Учёт

Заседание коллегии министерства финансов Республики Казахстан по подведению итогов работы за 2009 год с участием Премьер-министра РК К. Масимова

1774



         На заседании коллегии министерства финансов РК министр финансов Болат Жамишев озвучил итоги работы 2009 года. В свете поручений Президента Республики Казахстан и Стратегического плана развития страны до 2020 года министром обозначены приоритеты и поставлены задачи на текущий 2010 год.  



         Поступления государственного бюджета по предварительным данным за 2009 год без учета поступления займов составили  3 510,3 млрд.тенге (исполнение на 100,4%). Доходов поступило 3 505,3 млрд.тенге, или 100,5%, при плане 3 489,4 млрд.тенге перевыполнение плана составило 16 млрд.тенге. При этом, Болат Жамишев отметил,  что пополнение доходной части бюджета в первом полугодии 2009 года происходило в условиях моратория на проверки малого и среднего бизнеса.

         Налоговые поступления исполнены на 104,8%, и составили 2 228,7 млрд.тенге (план перевыполнен на 101,4 млрд.тенге). В сравнении с соответствующим периодом  прошлого года снижение составило 21,0%, или на 590,8 млрд.тенге)

         Таможенных платежей и налогов за 2009 год в бюджет перечислено 575,4 млрд.тенге. Исполнение годового прогнозного задания (545,3 млрд.тенге) составило 105,5%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года перечислено меньше на 364,1 млрд.тенге или на 38,8%.

Расходы государственного бюджета по предварительным данным на 1 января 2010 года без учета погашения займов составили - 4 003,0 млрд.тенге, или 97,7% к плану финансирования на год. В том числе расходы республиканского бюджета - 3 311,3 млрд.тенге, или 98,2 % к плану финансирования по платежам на год, местные бюджеты -2 100,9 млрд.тенге к плану финансирования - 2159,6  млрд.тенге и исполнены на 97,3%

При запланированном дефиците в сумме 666,9 млрд.тенге дефицит фактически сложился в сумме 492,7 млрд. тенге. Сумма неосвоения по республиканскому бюджету составила 60,1 млрд.тенге, или по сравнению с прошлым годом увеличилась на 46,0 млрд.тенге.

         Министр финансов назвал объективные причины, повлиявшие на неисполнение бюджетных средств. Это – 26,3 млрд.тенге (экономия по государственным закупкам, снижение фактической потребности на выплату по сравнению с прогнозной, экономия по фонду оплаты труда, не представление местными исполнительными органами, подтверждающих документов по целевым трансфертам). Субъективные причины – 33,8 млрд.тенге (несостоявшиеся конкурсы по государственным закупкам, из-за отсутствия конкурентной среды (отсутствие маркетингового анализа; несвоевременное проведение конкурсных процедур, перенесения сроков их проведения, срыв поставщиками условий договора, несвоевременное предоставления актов выполненных работ, счетов-фактур).

         Как уже отмечалось ранее, в предыдущие финансовые годы администраторы республиканских бюджетных программ не на должном уровне контролировали освоение целевых трансфертов и механически перечисляли их местным исполнительным органам. В 2009 году в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса впервые между Акимами областей, городов Астаны и Алматы и первыми руководителями администраторов республиканских бюджетных программ были заключены соглашения о результатах по целевым трансфертам. В соглашениях предусматривалась двухсторонняя ответственность за использование целевых трансфертов, выделенных из республиканского бюджета и за достижение прямых и конечных результатов. Остатки бюджетных средств на контрольном счете наличности республиканского бюджета составили 56 млрд.тенге. Эти средства будут использоваться на финансирование продолжающихся инвестиционных проектов по принятым обязательствам 2009 года, согласно бюджетному законодательству.

         В рамках реализации Дорожной карты по предварительным данным из республиканского бюджета были перечислены средства местным исполнительным органам в сумме 134,7 млрд.тенге, которые освоены в сумме 131,2 млрд.тенге, или 97,4% к сумме перечисленной из республиканского бюджета.

«Сумма неосвоения составила 3,5 млрд.тенге, из них наибольшее неосвоение сложилось по ЮКО – 0,6 млрд.тенге, Кызылординской области – 0,5 млрд.тенге, ВКО, Алматинской, Жамбылской и ЗКО областях по 0,3 млрд.тенге», - отметил министр.

         Министерством финансов  проведена большая работа по формированию правовой базы Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Одним из важных направлений в рамках Таможенного союза является разработка и принятие его договорно-правовой базы. В части таможенного администрирования уже принят Таможенный кодекс таможенного союза и ряд соглашений, предусмотренных перечнем международных договоров, формирующих завершающий этап данного интеграционного объединения. С 1 июля 2010 года отменяется декларирование и таможенное оформление товаров, проходящих из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых в пределах единой таможенной территории таможенного союза. Таким образом, между Белоруссией, Казахстаном и Россией начнет осуществляться взаимная торговля без таможенных границ.  

         Как результат работы, проведенной в 2009 году, по уменьшению барьеров для бизнеса, можно считать введение в действие поправок в Таможенный кодекс в части интегрированного контроля. Данные поправки предусматривают передачу транспортного, ветеринарного, санитарно-карантинного и  контроля по карантину растений в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу таможенным органам Республики Казахстан. Введение интегрированного контроля в пунктах пропуска предполагает оптимизацию затрат государственного бюджета на развитие каждого вида контроля, сокращение времени осуществления контроля за прохождением товаров и лиц через границу до 30 - 40 минут (ранее грузы проходили до 3 - 4 часов); к минимизации коррупциогенности при осуществлении контроля в пунктах пропуска на границе.

          Министерством финансов в целях централизации и осуществления государственных закупок по принципу «одного окна» создана информационная система «электронных государственных закупок» (ЭГЗ) - веб-портал государственных закупок, доработан модуль проведения ЭГЗ способом запроса ценовых предложений, разработан и введен в опытную эксплуатацию в «пилотной» зоне Министерства финансов и в его структурных подразделениях модуль проведения ЭГЗ способом конкурса.

Обеспечен свободный доступ ко всей информации, касающейся процесса государственных закупок, каждому пользователю сети Интернет.

Справочно: За 2009 год на веб-портале зарегистрировано 30 751 участников электронных государственных закупок (далее - ЭГЗ), в т.ч. 13 072 потенциальных поставщиков и 18 580 заказчиков, 4 927 из которых проводили ЭГЗ. Выдано 33 511 имен пользователей и паролей представителям заказчиков, организаторов и потенциальных поставщиков ЭГЗ.

         На электронной торговой площадке опубликовано всего 245 331 лотов.

При этом победители определены по 136 308 лотам. При запланированном бюджетом суммарном объеме по этим лотам 24 610,4 млн. тенге, общая сумма, предложенная победителями ЭГЗ, составила 18 531,1 млн. тенге. Средняя суммарная условная экономия по этим 136 308 закупкам составила 6 079,3 млн. тенге или 24.7 %.

         Министерство финансов посредством деятельности профессиональных организаций бухгалтеров и организаций по сертификации бухгалтеров осуществляет государственное регулирование в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности. Мониторинг за состоянием перехода организаций публичного интереса на МСФО осуществляется через Депозитарий финансовой отчетности.

         Депозитарий позволяет обеспечить доступность и прозрачность финансовой отчетности организаций, что повышает инвестиционную привлекательность  Казахстана и способствует повышению качества и достоверности информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций, на основе которой пользователям, предоставлена возможность принятия обоснованных экономических решений.

         На 1 января 2010 года:  в депозитарии зарегистрировано 3674 компаний, включено 3074 финансовых отчетностей  и 1780 аудиторских отчетов по итогам 2008 года, представленных в 2009 году. На веб-портале депозитария, интерфейс которого реализован на трех языках: русском, казахском и английском, зарегистрировано более 50 000 посещений пользователей в 2009 году.  

         29 апреля 2009 года Министерство презентовало проект электронного Минфина – «е-Минфин». Проект поддерживает принцип «одного окна», когда граждане взаимодействуют с государственным органом через Интернет, что ведет к большой экономии времени и средств, снижению коррупциогенности, обеспечению прозрачности и мониторинга со стороны граждан при решении их вопросов, повышению оперативности услуг, снижению административных барьеров.

         В целях минимизации контактов с налогоплательщиками постоянно ведется работа по увеличению количества электронных налоговых услуг, созданию и развитию современных Центров приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков.

         В течение 2009 года 80 % форм налоговой отчетности представлены в электронном виде.