Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Ответ Министра финансов РК от 20 октября 2017 года на вопрос от 16 октября 2017 года № 474930 «Разовое или эпизодическое взятие денег или вещей»


Пак Александр, понедельник, 16 октября 2017 года № 474930

Автору блога:  Султанов Б.Т

Категории:  финансы


В целях оперативности сотрудники используют личные наличные денежные средства, составляют авансовый отчет и сдают документы в бухгалтерию, в связи с чем образуется кредитовое сальдо по сч.1250. Правомерны ли данные действия, есть ли сроки погашения задолженности компании перед сотрудником?". 14.04.2017г. Вами был представлен ответ, из которого следовало, что "... согласно п.59 Правил ведения бух. учета, утвержденных приказом МФ РК от 31.03.2015г. № 241 подотчетные суммы выдаются только сотрудникам субъекта. Учет подотчетных сумм ведется в разрезе каждого сотрудника. Учет наличных денежных средств, выданных в подотчет, регламентируется учетной политикой субъекта, при этом в зависимости от назначения устанавливаются сроки предоставления авансового отчета подотчетного лица, возврата наличных денежных средств. Таким образом, авансовый отчет оформляется при выдаче организацией денежных средств сотрудникам. При этом, согласно п.1 ст.13 ЗРК от 28.02.2007г. «О бух. учете и фин. отчетности» обязательство - существующая обязанность ИП или организации, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды. Следует отметить, что в соответствии с п.3 ст.715 ГК гражданам и юр. лицам запрещается привлечение денег в виде займа от граждан в качестве предпринимательской деятельности и такие договоры являются ничтожными ...". Т.е. Вами было особо подчеркнуты требования п.3 ст.715 ГК, вокруг которой за 20 лет существования "сломано множество копий" различными субъектами права, в том числе различными уполномоченными гос. органами даны десятки разъяснений. Мне представляется наиболее точным и полным ответ Налогового комитета Министерства финансов РК от 11.02.2011г. № НК-21-28/1511, в котором указанная норма проанализирована не в усеченном порядке: "... запрещается привлечение денег в виде займа от граждан ...", но в полном и буквальном толковании, как то предписывает п.1 ст.6 ГК РК - "... запрещается привлечение денег в виде займа от граждан в качестве предпринимательской деятельности ...", т.е. с учетом того, что имеет место запрет НЕ на любое привлечение денег в виде займа, а исключительно на привлечение займа от граждан именно в качестве предпринимательской деятельности. Причем как буквально указано не "для осуществления предпринимательской деятельности", а именно "в качестве предпринимательской деятельности", т.е. сам оборот денег должен являться целью предпринимательской деятельности, т.е. действие аналогичное банковскому кругообороту: привлекли деньги (на депозит), дали в займы деньги (заемщику), извлекли доход (проценты по займу). В ответе Налогового комитета Министерства финансов РК от 11.02.2011г. № НК-21-28/1511 указанное дословно изложено в следующей форме: "... Таким образом, вышеприведенная норма о запрете привлечения денег в виде займа от граждан в качестве предпринимательской деятельности распространяется на случаи, когда физ. лицо предоставляет денежный займ физическому или юр. лицу, которое впоследствии передает полученные деньги третьим лицам в качестве займа в целях получения дохода ...". В связи с изложенным прошу разъяснить: разделяет ли Министерство финансов РК и признает ли состоятельной правовую позицию Налогового комитета Министерства финансов РК, изложенную в ответе последнего от 11.02.2011г. № НК-21-28/1511 по первому вопросу: вправе ли юр. лица принимать временную финансовую помощь (возвратный заем) от физ. лиц, если это не носит для юр. лица постоянный характер? Если Вы не разделяете правовой позиции НК МФ РК, изложенной в ответе от 11.02.2011г. № НК-21-28/1511, то в силу чего и по какой причине?


Султанов Б.Т. пятница, 20 октября 2017


в соответствии с пунктом 1 статьи 715 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) (далее – Кодекс), по договору займа одна сторона (займодатель) передает, а в случаях, предусмотренных Кодексом или договором, обязуется передать в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) другой стороне (заемщику) деньги или вещи, ...
Пожалуйста, авторизуйтесь:
логин
пароль

Извините, но продолжение документа доступно только подписчикам

Документ доступен только подписчикам портала Учёт с тарифом: ЭКСПЕРТ, МАСТЕР, ПРОФ, ДЕМО ДОСТУП
Авторизуйтесь под своим электронным ключом (логин, пароль)

Документ показан не полностью. Оформите подписку


Рассказать друзьям:
п.59 Правил ведения бух. учета, утвержденных приказом МФ РК от 31.03.2015г. № 241 подотчетные суммы выдаются только сотрудникам субъекта. Учет подотчетных сумм ведется в разрезе каждого сотрудника. Учет наличных денежных средств, выданных в подотчет, регламентируется учетной политикой субъекта, при этом в зависимости от назначения устанавливаются сроки предоставления авансового отчета подотчетного лица, возврата наличных денежных средств. Таким образом, авансовый отчет оформляется при выдаче организацией денежных средств сотрудникам. При этом, согласно п.1 ст.13 ЗРК от 28.02.2007г. «О бух. учете и фин. отчетности» обязательство - существующая обязанность ИП или организации, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды. Следует отметить, что в соответствии с п.3 ст.715 ГК гражданам и юр. лицам запрещается привлечение денег в виде займа от граждан в качестве предпринимательской деятельности и такие договоры являются ничтожными ...". Т.е. Вами было особо подчеркнуты требования п.3 ст.715 ГК, вокруг которой за 20 лет существования "сломано множество копий" различными субъектами права, в том числе различными уполномоченными гос. органами даны десятки разъяснений. Мне представляется наиболее точным и полным ответ Налогового комитета Министерства финансов РК от 11.02.2011г. № НК-21-28/1511, в котором указанная норма проанализирована не в усеченном порядке: "... запрещается привлечение денег в виде займа от граждан ...", но в полном и буквальном толковании, как то предписывает п.1 ст.6 ГК РК - "... запрещается привлечение денег в виде займа от граждан в качестве предпринимательской деятельности ...", т.е. с учетом того, что имеет место запрет НЕ на любое привлечение денег в виде займа, а исключительно на привлечение займа от граждан именно в качестве предпринимательской деятельности. Причем как буквально указано не "для осуществления предпринимательской деятельности", а именно "в качестве предпринимательской деятельности", т.е. сам оборот денег должен являться целью предпринимательской деятельности, т.е. действие аналогичное банковскому кругообороту: привлекли деньги (на депозит), дали в займы деньги (заемщику), извлекли доход (проценты по займу). В ответе Налогового комитета Министерства финансов РК от 11.02.2011г. № НК-21-28/1511 указанное дословно изложено в следующей форме: "... Таким образом, вышеприведенная норма о запрете привлечения денег в виде займа от граждан в качестве предпринимательской деятельности распространяется на случаи, когда физ. лицо предоставляет денежный займ физическому или юр. лицу, которое впоследствии передает полученные деньги третьим лицам в качестве займа в целях получения дохода ...". В связи с изложенным прошу разъяснить: разделяет ли Министерство финансов РК и признает ли состоятельной правовую позицию Налогового комитета Министерства финансов РК, изложенную в ответе последнего от 11.02.2011г. № НК-21-28/1511 по первому вопросу: вправе ли юр. лица принимать временную финансовую помощь (возвратный заем) от физ. лиц, если это не носит для юр. лица постоянный характер? Если Вы не разделяете правовой позиции НК МФ РК, изложенной в ответе от 11.02.2011г. № НК-21-28/1511, то в силу чего и по какой причине?

" data-url="https://uchet.kz/gov/index.php?ELEMENT_ID=277912">

Возврат к списку

Темы месяца
Пилотный проект по СНТ в 2021 году

C 31 декабря 2020 года по подакцизной продукции, по товарам, по которым электронные счета-фактуры подлежат выписке посредством виртуального склада, а также по импортно-экспортным операциям в Рамках ЕАЭС.