет перед законами ратифицированных международных договоров на территории Республики предполагает ситуативное превосходство норм таких договоров в случаях коллизий с нормами законов. Значит, пункт 3 статьи 4 Конституции следует понимать так, что преимущественную юридическую силу перед законодательством Республики имеют международные договоры, заключенные ею в соответствии с Конституцией Республики, в установленном законодательством порядке и ратифицированные Парламентом Республики путем принятия соответствующего закона. Согласно пункту 2 статьи 6 Закона «О правовых актах» международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
Аналогичная норма предусмотрена в части 8 статьи 3 Гражданского кодекса, а также в пункте 1 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года № 5 «О применении судами законодательства о государственных закупках». Согласно пункту 3 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 10 июля 2008 года № 1 «О применении международных договоров Республики Казахстан» положения международных договоров не требующие издания законов для применения, действуют в Республике Казахстан непосредственно. В иных случаях, наряду с международным договором, следует применять и соответствующий закон, принятый для реализации положений ратифицированного международного договора.
При этом пункт 2 статьи 3 Закона «О государственных закупках» прямо предусматривает, что если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом «О государственных закупках», то применяются правила международного договора. Справочно: Полагаю, что: 1) ни статья 88 Договор о Евразийском экономическом союзе ни Приложение № 25 к нему (Протокол о порядке регулирования закупок) прямо не предусматривают, что для его реализации необходимо принять Закон; 2) если даже рассматривать коллизию норм Закона «О государственных закупках» с Договором о Евразийском экономическом союзе, то в двух указанных случаях норма Договора о Евразийском экономическом союзе будет иметь приоритет.
На основании вышеизложенного, прошу Вас сообщить, будет ли норма Договора о Евразийском экономическом союзе в случае коллизии ее с нормой Закона «О государственных закупках» иметь приоритет при рассмотрении спорного вопроса?
Смаилов А.А. понедельник, 13 января 2020
В соответствии с частью первой статьи 1 Закона «О государственных закупках» (далее – Закон), настоящий Закон применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика.
Вместе с тем, необходимо отметить,...