Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: КПН, НДС
Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 13 181,4 тыс.тенге, пени в сумме 6 665,8 тыс.тенге, НДС в сумме 7 714,6 тыс.тенге, пени в сумме 1 918,7 тыс.тенге.
Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
- Относительно увеличения совокупного годового дохода на сумму разницы дохода по долгосрочным контрактам
Основанием для начисления обжалуемой суммы налогов и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 282-283 Налоговый кодекса в виде не определения доходов и метода определения доходов по долгосрочным контрактам.
С данными выводами налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что необоснованно увеличен совокупный годовой доход за 2019г. на сумму разницы по доходу по Долгосрочным контрактам №52 от 03.07.2019г. и №53 от 02.07.2019г. и уменьшен совокупный годовой доход за 2020г. на сумму дохода.
При этом, Компания «А» в жалобе указывает, что по результатам проверки следовало определить совокупный годовой доход за весь период действия контракта (2019-2020гг.) и в разрезе каждого года, для того, чтобы убедиться в отсутствии превышения начисленной суммы совокупного годового дохода, определяемого за весь период действия договоров, в соответствии с пунктом 2 статьи 283 Налоговый кодекс.
Также Компания «А» отмечает, что в акте налоговой проверки за 2020г. не приведены данные о понесенных затратах по этим контрактам, при этом, уменьшен доход на сумму 22 459,8 тыс.тенге определенную пунктом 1 статьи 283 Налогового кодекса в 2019г.
При этом, согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 283 Налогового кодекса исключает совокупный годовой доход в последующих периодах при определении совокупного годового дохода в предыдущем периоде в соответствии с пунктом 1 статьи 283 Налогового кодекса.
Компания «А» отмечает, что в акте налоговой проверки при переносе из 2020г. совокупного годового дохода в 2019г. в сумме 22 459,9 тыс.тенге, не учтена уплата КПН в 2020г., аналогично в 2021г.
Компания «А» в жалобе указывает, что в акте налоговой проверки указано, что сумма исчисленного КПН за 2019г. по данным проверки 89 441,9 тыс.тенге, при этом, сумма расхождения по налогооблагаемому доходу указана 86 233,0 тыс.тенге.
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии статьей 282 Налогового кодекса долгосрочным контрактом является контракт (договор) на производство, установку, строительство, не завершенный в пределах налогового периода, в котором были начаты предусмотренные по контракту производство, установка, строительство.
Налоговый учет ведется по каждому долгосрочному контракту отдельно.
Доход по долгосрочному контракту определяется по выбору налогоплательщика по фактическому методу или методу завершения по каждому долгосрочному контракту отдельно.
Выбранный метод определения доходов указывается в налоговом регистре, предназначенном для отражения применяемых методов по каждому долгосрочному контракту, и не может изменяться в течение срока действия долгосрочного контракта.
При отсутствии такого налогового регистра или информации в нем о выбранном методе таким методом признается фактический метод.
Сумма понесенных за налоговый период расходов по долгосрочному контракту подлежит отнесению на вычеты в соответствии с параграфами 2, 3 и 4 настоящего раздела.
Согласно статье 283 Налогового кодекса по фактическому методу доходом по долгосрочному контракту за отчетный налоговый период признается доход, подлежащий получению (полученный) за отчетный налоговый период, но не менее суммы расходов, понесенных за такой период по долгосрочному контракту.
В случае, если в течение срока действия долгосрочного контракта доход по такому контракту, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, превышает общую сумму дохода по долгосрочному контракту, определяемого за весь период его действия, доходом по долгосрочному контракту признается:
1) в налоговом периоде, в котором произошло такое превышение, - доход в размере положительной разницы между общей суммой дохода по долгосрочному контракту, определяемого за весь период его действия, и суммой дохода по такому контракту, включенного в совокупный годовой доход в предыдущих налоговых периодах действия долгосрочного контракта;
2) в последующие налоговые периоды действия долгосрочного контракта - сумма, равная нулю.
В рассматриваемом случае, Компании «А» в период 2019-2021гг. заключены договоры о государственных закупках работ с учетом НДС на общую сумму 1 723 819,3 тыс.тенге с ГУ «Средняя школа №30», ГУ «Средняя школа №17» и ГУ «Отдел строительства Акимата».
При этом, как следует из акта налоговой проверки, Компании «А» не определен метод определения доходов по долгосрочным контрактам, в связи с чем, доходы определены по фактическому методу согласно пункту 3 статьи 282 Налогового кодекса.
1.1. ГУ «Средняя школа №30»
Компанией «А» заключен Договор о государственных закупках работ с ГУ «Средняя школа №30» от 03.07.2019г. №52 (срок действия договора до 31.12.2020г.) услуга по капитальному ремонту ГУ «Средняя школа №30» без учета НДС на общую сумму 597 796,7 тыс.тенге, в том числе за 2019г. на сумму 266 520,9 тыс.тенге и за 2020г. на сумму 331 275,7 тыс.тенге.
При этом, по данному договору доход от реализации товаров (работ, услуг) в бухгалтерском (карточка счета 6010) и налоговом учетах (декларация по КПН (ф.100.00)) определен в сумме 597 796,7 тыс.тенге, в том числе за 2019г. в сумме 266 520,9 тыс.тенге и за 2020г. в сумме 331 275,7 тыс.тенге.
Как указано выше, долгосрочным контрактом является контракт (договор) на строительство, не завершенный в пределах налогового периода, в котором было начато предусмотренное по контракту строительство. При этом, по фактическому методу доходом по долгосрочному контракту за отчетный налоговый период признается доход, подлежащий получению (полученный) за отчетный налоговый период, но не менее суммы расходов, понесенных за такой период по долгосрочному контракту.
Так, согласно данным карточки счета 8110 «Основное производство» сумма расходов, понесенных за 2019-2020гг. по данному Контракту составила 455 094,9 тыс.тенге, в том числе:
- за 2019г. в сумме 283 531,5 тыс.тенге;
- за 2020г. в сумме 171 563,4 тыс.тенге.
Следовательно, в соответствии с нормой статьи 283 Налогового кодекса подлежит признанию доход по вышеуказанному долгосрочному контракту за 2019г. в сумме 283 531,5 тыс.тенге и за 2020г. в сумме 314 265,1 тыс.тенге, всего на сумму 597 796,7 тыс.тенге.
Таким образом, увеличение дохода за 2019г. в сумме 17 010,6 тыс.тенге (283 531,5 - 266 520,9) и уменьшение дохода за 2020г. на сумму 17 010,6 тыс.тенге (331 275,7 - 314 265,1) по результатам налоговой проверки являются обоснованными.
1.2. ГУ «Средняя школа №17»
Компанией «А» заключен Договор о государственных закупках работ с ГУ «Средняя школа №17» от 02.07.2019г. №53 (срок действия договора до 31.12.2020г.) услуга по капитальному ремонту ГУ «Средняя школа №17» без учета НДС на общую сумму 654 593,9 тыс.тенге, в том числе за 2019г. на сумму 4 374,5 тыс.тенге и за 2020г. на сумму 650 219,4 тыс.тенге.
При этом, по данному договору доход от реализации товаров (работ, услуг) в бухгалтерском (карточка счета 6010) и налоговом учетах (декларация по КПН (ф.100.00)) за указанные налоговые периоды определен в сумме 654 593,9 тыс.тенге, в том числе за 2019г. в сумме 4 374,5 тыс.тенге и за 2020г. в сумме 650 219,4 тыс.тенге.
Как указано выше, долгосрочным контрактом является контракт (договор) на строительство, не завершенный в пределах налогового периода, в котором было начато предусмотренное по контракту строительство. При этом, по фактическому методу доходом по долгосрочному контракту за отчетный налоговый период признается доход, подлежащий получению (полученный) за отчетный налоговый период, но не менее суммы расходов, понесенных за такой период по долгосрочному контракту.
Так, согласно данным карточки счета 8110 «Основное производство» сумма расходов, понесенных за 2019-2020гг. по данному Контракту составила 592 395,2 тыс.тенге, в том числе:
- за 2019г. в сумме 9 823,9 тыс.тенге;
- за 2020г. в сумме 582 571,3 тыс.тенге.
Следовательно, в соответствии с нормой статьи 283 Налогового кодекса подлежит признанию доход по вышеуказанному долгосрочному контракту за 2019г. в сумме 9 823,9 тыс.тенге и за 2020г. в сумме 644 770,0 тыс.тенге, всего на сумму 654 593,9 тыс.тенге.
Таким образом, увеличение дохода за 2019г. в сумме 5 449,4 тыс.тенге (9 823,9 – 4 374,5) и уменьшение дохода за 2020г. на сумму 5 449,4 тыс.тенге (650 219,4 – 644 770,0) по результатам налоговой проверки являются обоснованными.
1.3. ГУ «Отдел строительства Акимата»
Компанией «А» заключен Договор о государственных закупках работ с ГУ «Отдел строительства Акимата» от 19.06.2020г. №269 (срок действия договора до 31.12.2021г.) услуга по строительству котельной в микрорайоне без учета НДС на общую сумму 471 428,5 тыс.тенге, в том числе за 2020г. на сумму 45 279,2 тыс.тенге и за 2021г. на сумму 426 149,2 тыс.тенге.
При этом, по данному договору доход от реализации товаров (работ, услуг) в бухгалтерском (карточка счета 6010) и налоговом учете (декларация по КПН (ф.100.00)) за указанные налоговые периоды определен в сумме 471 428,5 тыс.тенге, в том числе за 2020г. в сумме 45 279,2 тыс.тенге и за 2020г. в сумме 426 149,3 тыс.тенге.
Как указано выше, долгосрочным контрактом является контракт (договор) на строительство, не завершенный в пределах налогового периода, в котором было начато предусмотренное по контракту строительство. При этом, по фактическому методу доходом по долгосрочному контракту за отчетный налоговый период признается доход, подлежащий получению (полученный) за отчетный налоговый период, но не менее суммы расходов, понесенных за такой период по долгосрочному контракту.
Так, согласно данным карточки счета 8110 «Основное производство» сумма расходов, понесенных за 2020-2021гг. по данному Контракту составила 367 854,9 тыс.тенге, в том числе:
- за 2020г. в сумме 148 725,8 тыс.тенге;
- за 2021г. в сумме 219 129,1 тыс.тенге.
Следовательно, в соответствии с нормой статьи 283 Налогового кодекса подлежит признанию доход по вышеуказанному долгосрочному контракту за 2020г. в сумме 148 725,8 тыс.тенге и за 2021г. в сумме 322 702,7 тыс.тенге, всего на сумму 471 428,5 тыс.тенге.
Таким образом, увеличение дохода за 2020г. в сумме 103 446,6 тыс.тенге (148 725,8 – 45 279,2) и уменьшение дохода за 2021г. на сумму 103 446,6 тыс.тенге (426 149,3 – 322 702,7) по результатам налоговой проверки являются обоснованными.
- Относительно исключения расходов из вычетов и НДС из зачета по операциям, совершенным до и после ввода объектов в эксплуатацию
Основание для начисления обжалуемой суммы налогов и соответствующей суммы явилось нарушение пунктов 1, статьи 242 и пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса, то есть необоснованно отнесены на вычеты расходы по приобретению ТМЗ и в зачет НДС от Компании «Т», Компании «Р», Компании «С» и Компании «N» и списанных на расходы после ввода объектов в эксплуатацию.
С данными выводами налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что необоснованно исключены расходы из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компании «Т», Компании «Р», Компании «С» и Компании «N», при этом, в акте налоговой проверки отсутствует ссылка на первичные документы, несоответствующие требованиям законодательства.
Также в жалобе указано, что в ходе проверки не направлен запрос в ГУ Отдел строительства Акимата для выяснения сведений о наличии либо отсутствии поставки и принятых по договорам государственных закупок.
В жалобе Компания «А» отмечает, что согласно сведений ГУ Департамент Казначейства акт приемки объекта в эксплуатацию Компании «Т» и Компании «Р» подписан не 10.12.2019г., а 25.12.2019г. и окончательный платеж за выполненные работы совершен 26.12.2022г.
Компания «А» в жалобе указано, что не доказан факт отсутствия приобретенного товара (теплосчетчика) у Компании «С».
Компания «А» в жалобе отмечает, что исключены расходы из вычетов и НДС из зачета расходы по приобретению гусеничного подъемника БК С100, который установлен в построенном доме №20 по договору государственных закупок от Компании «N».
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.
Основанием для отнесения в зачет НДС в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса является счет-фактура.
Пунктом 12 статьи 412 Налогового кодекса предусмотрено, что счет-фактура заверяется для юридических лиц - печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, а также подписями руководителя и главного бухгалтера.
Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то решением налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
При этом пунктом 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) установлено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.
Согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, должны содержать обязательные реквизиты, в частности наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления.
Таким образом, отнесение сумм расходов по товарам, работам, услугам на вычеты и НДС в зачет производятся при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода, и они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота.
Следует отметить, что в пункте 8 Международного стандарта финансовой отчетности (далее – МСФО) (IAS) 2 «Запасы» к запасам также относятся готовая продукция или незавершенное производство организации, включая сырье и материалы, предназначенные для использования в процессе производства. Если речь идет о поставщике услуг, запасы включают в себя затраты на оказание услуг как описано в пункте 19, в отношении которых организация еще не признала соответствующую выручку (МСФО (IAS) 18 «Выручка»).
В рассматриваемом случае, Компанией «А» отнесены на вычеты расходы по приобретению товарно-материальных запасов за 2019-2020гг. в сумме 64 288,3 тыс.тенге и НДС в зачет за 4 квартал 2019г. и 1 квартал 2020г. в сумме 7 714,6 тыс.тенге, списание которых произведено после подписания акта приемки следующих объектов в эксплуатацию: «Строительство инженерных коммуникации к футбольному манежу», «Строительство пятиэтажного жилого дома №47» и «Строительство пятиэтажного жилого дома №20».
Пунктом 35 МСФО (IFRS) 15 определено, что организация передает контроль над товаром или услугой в течение периода и, следовательно, выполняет обязанность к исполнению и признает выручку в течение периода, если удовлетворяется любой из следующих критериев:
(a) покупатель одновременно получает и потребляет выгоды, связанные с выполнением организацией указанной обязанности по мере ее выполнения организацией (см. пункты В3-В4);
(b) в процессе выполнения организацией своей обязанности к исполнению создается или улучшается актив (например, незавершенное производство), контроль над которым покупатель получает по мере создания или улучшения этого актива (см. пункт В5); либо
(c) выполнение организацией своей обязанности не приводит к созданию актива, который организация может использовать для альтернативных целей (см. пункт 36), и при этом организация обладает юридически защищенным правом на получение оплаты за выполненную к настоящему времени часть договорных работ (см. пункт 37).
Следует отметить, что Департаментом государственных доходов по Костанайской области представлены первичные документы, в том числе договоры с вышеуказанными поставщиками.
Так, Компанией «А» заключены Договоры о государственных закупках работ в сфере строительства с ГУ «Отдел строительства Акимата»:
1) Строительно-монтажные работы по объекту «Строительство инженерных коммуникации к футбольному манежу» от 04.10.2019г. №662, который принят по Акту приемки объекта в эксплуатацию от 25.12.2019г.
При этом, Компанией «А» до ввода в эксплуатацию, то есть 23.12.2019г. списаны работы по сборке и пуско-наладочным работам блочно-модульной котельной на данном объекте на сумму 39 142,3 тыс.тенге и НДС в сумме 4 697,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Т» (ЭСФ №ESF-20191223, накладная на отпуск запасов на сторону от 23.12.2019г. №162 и акт списания запасов от 31.12.2019г.).
Следовательно, до принятия в эксплуатацию объекта «Строительство инженерных коммуникации к футбольному манежу» (25.12.2019г.) Компанией «А» отнесены расходы на вычеты в сумме 39 142,3 тыс.тенге и НДС в зачет в сумме 4 697,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Т».
Также на данный объект 31.12.2019г. списаны дизельная электростанция 280 кВт с АВР на сумму 19 732,1 тыс.тенге и НДС в сумме 2 367,9 тыс.тенге приобретенных у Компании «Р» (ЭСФ №ESF-20191231, №ESF-20191231-, накладная на отпуск запасов на сторону от 31.12.2019г. №32 и акт списания запасов от 31.12.2019г.).
Следовательно, после принятия в эксплуатацию объекта «Строительство инженерных коммуникации к футбольному манежу» (25.12.2019г.) Компанией «А» отнесены расходы на вычеты в сумме 19 732,1 тыс.тенге и НДС в зачет в сумме 2 367,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Р».
2) Строительство пятиэтажного жилого дома №47» от 06.03.2018г. №91, который принят по Акту приемки объекта в эксплуатацию от 31.10.2019г.
При этом, Компанией «А» после ввода в эксплуатацию, то есть 06.12.2019г. списаны теплосчетчик Пульсар Ду-15-0,6 RS485 на данном объекте на сумму 3 280,0 тыс.тенге и НДС в сумме 393,6 тыс.тенге приобретенных у ТОО «С» (ЭСФ №ESF-20191206, накладной на отпуск запасов на сторону №159 от 20.11.2019г. и акт списания запасов от 30.11.2019г.).
Следовательно, после принятия в эксплуатацию объекта Строительство пятиэтажного жилого дома №47» (31.10.2019г.) Компанией «А» отнесены расходы на вычеты в сумме 3 280,0 тыс.тенге и НДС в зачет в сумме 393,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с вышеуказанным поставщиком.
3) Строительно-монтажные работам по объекту «Строительство пятиэтажного жилого дома №20» от 07.03.2018г. №93, который принят по Акту приемки объекта в эксплуатацию от 31.10.2019г.
При этом, Компанией «А» после ввода в эксплуатацию, то есть 29.01.2020г. списан гусеничный подъемник БК С100-2 штуки на сумму 2 133,9 тыс.тенге и НДС в сумме 256,0 тыс.тенге приобретенных у ТОО «N» (№ESF--20200129, накладной на отпуск запасов на сторону №1 от 29.01.2020г. и акт списания запасов от 30.09.2020г.).
Следовательно, после принятия в эксплуатацию объекта «Строительно-монтажные работам по объекту «Строительство пятиэтажного жилого дома №20» (31.10.2019г.) Компанией «А» отнесены расходы на вычеты в сумме 2 133,9 тыс.тенге и НДС в зачет в сумме 256,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с вышеуказанным поставщиком.
Согласно пункту 98 МСФО (IFRS) 15 организация должна признавать следующие затраты в качестве расходов по мере их возникновения:
(a) общие и административные затраты (за исключением случаев, когда такие затраты однозначно подлежат возмещению покупателем в соответствии с договором, в которых организация должна оценивать такие затраты в соответствии с пунктом 97);
(b) затраты на непроизводительное использование материалов, трудовых или иных ресурсов для выполнения договора, которые не были отражены в цене договора;
(c) затраты, которые относятся к выполненным обязанностям к исполнению (или частично выполненным обязанностям к исполнению) в договоре (т. е. затраты, которые относятся к деятельности в прошлом); и
(d) затраты, в отношении которых организация не может определить, относятся ли они к невыполненным обязанностям к исполнению или к выполненным обязанностям к исполнению (либо частично выполненным обязанностям к исполнению).
Исходя из изложенного, подлежат исключению из вычетов расходы, совершенные после ввода в эксплуатацию за 2019-2020г. на сумму 25 146,0 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019г. и 1 квартал 2020г. на сумму 3 017,5 тыс.тенге по ТМЗ, приобретенным у Компании «Р», Компании «С» и Компании «N», при этом расходы, понесенные до ввода в эксплуатацию, подлежат отнесению на вычеты сумме 39 142,3 тыс.тенге и НДС в зачет в сумме 4 697,1 тыс.тенге.
Таким образом, учитывая вышеуказанное и пункты 1, 3 статьи 242 и пункт 1 статьи 400 Налогового кодекса, исключение из вычетов расходов в сумме 39 142,3 тыс.тенге и НДС из зачета в сумме 4 697,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Т», совершенных до ввода в эксплуатацию объекта «Строительство инженерных коммуникации к футбольному манежу» по работам по сборке и пуско-наладке блочно-модульной котельной за 2019г. по результатам налоговой проверки является необоснованным.
- Относительно взаиморасчетов с Компанией «Т»
Основание для начисления обжалуемой суммы налогов явилось нарушение подпункта 2) статьи 264 Налогового кодекса, то есть необоснованно отнесены на вычеты расходы по взаиморасчетам с ТОО «Т», государственная регистрация, которого признана недействительной за 2019г. на сумму 1 618,6 тыс.тенге.
С данными выводами налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что необоснованно исключены расходы из вычетов по взаиморасчетам с Компанией «Т», государственная регистрация которого отменена на основании решения суда от 10.06.2022г.
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Согласно подпункту 2) статьи 264 Налогового кодекса вычету не подлежат расходы по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу, за исключением операций, по которым судом установлено фактическое получение товаров, работ, услуг от такого налогоплательщика.
По результатам налоговой проверки по взаиморасчетам Компании «А» с Компанией «Т» исключены из вычетов расходы за 2019г. на сумму 1 618,6 тыс.тенге.
Компанией «А» согласно данных ИС ЭСФ приобретены у Компании «Т» товары (бита двухсторонняя, замок навесной, лопата, грунт для высадки, ершик, посуда кухонная, натуральный камень, гранит и т.д.).
Согласно решению, Специализированного межрайонного экономического суда от 10.06.2022г. №3917-22-00-2/1202 (далее - СМЭС от 10.06.2022г.), признана недействительной и отменена государственная регистрация Компании «Т», произведенная приказом РГУ «Управление юстиции» за №390-Е от 17.07.2017г.
В решении СМЭС от 10.06.2022г. указано, что Компании «Т» было создано не в целях частного предпринимательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Гражданского Кодекса и статьи 2 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, как самостоятельной, инициативной деятельности, направленной на получение чистого дохода путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Об этом свидетельствует объяснение Б., отсутствие финансово-хозяйственной деятельности, отсутствие счетов в банках второго уровня, отсутствие оплаченных налогов.
На основании изложенного, судом сделан вывод о том, что первоначальный и единственный учредитель и руководитель Компании «Т» Б. не причастен к регистрации данного предприятия, финансовые операции за время деятельности не проводил.
Таким образом, учитывая подпункт 2) статьи 264 Налогового кодекса, исключение из вычетов расходов за 2019г. на сумму 1 618,6 тыс.тенге по взаиморасчетам Компании «А» с Компании «Т» по результатам налоговой проверки является обоснованным.
По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части исключения из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «Т», а в остальной части оставить без изменения.