Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, доход от прироста при выбытии фиксированных активов

356

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» за период с 01.01.2013г. по 31.12.2017г. по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме налога 34457,7 тыс.тенге и пени 678,2 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 1182219,8 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления КПН в сумме налога 34457,7 тыс.тенге и пени 678,2 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 1182219,8 тыс.тенге.

В жалобе приведено, что актом налоговой проверки признан доходом прирост стоимости на сумму 1028702,7 тыс.тенге в результате реализации земельных участков и выбытия фиксированных активов, что является незаконным, так как фактический доход от прироста стоимости составляет 65474,4 тыс.тенге и доход от выбытия фиксированных активов отсутствует.

  1. Относительно определения суммы дохода от прироста стоимости при реализации активов, не подлежащих амортизации.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 87 Налогового кодекса земельные участки относятся к активам, не подлежащим амортизации.

Согласно пункту 1, 2 и 3 данной статьи 87 Налогового кодекса, доход от прироста стоимости образуется при реализации активов, не подлежащих амортизации, за исключением активов, выкупленных для государственных нужд в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

При этом, прирост определяется как разница между стоимостью реализации активов, не подлежащих амортизации, и их первоначальной стоимостью, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 9 данной статьи.

Кроме того, установлен порядок определения первоначальной стоимости активов, не подлежащих амортизации, за исключением ценных бумаг и доли участия, согласно которому такой стоимостью является совокупность затрат на приобретение, производство, строительство, монтаж активов, а также других затрат, увеличивающих их стоимость, в том числе после приобретения, в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО) и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, кроме затрат (расходов):

не подлежащих отнесению на вычеты в соответствии с Налоговым кодексом;

по которым налогоплательщик имеет право на вычеты на основании пунктов 6, 12, 13 статьи 100 Налогового кодекса, а также Налогового кодекса;

амортизационных отчислений;

возникающих в бухгалтерском учете и не рассматриваемых как расход в целях налогообложения в соответствии с пунктом 15 статьи 100 Налогового кодекса.

Таким образом, положительная разница между первоначальной стоимостью и стоимостью реализации земельного участка включается в совокупный годовой доход налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 15 МСФО (IAS) 16 «Основные средства», объект основных средств, подлежащий признанию в качестве актива, оценивается по себестоимости.

Себестоимость объекта основных средств включает: 

  1. a) цену покупки, включая импортные пошлины и невозмещаемые налоги на покупку, за вычетом торговых скидок и возмещений;
  2. b) любые прямые затраты на доставку актива в нужное место и приведение его в состояние, необходимое для эксплуатации в соответствии с намерениями руководства предприятия;
  3. c) предварительную оценку затрат на демонтаж и удаление объекта основных средств и восстановление природных ресурсов на занимаемом им участке, в отношении которых предприятие принимает на себя обязательство либо при приобретении этого объекта, либо вследствие его использования на протяжении определенного периода в целях, не связанных с созданием запасов в течение этого периода.

В рассматриваемом случае, как следует из акта проверки и жалобы, Компания «А» по Договору купли-продажи имущества от 16.07.2015г. года реализовала Компании «К» по счету - фактуре от 16.07.2015г. и акта приема передачи долгосрочных активов от 16.07.2015г. основные средства на сумму 1 500 000,0 тыс.тенге, в том числе земельные участки по стоимости 400077,4 тыс.тенге:

  1. площадью 5,5961 га (кадастровый № 176 и инвентарный № 987) по стоимости 244 141,9 тыс.тенге и НДС 27906,9 тыс.тенге, всего 272048,8 тыс.тенге;
  2. площадью 0,2120 га (кадастровый № 174 и инвентарный № 986) по цене 38 083,4 тыс.тенге;
  3. площадью 0,5007 га (кадастровый № 110 и инвентарный № 988) по цене 89 945,1 тыс.тенге.

Согласно данным первичных документов, представленным в ходе проверки установлено, что на второй странице формы Д-1 Акт приемки-передачи долгосрочных активов от 16.07.2015г. балансовая стоимость указанных земельных участков составила (по инвентарным номерам): №987 - 11583,9 тыс.тенге, № 986 - 10306,2 тыс.тенге и № 988 - 24341,0 тыс.тенге.

Таким образом, разница между стоимостью реализации активов, не подлежащих амортизации, и их первоначальной стоимостью составила 325939,3 тыс.тенге ((244141,9-11583,9) + (38083,4-10306,2) + (89945,1-24341,0).

Следует указать, что Компанией «А» в обоснование своих доводов к жалобе и налоговой проверке не представлены какие-либо документы, подтверждающие увеличение (уменьшение) балансовой стоимости реализованных земельных участков.

Исходя из изложенного, включение в СГД в декларации по КПН за 2015г. дохода в сумме 325 939,3 тыс.тенге, возникшего от прироста стоимости при реализации земельных участков и начисление КПН является правомерным.

  1. Относительно признания дохода от выбытия фиксированных активов.

В соответствии со статьей 92 Налогового кодекса доход от выбытия фиксированных активов признается если стоимость выбывших фиксированных активов подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам), превышает стоимостный баланс подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам) на начало налогового периода с учетом стоимости поступивших фиксированных активов в налоговом периоде, величина такого превышения подлежит включению в совокупный годовой доход. 

Пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса, если иное не установлено данной статьей, выбытием фиксированных активов является прекращение признания данных активов в бухгалтерском учете в качестве основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов, за исключением случаев прекращения признания в результате полной амортизации и (или) обесценения, а также перевод в состав активов, предназначенных для продажи.

Признание в целях налогообложения выбытия фиксированных активов означает исключение выбывших активов из состава фиксированных активов.

Согласно пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса, если иное не установлено данной статьей, стоимостный баланс подгруппы (группы) уменьшается на балансовую стоимость выбывающих фиксированных активов, определенную в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности на дату выбытия.

В соответствии со статьей 120 Налогового Кодекса стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом.

Амортизационные отчисления по каждой подгруппе, группе определяются путем применения норм амортизации, но не выше предельных, к стоимостному балансу подгруппы, группы на конец налогового периода.

В рассматриваемом случае, как следует из акта проверки и жалобы, Компанией «А» по Договору купли-продажи имущества реализовало Компании «К» по счету - фактуре №47489 от 16.07.2015г. и акта приема передачи долгосрочных активов №4 от 16.07.2015г. фиксированные активы стоимостью 982073,8 тыс.тенге:

  1. Котельная (литер У) площадью 35,1 кв.м., инвентарный номер №101 по цене 1604,0 тыс.тенге и НДС 203,3 тыс.тенге;
  2. ТП (литер С) площадью 52,8 кв.м., инвентарный номер №103 по цене 2548,2 тыс.тенге и НДС 305,8 тыс.тенге;
  3. Железнодорожные пути №1 площадью 867 п.м., инвентарный номер 990 по цене 41842,9 тыс.тенге и НДС 5021,2 тыс.тенге;
  4. Железнодорожные пути №2 площадью 282 п.м., инвентарный номер №991 по цене 13609,8 тыс.тенге и НДС 1633,2 тыс.тенге;
  5. Склад (литер Е) площадью 5181 кв.м., инвентарный номер №105 по цене 250044,2 тыс.тенге и НДС 30005,3 тыс.тенге;
  6. Компрессорная/ТП (литер И.И1) площадью 902 кв.м., инвентарный номер №32 по цене 43532,1 тыс.тенге и НДС 5223,9 тыс.тенге;
  7. Офис (литер А) площадью 579,8 кв.м., инвентарный номер №104 по цене 27982,2 тыс.тенге и НДС 3357,9 тыс.тенге;
  8. Склад (литер К) площадью 2655,2 кв.м., инвентарный номер №101 по цене 128144,6 тыс.тенге и НДС 15377,4 тыс.тенге;
  9. Склад (литер Г) площадью 5264,4 кв.м., инвентарный номер №107 по цене 254069,2 тыс.тенге и НДС 30488,3 тыс.тенге;
  10. Склад (литер Д) площадью 3961,2 кв.м., инвентарный номер №108 по цене 191174,5 тыс.тенге и НДС 22940,9 тыс.тенге;
  11. Гараж сауна (литер В) площадью 568,4 кв.м., инвентарный номер №401 по цене 27432,0 тыс.тенге и НДС 3291,8 тыс.тенге.

Согласно данным первичных документов, представленным в ходе проверки установлено, что на второй странице формы Д-1 Акт приемки-передачи долгосрочных активов от 16.07.2015г. балансовая стоимость указанных фиксированных активов на 01.01.2015г. составила 250 424,9 тыс.тенге.

При этом, по данным карточки учета Компании «А» зданий, строений (за исключением нефтяных, газовых скважин и передаточных устройств) и налогового регистра по определению стоимостного балансов групп (подгрупп) фиксированных активов установлены затраты по последующим расходам, относимые на увеличение стоимостного баланса группы (подгруппы) за 2015г. на 28885,4 тыс.тенге:

- офис инвентарный номер №32 в сумме 45,5 тыс.тенге;

- склад инвентарный номер №107 в сумме 26726,0 тыс.тенге;

- склад инвентарный номер №108 в сумме 2113,9 тыс.тенге.

Таким образом, прирост стоимости при реализации фиксированных активов составил 702 763,4 тыс.тенге (982073,8 - 250424,9 - 28885,4).

Исходя из изложенного, включение в СГД в декларации по КПН за 2015г. суммы дохода 702 763,4 тыс.тенге от выбытия фиксированных активов и начисление КПН является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, состоявшегося 05.03.2019г., принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения

Теги: КПН