Кмг-retail, четверг, 15 августа 2019 года № 563251
Автору блога: Бекетаев М.Б.
Категории: О работе государственных органов (госуслуги)
Обращаемся к Вам с просьбой оказать содействие по вопросу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» если сделка нотариально не удостоверена, то регистрирующий орган обязан проверить подлинность подписи лиц, совершивших сделку (уполномоченных их представителей), их дееспособность (правоспособность), а также соответствие их воли волеизъявлению.
Наша компания имеет на праве собственности значительным количеством объектов недвижимого имущества (более 300 объектов), расположенными во всех областях Казахстана (более 150 районов), с которыми на постоянной основе осуществляются различные сделки, требующие государственной регистрации.
Вместе с тем, принимая во внимание, что сделки с недвижимостью осуществляются по месту нахождения объекта недвижимости, наша компания не может обеспечить присутствие должностных лиц обеих сторон, уполномоченных на заключение сделки, в каждом регистрирующем органе по месту нахождения объектов недвижимости.
Кроме того, требование об осуществлении сделки по месту нахождения объекта недвижимости также делает невозможным ее нотариальное удостоверение.
При этом на практике, Центры обслуживания населения категорически отказываются принимать заявления на государственную регистрацию без прохождения проверки подлинности подписи лиц, совершивших сделку, их дееспособности (правоспособности), а также соответствия их воли волеизъявлению, хотя такое требование не установлено Стандартом государственной услуги «Государственная регистрация прав (обременений) на недвижимое имущество», утвержденным приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 246.
Также отмечаем, что сама процедура проверки подлинности подписи лиц, совершивших сделку, их дееспособности (правоспособности), а также соответствия их воли волеизъявлению, никакими нормативными правовыми актами не урегулирована. Вышеуказанные недоработки законодательства, по нашему мнению, содержат предпосылки к коррупционной составляющей.
Таким образом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним для собственников разветвленных сетей объектов недвижимого имущества занимает значительные трудовые и финансовые расходы, т.к. компания вынуждена предоставлять полномочия на осуществление сделок не по принципу доверия и ответственности, а по принципу нахождения уполномоченного лица недалеко от регистрирующего органа, что, в свою очередь, несет потенциальные риски для собственника имущества.
На основании изложенного, принимая во внимание проведенную государством огромную работу по созданию единого правового кадастра недвижимого имущества, просим Вас рассмотреть возможность разработки государственного стандарта, предусматривающего:
1) централизованную государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом по месту нахождения его собственника, либо
2) осуществление централизованной проверки подлинности подписи лиц, совершивших сделку, их дееспособности (правоспособности), а также соответствия их воли волеизъявлению, по месту нахождения собственника объектов недвижимого имущества.
Бекетаев М.Б. четверг, 12 сентября 2019
Рассмотрев Ваше обращение касательно удостоверения подлинности подписи при заключении нотариально неудостоверенной сделки, сообщаем что в соответствии положениями Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее – Закон) регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется филиалами Государственной корпорации «Правительство...