Маутканов Талгат, пятница, 12 мая 2017 года № 463796
Автору блога: Тенгебаев А.М.
Категории: Малый и средний бизнес
Казахстанская компания (далее – Продавец) с 2013 года сотрудничает с Компанией-резидентом Китайской народной республики (далее - Покупатель) в области поставки шин (покрышек) для внедорожных карьерных автомобилей и иных специальных крупногабаритных техник (БелАз, К-700 и т.д.). Данные шины Продавцом приобретаются у Казахстанских и Российских компаний использующих крупногабаритную технику и ведущих деятельность в сфере добычи природных ресурсов и т.д. После приобретения необходимого количества шин, заключается договор с Покупателем об экспорте данных шин в КНР, для их дальнейшего использования компаниями КНР на карьерах и иных местах использования крупногабаритной техники в КНР. В октябре 2015 года Компанией была подготовлена очередная партия товара для направления в КНР, которая была задержана на границе РК. Сотрудниками органов государственных доходов (таможенной службы) было запрещено экспортировать партию в КНР, ссылаясь на ограничения Таможенного союза, связанного с вывозом опасных отходов и необходимости наличия у Продавца лицензии на экспорт товаров, подлежащих экспортному контролю. При этом, на границе сотрудникам органов государственных доходов было представлено экспертное заключение аккредитованной организации, в которым ясно отражено, что партия товара не является отходом. Шины (покрышки) экспортируемые в КНР являются бывшими в употреблении, и при этом пригодными для дальнейшего использования, так как износ данных шин является не критичным. Вместе с тем, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение) утвержден перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении согласно пункту 27, раздела 2.3. вышеуказанного перечня отнесены к категории «Опасные отходы». При этом, согласно статьи 286 Экологического Кодекса Республики Казахстан на опасные и неопасные отходы разделяют отходы производства и потребления В то же время, согласно подпункту 79) статьи 1 Экологического Кодекса Республики Казахстан к отходам потребления относятся остатки продуктов, изделий и иных веществ, образовавшихся в процессе их потребления или эксплуатации, а также товары (продукция), утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Таким образом, в случае сохранения шинами своих исходных потребительских свойств они не могут относиться к опасным отходам. Согласно подпунктам 3) и 4) пункта 1 статьи 10 Таможенные органы обязаны содействовать развитию внешней торговли путем создания условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Таможенного союза и осуществлять таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. На основании вышеизложенного, прошу Вас разъяснить следующее: 1. Правомерен ли запрет на экспорт шин органами государственных доходов? 2. Правомерно ли требование органов государственных доходов о наличии у Продавца лицензии на экспорт товаров, подлежащих экспортному контролю? 3. Необходим ли получать разрешительные документы на вывоз товара (шин) не утративших своих потребительских свойств в Китайскую народную Республику?
Тенгебаев А.М. четверг, 18 мая 2017
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 от 21 апреля 2015 года шины и покрышки, бывшие в употреблении (код ТН ВЭД ЕАЭС 4012200009) относятся к опасным отходам, ограниченным к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и вывозе, соответственно таможенная очистка должна была производиться только при наличии лицензии...