Александр вторник, 31 января 2012 №121826
Автору блога: Имашев Б.М.
Категории: О работе государственных органов (госуслуги)
Уважаемый Берик Мажитович!
В ходе практического применения законов и подзаконных нормативно-правовых
актов, регламентирующих деятельность ТОО, возникла ситуация требующая разъяснения
на самом высоком уровне и установления единообразного понимания как для
органов юстиции так и для субъектов бизнеса некоторых норм. Поскольку в
настоящее время понимание на местах органами юстиции требований закона не
соответствует самим требованиям закона.
Деятельность ТОО в соответствии с законодательством Республики Казахстан
регламентируется 3-мя основными законодательными актами: ГК РК, ЗРК «О хозяйственных
товариществах» и ЗРК «О ТОО и ТДО».
В соответствии с положениями п. 2 ст. 1 ЗРК «О хозяйственных товариществах»
определено, что хозяйственными товариществами являются: ТОО, ТДО и ПТ и
КТ.
В соответствии с положениями п. 2. ст. 4 ЗРК о «Хозяйственных товариществах»
установлено что учредительными документами хозяйственного товарищества являются
учредительный договор и устав.
В соответствии с положениями п.5 ст. 4 ЗРК «О Хозяйственных товариществах»
установлено, что устав хозяйственного товарищества может быть подписан:
1) Учредителем;
2) Назначенным в соответствии с учредительным договором управляющим данного
товарищества,
3) Лицом, назначенным участниками товарищества его первым руководителем
(высшим должностным лицом).
Как видно при построении этой нормы законодателем использовано два термина
«учредитель» и «участник».
В соответствии с положениями п. 11 ст. 4 ЗРК «О хозяйственных товариществах»
установлено, что после государственной регистрации «учредители» становятся
«участниками», т.е. приобретают иной законодательный статус.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 17 ЗРК «О ТОО и ТДО» установлено,
что устав ТОО должен быть утвержден общим собранием «учредителей» единогласно
и подписывается всеми «учредителями».
Таким образом, если анализировать норму п. 3 ст. 17 ЗРК «О ТОО и ТДО» получается,
что при осуществлении государственной первичной регистрации ТОО, каждый
из «учредителей» этого ТОО должен подписать устав ТОО самостоятельно либо
через своего представителя.
С момента осуществления государственной регистрации ТОО каждый «учредитель»
становится участником этого ТОО.
В данной части все понятно и логически последовательно.
Недоразумение возникает при последующих изменениях устава ТОО.
Недоразумение заключается в том, что органы юстиции на местах, не принимают
во внимание положения п. 5 ст. 4 ЗРК «О Хозяйственных товариществах», а
руководствуются исключительно положениями п. 3 ст. 17 ЗРК «О ТОО и ТДО».
Таким образом, складывается на практике следующая ситуация:
ТОО, зарегистрированное много лет назад 10 участниками, проводит общее
собрание своих участников, из которых на общем собрании присутствуют 8 участников,
обладающие в совокупности 90 % уставного капитала.
2 участника, обладающие 10 % голосов не являются на общее собрание участников,
игнорируют все извещения о созыве, и не проявляют какого-либо интереса к
деятельности ТОО.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 48 ЗРК «О ТОО и ТДО» такое общее
собрание принимает решение о принятии устава ТОО в новой редакции, поскольку
необходимый кворум в ? голосов имеется, и поручает директору ТОО, являющемуся
его первым руководителем (высшим должностным лицом), осуществить регистрацию
новой редакции устава в органах юстиции.
Однако органы юстиции отказывают регистрировать устав ТОО в новой редакции,
мотивируя свой отказ тем, что устав не подписан учредителями данного ТОО,
ссылаясь на требование п. 3 ст. 17 ЗРК «О ТОО и ТДО». Более того, специалист
отдела регистрации юридических лиц, требует не просто подписания устава
8-ю учредителями которые присутствовали на общем собрании, а всеми 10-ю.
Естественно, что 2 участника уклоняющиеся от участия в общем собрании участников
никогда не подпишут устав в новой редакции.
Получается своеобразный «коллапс» деятельности ТОО, в связи с невозможностью
регистрации устава в новой редакции, принятого законно и в соответствии
с интересами большинства.
Мы полагаем, что такая позиция органов юстиции не соответствует требованиям
законов, регламентирующих деятельность ТОО, в силу следующих причин:
Во-первых: ТОО уже существует, и его «учредители» являются «участниками»,
следовательно применение к ним требований п. 3 ст. 17 ЗРК «О ТОО и ТДО»
является неправомерным, так как в данной норме речь идет именно об «учредителях».
Во-вторых: утверждение устава ТОО в новой редакции отнесено в соответствии
со ст. 48 ЗРК «О ТОО и ТДО» к компетенции общего собрания участников ТОО,
и для принятия таких изменений требуется квалифицированное большинство в
? голосов. Следовательно, поскольку закон изначально предполагает что возможно
не все участники будут голосовать «за» или присутствовать на общем собрании,
то их поведение не должно нарушать права и интересы других участников этого
ТОО, находящихся в большинстве. Тогда как применение органами юстиции положений
п. 3 ст. 17 ЗРК «О ТОО и ТДО» фактически отменяет положения ст. 48 ЗРК «О
ТОО и ТДО», поскольку если устав в новой редакции все равно должен быть
подписан всеми участниками ТОО, как это требуют органы юстиции, то все решения
в ТОО должны приниматься «единогласно», иначе такое ТОО никогда не сможет
пройти регистрацию принятых изменений, если хотя бы 1 участник с долей 1
% просто уклоняется от подписания новой редакции устава.
В-третьих: В соответствии с положениями п.5 ст. 4 ЗРК «О Хозяйственных
товариществах», четко определено, что устав ТОО (поскольку оно является
хозяйственным товариществом) может быть подписан первым руководителем (высшим
должностным лицом) этого ТОО, после прохождения процедуры его утверждения
общим собранием участников этого ТОО в порядке, установленном ст. 48 ЗРК
«О ТОО и ТДО».
Просим Вас официально разъяснить порядок применения указанных выше норм
законов, поскольку складывающаяся практика применения этих норм на местах,
не соответствует ни нормам закона, ни логике законодателя, разделившего
понятия «учредитель» и «участник», и определившего компетенцию общего собрания
участников для изменения устава в ? голосов, а не единогласно, а также предоставив
право подписания устава первому руководителю ТОО, а не возложил такую обязанность
на всех его участников.
Уважаемый Александр! Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. В соответствии
со статьей 42 Закона "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
(далее – Закон) каждый участник товарищества с ограниченной ответственностью
при голосовании на общем собрании имеет число голосов, соответствующее его
доле в уставном ...