Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «V» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «V» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2012г. по 31.12.2015г., по результатам которой вынесено уведомление от 04.07.2017г. о начислении КПН в сумме 10 393,0 тыс.тенге, пени 421,2 тыс.тенге и НДС в сумме 6 350,5 тыс.тенге, пени 2 516,0 тыс.тенге.
Компания «V», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось отнесение Компанией «V» на вычеты расходов и НДС в зачет по взаиморасчетам с Компанией «А», государственная регистрация которого решением СМЭС по Северо-Казахстанской области признана недействительной.
С данным выводом налогового органа Компания «V» не согласна по причине начисления по результатам налоговой проверки КПН и НДС на основании решения СМЭС, согласно которого государственная регистрация контрагента признана недействительной. По мнению Компании «V» данный факт не является основанием для исключения расходов из вычетов и НДС из зачета, так как взаиморасчеты с данным контрагентом подтверждаются соответствующими документами (договора, счета-фактуры, акты выполненных работ).
Проверив доводы Компании «V», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (далее - Налоговый кодекс) расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также, если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-5) данного пункта.
Основанием для отнесения в зачет НДС в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса является счет-фактура.
Пунктом 8 статьи 263 Налогового кодекса предусмотрено, что счет-фактура заверяется для юридических лиц - печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, а также подписями руководителя и главного бухгалтера.
Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то решением налогоплательщика.
Следует указать, что в соответствии с подпунктом 5) пункта 4 статьи 571 Налогового кодекса снятие с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа по форме, установленной уполномоченным органом, производится без уведомления налогоплательщика в случае признания недействительной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно подпункту 3) пункта 6 статьи 571 Налогового кодекса плательщик НДС по решению налогового органа признается снятым с регистрационного учета в качестве плательщика налога на добавленную стоимость с даты постановки на регистрационный учет по НДС - для лиц, указанных в подпунктах 5) и 7) пункта 4 настоящей статьи.
Таким образом, отнесение на вычеты расходов и НДС в зачет по товарам, работам, услугам производится при наличии соответствующих первичных документов, подтверждающих, что данные расходы произведены связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, а также использованы (будут использоваться) в целях облагаемого оборота.
Наряду с этим, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 6 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. (далее-Закон о бухгалтерском учете) операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.
Подпунктом 6) пункта 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете предусмотрено, что первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.
Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. При этом, ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете.
В рассматриваемом случае, решением СМЭС по СКО от 24.05.2016г. государственная регистрация в качестве юридического лица контрагента» признана недействительной. При этом Постановлением судебной коллегии по гражданским делам по СКО от 08.09.2016г. указанное решение СМЭС по СКО оставлено без изменения.
Как следует из решения СМЭС по СКО и Постановления судебной коллегии по СКО, в ходе судебных разбирательств установлено, что в отношении контрагента возбуждено уголовное дело по факту лжепредпринимательской деятельности, единственный учредитель и руководитель которого является гражданином Республики Узбекистан, страна постоянного местонахождения – г.Фергана Республики Узбекистан.
Так, согласно протоколу допроса Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан единственный учредитель и руководитель контрагента гражданин «Т» постоянно проживает в данном государстве, является безработным, русским языком не владеет. О данном контрагенте (Компания «A»») слышит впервые, в марте-апреле 2014 года ездил в Республику Казахстан на заработки и работал в магазине грузчиком.
При рассмотрении судебной коллегией материалов уголовного дела по факту лжепредпринимательской деятельности в отношении Компании «А» установлено, что все финансовые документы, договора, накладные, акты, счета-фактуры в течение 2014-2015гг. подписаны от имени гражданина «Т». Тогда как согласно сведениям Управления миграционной полиции Департамента внутренних дел области о временной регистрации в Республику Казахстан гражданина «Т» следует, что он на территории Казахстана был зарегистрирован с 26.03.2014г. по 21.04.2014г.
Указанное свидетельствует, что гражданин «Т» в течение 2014-2015гг. фактически не мог находиться на территории РК и руководить деятельностью контрагента.
Таким образом, судом установлено, что гражданин «Т» как учредитель и руководитель Компании «А» не осуществлял предпринимательскую деятельность, а предприятие создано с нарушениями законодательства.
В рассматриваемом случае, Компанией «V» в качестве подтверждающих документов по взаиморасчетам с Компанией «А» приложены Договор на оказание рекламных услуг от 05.05.2014г., Договор поставки товара от 23.06.2014г., счета-фактуры и акты выполненных работ, выставленные Компанией «А» с 10.05.2014г. по 21.11.2014г., в которых руководителем указан гражданин Республики Узбекистан.
Таким образом, приложенные Компанией «V» в качестве доказательства документы по взаиморасчетам с контрагентом были выписаны в период с 05.05.2014г. по 21.11.2014г., тогда как согласно сведениям Управления миграционной полиции Департамента внутренних дел области гражданин «Т» находился на территории Казахстана только в период с 26.03.2014г. по 21.04.2014г.
Учитывая вышеизложенные факты документы по взаиморасчетам с контрагентом не могут обеспечить адекватное отражение операций в бухгалтерском учете и достоверно свидетельствовать о факте совершения операции, и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с вышеуказанными положениями налогового и бухгалтерского законодательств Республики Казахстан.
Кроме того, Компания «А» снята с регистрационного учета по НДС с 01.05.2014г., то есть, с даты постановки на учет по НДС.
Таким образом, учитывая, что Компанией «V» допущены нарушения пункта 1 и 3 статьи 100, пункта 1 статьи 256, пункта 8 статьи 263 Налогового кодекса, а также, учитывая требования подпункта 5) пункта 4 статьи 571 Налогового кодекса, результаты налоговой проверки в части начисления КПН и НДС являются обоснованными, а жалоба не подлежит удовлетворению.
По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа правомерными.