Учёт

Возможности электронной регистрации

2519
Развитие информационных технологий, расширение использования возможностей интернета позволяет регулярно увеличивать спектр предоставляемых электронных услуг, в том числе в налоговой сфере. Налоговый комитет Министерства Финансов Республики Казахстан (далее - НК МФ РК), в рамках развития «Электронного Правительства», принял ряд эффективных информационных решений, нацеленных на создание абсолютно новых инструментов налогового администрирования. Прежде всего, это связано с введением системы обработки налоговой отчетности (СОНО), web-приложения «Кабинет налогоплательщика» (далее –«Кабинет НП»), а так же с функционированием веб-портала «Электронного правительства» www.e.gov.kz.
Оказание электронных услуг – общепринятая мировая практика, позволяющая минимизировать контакты между поставщиками и потребителями услуг, упрощение исполнения налоговых обязательств, сокращение времени и затрат на их получение.
Чтобы получить услугу электронным способом с целью электронного обмена документами посредством электронных каналов связи, обеспечивающих гарантированную доставку сообщений, необходима постановка на регистрационный учет в налоговом органе в качестве электронного налогоплательщика.Она носит добровольный характер и производится после прохождения регистрации в налоговом органе в качестве электронного налогоплательщика.
Электронный налогоплательщик – это налогоплательщик, имеющий электронную цифровую подпись, полученную от налогового органа. Электронная цифровая подпись записывается на электронный носитель информации.
Электронная цифровая подпись – это набор цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность конкретному физическому или юридическому лицу, а также неизменность содержания документа.
В качестве электронного налогоплательщика может зарегистрироваться любое физическое или юридическое лицо, прошедшее государственную регистрацию в качестве налогоплательщика РК.
Предоставление услуги по регистрации налогоплательщиков в качестве электронных налогоплательщиков осуществляется на основании статей 572-573 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
Процедура регистрации проста. Для этого налогоплательщику необходимо в явочном порядке предоставить в налоговый орган по месту нахождения или жительства налогоплательщика налоговое заявление о регистрационном учете электронного налогоплательщика(Приложение 21 к приказу МФ РК от 30.12.2008 года № 634, согласно статьи 572 Налогового кодекса).
Налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня приема налогового заявления о регистрационном учете электронного налогоплательщика выдает налогоплательщику:
1) электронный носитель информации с ключевым контейнером, содержащим электронную цифровую подпись (криптографический ключ);
2) соглашение об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами (ЭЦП).
Налогоплательщиком, зарегистрированным в качестве электронного налогоплательщика, замена или аннулирование электронной цифровой подписи производится в течение одного рабочего дня.
Многие налогоплательщики предполагают, что СОНО и «Кабинет НП» это одно и тоже. Это ошибочное заблуждение. Необходимо разъяснить следующую ситуацию.
«Кабинет НП» – это личное информационное пространство налогоплательщика на серверах НК МФ РК.Простой дизайн, удобный интерфейс, отсутствие у пользователя необходимости понимать внутренние механизмы работы системы, доступ к любым своим данным, имеющихся в налоговых органах.
ИС СОНО – это Система Обработки Налоговой Отчетности, т.е. конкретное программное обеспечение.
Электронный налогоплательщик, имея криптографический ключ, с помощью Web-ресурсов НК МФ РК, а именно программного обеспечения Системы обработки налоговой отчетности – СОНО и Web-приложения «Кабинет НП» имеет возможность подготавливать и представлять в электронном виде налоговую отчетность, получать информацию о текущем состоянии отправленной формы и уведомление о приеме ФНО налогоплательщика.
Из «Кабинета НП»можно направить заявления о проведении документальной проверки в связи с ликвидацией, на проведение зачета и возврата налогов и других обязательных платежей в бюджет, для получения сведений об отсутствии и (или) наличии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности, на отзыв налоговой отчетности.
В данной статье приведены далеко не все возможности и преимущества электронного обмена документами. Интересующую информацию налогоплательщики могут получить на сайте Налогового департамента по г.Астана по адресу www.astananalog.kz, НК МФ РК по адресу www.salyk.gov.kz, в разделе «Информационные системы», а также в Web-приложении «Кабинет налогоплательщика».
Информационные технологии развиваются стремительными темпами. Без современных информационных систем, того же интернета, уже невозможно представить нашу жизнь. Чуть ли не ежедневно создаются инновационные программы, предлагаются новые электронные услуги.
До этого для разного вида отчетности действовали отдельные клиентские приложения: ИС НДС, ИСИД, ЭФНО, ИС МОП. В качестве передачи электронных форм налоговой отчетности использовалась собственная разработка НК МФ РК – система гарантированной доставки сообщений (СГДС). Эта система имела сложный интерфейс и требовала от налогоплательщиков специальной подготовки.
Основная цель создания новой системы обработки налоговой отчетности (СОНО) – увеличение доли налогоплательщиков, которые представляют налоговую отчетность в электронном виде.
Кроме того, новая система разработана с учетом введения всеобщего налогового декларирования, т.е. имеется возможность в течение недели принять от физических лиц до 10 миллионов деклараций. Следовательно, обработка налоговых отчетностей будет производиться своевременно, а значит, недовольных налогоплательщиков станет значительно меньше. При использовании новой системы не надо скачивать все формы налоговой отчетности, достаточно выбрать только необходимые для налогоплательщика, заполнить их и отправить на обработку или сдать на бумажном носителе в налоговую службу. Еще один плюс - налогоплательщики имеют возможность открыть несколько экземпляров приложения, осуществить поиск данных внутри формы налоговой отчетности (ФНО), просмотр ранее поданных ФНО.
Все новые информационные технологии направлены на улучшение взаимосвязи между налогоплательщиками и налоговыми службами, на предоставление качественных налоговых услуг.


Руководитель управления
Информационных технологий
Налогового департамента по г.Астана
Н.Тилеубаев