Оспанов Арман вторник, 26 июня 2012 №152515
Автору блога: Досаев Е.А.
Категории: Финансы
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
В очередной раз обращаюсь к Вам по поводу некоторых вопросов относительно
практического применения положений постановления Правительства Республики
Казахстан "Об утверждении Правил разработки, утверждения планов развития
контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной
ответственностью, государственных предприятий, а также мониторинга и оценки
их реализации" от 20 июня 2011 года № 673. Мое последнее обращение размещено
на Вашем блоге 16 апреля 2012 г. №138442. Однако до сих пор ответ не опубликован.
Складывается впечатление, что ответственные работники категорически не хотят
или не могут дать нормальных ответов на поставленные вопросы. Отписками
в виде "спасибо за замечания и предложения", которые были опубликованы 13.04.2012
года, руководствоваться в практической работе никак нельзя.
На основании изложенного, уважаемый Бакытжан Абдирович, прошу Вас дать
поручение ответственным исполнителям ответить на поставленные вопросы по
существу, тем более, что время для подготовки ответов было более чем достаточно.
Возможно, сроки подготовки ответа на блоге не регулируются Законом Республики
Казахстан "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц",
тем не менее, упорное игнорирование моих вопросов вызывает откровенное недоумение,
т.к. это уже пятое! обращение (от 19.11.2011 года № 109933, от 22.02.2012
года № 127503, от 13.04.2012 года № 137991 и от 16 апреля 2012 г. №138442)!
В целях более удобной работы в пятый раз повторяю свои вопросы:
1. В пункте втором Постановления Правительства Республики Казахстан № 673
от 20 июня 2011 (далее по тексту – Постановление 673) указывается, что «Государственным
органам, осуществляющим права владения и пользования контрольными пакетами
акций акционерных обществ, государственными долями участия в уставном капитале
товариществ с ограниченной ответственностью или управляющим государственными
предприятиями (далее - государственные органы), производственно-хозяйственную
деятельность в текущем году осуществлять на основании утвержденного Плана
финансово-хозяйственной деятельности на 2011 год.»
Если исключить причастный оборот «осуществляющим права владения и пользования
контрольными пакетами акций акционерных обществ, государственными долями
участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью
или управляющим государственными предприятиями (далее - государственные
органы)», то получится, что производственно-хозяйственную деятельность на
основании утвержденного Плана финансово-хозяйственной деятельности на 2011
год в текущем году должны осуществлять государственные органы.
Однако, Приказом Министерства финансов Республики Казахстан № 441 от 27
декабря 2005 года устанавливается, что планы финансово-хозяйственной деятельности
разрабатывают государственные предприятия, акционерные общества (товариществ
с ограниченной ответственностью), контрольные пакеты акций (доли участия)
которых принадлежат государству, за исключением национальных компаний и
организаций, в отношении которых Национальный Банк Республики Казахстан
и Управление делами Президента Республики Казахстан осуществляют функции
субъекта права республиканской государственной собственности.
В Бюджетном Кодексе Республики Казахстан, в статье 62 устанавливается,
что:
«1. Стратегический план государственного органа разрабатывается каждые
три года на пятилетний период на основе стратегических и программных документов
Республики Казахстан, прогноза социально-экономического развития.
2. Стратегический план государственного органа определяет стратегические
направления, цели, задачи, показатели результатов деятельности государственного
органа.»
Вопрос: «Кто же должен в 2011 году осуществлять финансово-хозяйственную
деятельность в соответствии с утвержденными на 2011 год планами финансово-хозяйственной
деятельности: организации, которые контролируются государством или государственные
органы?» Как мне известно государственные органы финансово-хозяйственную
деятельность не осуществляют.
2. В пункте третьем Постановления 673 указывается, что «Государственным
органам в установленном законодательством порядке обеспечить с 2012 года
разработку и представление единому оператору в сфере учета государственного
имущества планов развития государственных предприятий, контролируемых государством
акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью для включения
в реестр государственного имущества.» Исходя из смысла пункта третьего следует,
что государственным органам только с 2012 года необходимо обеспечить разработку
Планов развития и представления их единому оператору, т.е. Планы развития
должны быть разработаны на 2013-2017 годы. Однако местный исполнительный
орган, в ведении которого находится наше предприятие, требует, чтобы План
развития был разработан на период 2012-2016 годы. При этом он ссылается
на Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан № 64-р.
Однако, в Постановлении 673 указывается, что данное Постановление разработано
в соответствии с подпунктом 7 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О государственном
имуществе», в котором устанавливается, что в компетенцию Правительства Республики
Казахстан в сфере управления государственным имуществом входит определение
порядка разработки, утверждения планов развития контролируемых государством
акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, государственных
предприятий, а также мониторинга и оценки их реализации. Следовательно,
Правительство Республики Казахстан Постановлением 673 установило такой порядок
и никакой другой.
Вопрос: «Чем следует руководствоваться: Постановлением 673, указаниями
местного исполнительного органа, который руководствуется Распоряжением Премьер-Министра
64-р? Но даже, если имеются несоответствия между нормативно-правовыми актами,
то принимается редакция принятого позднее. Распоряжение 64-р принято 5 мая
2011 года. К тому же, при всем уважении, данный документ не является нормативно-правовым
актом.»
3. В пункте втором Постановления Правительства Республики Казахстан № 672
от 20 июня 2011 (далее по тексту – Постановление 672) указывается, что «Государственным
органам, осуществляющим права владения и пользования контрольными пакетами
акций акционерных обществ, государственными долями участия в уставном капитале
товариществ с ограниченной ответственностью или управляющим государственными
предприятиями, в установленном законодательством порядке обеспечить с первого
января 2013 года представление отчетов по исполнению планов развития контролируемых
государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью,
государственных предприятий единому оператору в сфере учета государственного
имущества для включения в реестр государственного имущества.»
Вопрос: «Как можно представить отчет по тому, что еще не утверждено?»
Кроме того, в подпункте 2) пункта 5 Правил разработки и представления отчетов
по исполнению планов развития контролируемых государством акционерных обществ,
товариществ с ограниченной ответственностью и государственных предприятий,
указывается, что «проект Отчета утверждается советом директоров, наблюдательным
советом, уполномоченным органом соответствующей отрасли или местным исполнительным
органом (исполнительным органом, финансируемым из местного бюджета)». Исходя
из смысла подпункта следует, что утверждаемый документ должен называться
«проект Отчета». Проверяющие органы читают и понимают нормативно-правовые
акты дословно, если написано утверждается «проект Отчета», значит документ
должен называться именно так и не иначе. Но «проект Отчета» отправить единому
оператору мы не сможем, т.к. отправляется только Отчет.
Вопрос: «Какой же документ утверждается и как он должен называться?»
Аналогичный вопрос и по пункту 9 Правил разработки, утверждения планов
развития контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с
ограниченной ответственностью, государственных предприятий, а также мониторинга
и оценки их реализации, которые утверждены Постановлением 673 (далее по
тексту – Правила разработки)
4. В Правилах разработки, в пункте 5 указывается, что уполномоченный орган
соответствующей отрасли или местный исполнительный орган (исполнительный
орган, финансируемый из местного бюджета), разрабатывает и доводит до организации
до первого сентября года, предшествующего планируемому периоду конкретные,
измеримые ориентиры (события, условия) и измеримые ключевые показатели.
В абзаце втором пункта 7 Правил разработки указывается, что «В государственных
предприятиях на праве хозяйственного ведения с наблюдательным советом исполнительный
орган до первого сентября года, предшествующего планируемому периоду, предварительно
согласовывает проект плана развития с наблюдательным советом, до внесения
его на согласование уполномоченному органу соответствующей отрасли или местному
исполнительному органу (исполнительному органу, финансируемому из местного
бюджета).»
Вопрос: «Как можно подготовить проект плана развития и отправить его на
предварительное согласование до первого сентября года, предшествующего планируемому
периоду, если Уполномоченный орган соответствующей отрасли или местный исполнительный
орган (исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета) должен довести
до государственного предприятия конкретные, измеримые ориентиры (события,
условия) и измеримые ключевые показатели также до первого сентября года,
предшествующего планируемому периоду?»
5. В последнем абзаце пункта 12 Правил разработки указывается: «Изменение
других показателей плана развития не допускается. Исполнительному органу
не более двух раз в год допускается самостоятельное внесение изменений и
дополнений в план развития в пределах не более десяти процентов от утвержденных
сумм плановых показателей.»
Уважаемый, Бакытжан Абдирович, в данном случае даже трудно сформулировать
вопрос, т.к. приведенные предложения являются взаимоисключающими. Тем, не
менее:
Вопросы:
«Какие показатели исполнительный орган имеет право самостоятельно корректировать»;
«Как исполнительный орган может корректировать какие-либо показатели, если
эти показатели был утверждены либо Советом директоров, либо министерством?»
6. В соответствии с пунктом 10 Правил, «Организация в течение пяти рабочих
дней со дня утверждения плана развития направляет электронный отчет единому
оператору для включения в реестр государственного имущества».
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 главы 15 ЗРК «О государственном имуществе»,
в состав дополнительных сведений, указываемых в реестре государственного
имущества, включаются стратегии развития и планы развития государственных
предприятий, контролируемых государством акционерных обществ и товариществ
с ограниченной ответственностью, в том числе национальных управляющих холдингов,
национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является
государство, и отчеты об их исполнении.
При этом, в пункте 1 статьи 219 указанного Закона определяется, что Закон
вводится в действие со дня его первого официального опубликования, за исключением
главы 15, которая вводится в действие по истечении двух лет после его первого
официального опубликования.
Вопрос: «Соответствуют ли требования Правил Закону Республики Казахстан
«О государственном имуществе». Разве логично требовать представление чего-либо,
в данном случае утвержденных планов развития, куда-либо, в данном случае
в реестр государственного имущества, если такое представление возможно только
спустя два года после первого официального опубликования Закона?»
с уваженим,
Оспанов Арман
Уважаемый Арман Оспанов!
Благодарим Вас за активное участие в работе над ошибками и направляем ответы
на вопросы.
В проекте постановления по внесению изменений и дополнений в Постановление
673 пункт 2 излагается в следующей редакции:
"2. Государственным органам, осуществляющим права владения и пользования
контрольными пакетами акций акционерных...