Учёт

Новый Налоговый кодекс РК 2025: чего ждать

4732

Об изменениях в Налоговом кодексе рассказал Вице-министр нацэкономики РК Азамат Амрин 27 июня 2024 года, в заключительный день конференции «Учетное лето» на онлайн-платформе Учет.kz.

Вице-министр нацэкономики А. Амрин сообщил, что работа по подготовке изменений в Налоговый кодекс проведена в соответствии с поручением Президента РК Касым-Жомарта Токаева о сокращении количества налогов и форм налоговой отчетности, а также внедрении «сервисного подхода» в систему налогового администрирования. Имеется успешный опыт налоговых изменений 2001-2005 годов, когда были снижены КПН с 30% до 20% и НДС с 20% до 12%, была проведена реформа налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Проект Налогового кодекса Республики Казахстан (скачать) вынесен на обсуждение.
Свои комментарии можете оставлять на портале "Открытые НПА"
Успейте прокомментировать до 15 июля 2024 года.

По словам Вице-министра нацэкономики, вместо мер контрольно-карательного характера акцент будет делаться на процедуры уведомительного характера. Начиная с регистрации теперь будет осуществляться «мягкое сопровождение» на всех этапах жизненного цикла предприятия.

Из 300 тыс. случаев несвоевременно представления отчетности за последнее время, штрафы были применены в 15 тыс. случаев, то есть только в 5% случаев. В 95% вынесено предупреждение. При непредставлении отчетности будет засчитываться «нулевка» с возможностью представления дополнительной отчетности. Административная ответственность при этом исключается. При наличии признаков бездействия предприятие будет закрываться по истечении 1 года с соответствующим оповещением. Сейчас бездействующие ИП закрываются через подачу иска в суд. В этом году таких ИП к закрытию около 2000. Таким образом, параллельно разгружаем судебные органы, отметил Вице-министр Амрин.

По его словам, для закрытия юридических лиц будет задействован принцип «одного окна». В настоящее время для этого необходимо обращаться в органы юстиции по месту регистрации и в налоговые органы. Достаточно будет подать заявление только в органы юстиции, а они самостоятельно проинформируют налоговые органы.

Отчет по расчету имущественного налога по земле стоимостью менее 1 млн тенге требоваться не будет. Также будет сокращена отчетность юридических лиц по транспортному налогу в связи с применением базы данных дорожной полиции.

Как рассказал Вице-министр, по уведомлениям камерального контроля завершением будет являться пояснение налогоплательщика. Тем самым удастся сократить процедуры обжалования. В дальнейшем при необходимости будет документальная проверка.

Амрин А.К. подчеркнул, что наряду с налоговым администрированием Глава государства указывал на проблемный блок НДС, когда при признании сделки недействительной страдал добросовестный покупатель. В связи с этим информационная система будет суммировать операции продавца и выводить сальдо по НДС. Если данный остаток превышает необходимую сумму, то будет право выписывать ЭСФ, если нет, то необходимо будет «пополнить».

В 2016 году было проведено 77 тыс. проверок, в 2023 году – 16 тыс. С того момента проверки сокращены в 5 раз, что связано с усовершенствованием системы СУР. Также количество возможных продлений сроков налоговой проверки сокращено до не более 2 раз. Поскольку нередко проверки могут продолжаться 1,5-2 года. При этом документооборот должен будет осуществляться в электронном виде через Кабинет налогоплательщика. Бумажным будет только документ о назначении проверки.

Азамат Кеменгерович напомнил, что ранее недоимка 10 тенге влекла закрытие счетов. Поэтому был установлен порог для мер принудительное взыскание 6 МРП. Теперь, чтобы не блокировать деятельность предприятия, будет дифференцированный порог:

  • До 20 МРП – направляется извещение;
  • 20–45 МРП – уведомление, и в случае непогашения - меры принудительного взыскания (блокирование банковских счетов, инкассовые распоряжения);
  • Более 45 МРП – остальные меры взыскания (судебная реализация имущества и т. п.).

При этом сейчас просрочка даже 1 тенге по социальным платежам влечет принудительные меры взыскания. В связи с чем по данному виду платежей устанавливается порог 6 МРП (22 тыс. тенге).

В настоящее время 1700 предприятий обеспечивают основные налоговые поступления. Для этой категории налогоплательщиков в рамках горизонтального мониторинга будут предоставляться налоговые бонусы в части штрафов и документальных проверок. Со вступлением нового Налогового кодекса будет дана установка «не мешать бизнесу», добавил Вице-министр.

Курс реформ предполагает сокращение количества налогов и других обязательных платежей в бюджет минимум на 20%. Планируется исключить платежи без значимой фискальной отдачи и объединить некоторые из них. Из 11 плат 3 предлагаются к исключению: за использование особо охраняемых природных территорий, за размещение наружной рекламы и за пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности. Также будут объединены три платы: за пользование водными ресурсами поверхностных источников, за лесные пользования и за пользование животным миром в одну плату - за использование природных ресурсов. В целом количество ставок плат будет сокращено на 77. Также сократятся шесть видов сборов и пять видов госпошлин.

Комментируя нововведения, Азамат Амрин сказал, что будут ужесточены дефиниции налоговых льгот вплоть до подзаконных актов. Будет упразднена налоговая тайна для использующих льготы налогоплательщиков. Инициировавшие льготы госорганы должны будут предоставить в Министерство нацэкономики отчеты, которые будут консолидированы с целью анализа достигнутых целей и динамику эффективности льготирования.

Справедливым изменением в проекте нового Налогового кодекса Вице-министр Миннацэкономики РК назвал увеличение ставки КПН с 20 до 25% для игорного бизнеса и банковского сектора, поскольку это высокомаржинальные виды деятельности. Для поддержки производственных предприятий предусмотрено понижение ставки КПН до 10%. Для применения данной ставки в соответствующем порядке будут определены ОКЭД обрабатывающей промышленности. Для социальной сферы также устанавливается КПН 10% и предоставляется право выплаты дивидендов. Для сельхозпроизводителей сейчас КПН составляет 10% с возможностью ее сокращения на 70%. Сделаем для них просто КПН 3%.

Вице-министр Азамат Амрин считает прогрессивной предлагаемую универсальную льготу для СЭЗ, которая даст право переносить убытки на 10 лет, единовременно относить на вычеты 100% затрат на строительство, приобретение машин и оборудования, а также реконструкцию и ремонт.

Азамат Кеменгерович обратил внимание, что новый Налоговый кодекс защищает бухгалтерское суждение об отнесении расходов на «текущие» или «капитальные» затраты. Менять бухгалтерское суждение и делать в этой связи доначисления налоговые органы больше не будут.

Он поделился, что при изменении специальных налоговых режимов руководствовались необходимостью сокращения их количества и упрощением порогов для их применения. Теперь их будет 3.

Первый - «СНР для самозанятых», где можно не регистрировать ИП. Потому что некоторые из них работают не всегда постоянно и не будет необходимости сдавать отчеты, приостанавливать деятельность. Ставка ИПН в проекте налогового кодекса указана равной 0% вместо текущего 1%. Суммы социальных платежей, которые предприниматель «платит для себя», исчисляются в соответствии с Социальным кодексом и Законом «Об обязательном социальном медицинском страховании». Предельный доход для применения повышен с 1 млн до не более 1 млн 250 тыс. тенге в месяц (340 МРП).

Второй - «Режим для малого бизнеса», который объединяет действующую норму упрощенной декларации, где налог 3%, и розничный налог, где ставка 4% с возможностью уменьшения до 50% по решению маслихата. Теперь ставка будет 2% по B2C и 8% по B2С. Предлагаемый размер дохода не более 500 млн тенге в год, количество работников - без ограничений. Проанализировав период за последние 5 кварталов, мы пришли к выводу, что 97% - 400 предприятий на Розничном налоге получают доход до 500 млн тенге в год. То есть выручка в день 1 млн 300 тыс. тенге. До порога 2,2 млрд тенге, где в день получается 5 млн тенге, подходят сети ресторанов и гостиниц, имеющие бизнес, в том числе за рубежом. Очевидно, что они должны вести полноценный учет, платить налоги и не нуждаются в льготной поддержке. При этом раньше утверждался разрешительный список 370 ОКЭД для применения СНР Розничного налога. Теперь будет запретительный список, кому запрещено.

И третий - «Режим для крестьянских и фермерских хозяйств». Для них предлагается оставить текущий режим без изменений. Вместо единого земельного налога будет уплачиваться индивидуальный подоходный налог (ИПН).

Подробнее об ответах Вице-министра Азамата Амрина на вопросы бухгалтеров и предпринимателей на выступлении «Новый налоговый кодекс – 2025: чего ожидать», читайте в дальнейших новостях Учет.kz.

Рекомендуем также ознакомиться с другими новостями по теме нового Налогового кодекса – 2025:

1.      Отсутствие порогов по НДС при общеустановленном режиме – что готовит Налоговый кодекс;

2.      Виды деятельности, которые не вправе применять на СНР: проект нового Налогового кодекса РК-2025;

3.      Индивидуальный подоходный налог (ИПН) 2025 (проект): различные ставки, увеличение стандартного налогового вычета;

4.      Три платы исключат, три объединят в одну в Казахстане;

5.      Пониженная ставка социального налога, исчисление и уплата: проект нового Налогового кодекса РК-2025;

6.      Для фермерских хозяйств вместо единого земельного налога будет уплачиваться ИПН;

7.      Новый режим для малого бизнеса: действующую норму упрощенной декларации объединят с розничным налогом;

8.      Для самозанятых будет отдельный налоговый режим в Казахстане;

9.      По налогообложению в некоторые НПА вносятся изменения и дополнения: проект Закона;

10.   Новый Налоговый кодекс: планируется повысить КПН в некоторых сферах бизнеса.