Учёт

Ввоз недостоверно задекларированных товаров

890

В Службе центральных коммуникаций состоялась пресс-конференция с участием министра по инвестициям и развитию РК Жениса КАСЫМБЕКА, министра финансов РК Бахыта СУЛТАНОВА,  председателя Комитета государственных доходов МФ РК Ардака ТЕНГЕБАЕВА.

Спикеры разъяснили представителям СМИ особенности выявления нарушений таможенного законодательства.

Выходу Казахстана на новый уровень осуществления приграничного и внутреннего контроля перемещения товаров, ввозимых как с территории государств-членов Таможенного союза, так и третьих стран способствует реализуемый совместно с ЮНКТАД ООН проект по модернизации таможенных процедур.

В рамках проекта с 1 октября запущена  в опытную эксплуатацию подсистему «Транзит» новой информационной платформы «АСТАНА-1».

Система позволяет представлять таможенные декларации в электронном виде, а также осуществлять эффективный таможенный контроль. При этом, автоматизированная система управления рисками исключает человеческий фактор при принятии решений по мерам таможенного и административного реагирования и минимизирует коррупционные проявления.

На сегодняшний день в новой информационной системе оформлено 13 599 транзитных деклараций, причем в большинстве случаев система управления рисками сработала по транзитным декларациям в Кыргызскую Республику.

В целом анализ объемов транзита товаров из Китайской Народной Республики в Кыргызстан через территорию Казахстана показал резкое увеличение объемов таких перевозок.

Так, в 2015 году было перемещено товаров на 130 тысяч тонн, в 2016 году уже 216 тысяч тонн. За 9 месяцев 2017 года объем товаров составил 160 тысяч тонн.

При этом, импорт китайских товаров в Республику Казахстан сократился практически пропорционально увеличению транзита китайских товаров в Кыргызскую Республику.

Также отмечается занижение таможенной стоимости. Сопоставление индексов таможенной стоимости товаров, применяемых при таможенной очистке в Республике Казахстан и Кыргызской Республике, показало, что принимаемая таможенными органами Кыргызской Республики таможенная стоимость, зачастую ниже той, которая принимается таможенными органами Республики Казахстан.

В некоторых случаях отклонение составляет два и более раза от таможенной стоимости, заявляемой в Республике Казахстан. Все это связано с более жестким администрированием таможенной стоимости товаров в Республике Казахстан и недостаточным контролем за достоверностью декларирования и таможенной стоимостью товаров со стороны таможенных органов Кыргызской Республики.

Также в рамках мониторинга за перемещаемыми товарами с КНР в Кыргызскую Республику выявляются факты не только занижения таможенной стоимости, но и ввоз товаров контрабандным путем, не заявления в товарно-транспортных накладных фактического веса и наименования товаров, замены наименований товаров и так далее.

Запуск системы АСТАНА-1 позволяет более эффективно выявлять и пресекать нарушения таможенного законодательства ЕАЭС, в том числе экономическую  контрабанду.

Так, за первые несколько дней работы АСТАНА-1 треть досмотренных на казахстанско-китайской границе транспортных средств везли недостоверно задекларированные товары.

Пресс-служба

Комитета государственных доходов

Министерства финансов РК