Учёт

Удалёнка: баланс между работой и личной жизнью

1548

В период с 12 по 25 июля 2021 года сотрудники Учет.kz приняли участие в исследовании, которое проводилось Эдинбургским Университетом, во главе со студенткой магистратуры по специальности «HR Менеджмент» - Поповой Анастасией. В рамках исследовательской работы на тему «Дистанционная работа и Баланс между работой и личной жизнью: какие изменения произошли во время пандемии» были проведены интервью с офисными сотрудниками, которые в связи с эпидемиологическим кризисом были вынуждены перейти на удаленный вид работы. Главным исследовательским вопросом являлось следующее: как сотрудники адаптировались в новых реалиях, а также как “работа на дому” во время карантина повлияла на границы между работой и личной жизнью? Основной целью изучения является улучшение условий трудовых отношений и обеспечение своевременной поддержки со стороны работодателя.

Ограничительные меры, принятые по соображениям безопасности в связи с распространением коронавирусной инфекции (Covid-19), изменили методы работы многих компаний. Для обеспечения непрерывности бизнеса у организаций остался единственный выход - перевести сотрудников на удаленный вид работы. Развитие информационных и коммуникационных технологий в течение последних нескольких десятилетий внесло изменения в то, как бизнес оперирует, и позволило внедрить дистанционный вид работы. Соответственно, удаленная работа уже давно используется на практике, однако такого глобального масштаба как сейчас она никогда не приобретала. В постковидное время работа из дома стала новой нормой, и домашний офис теперь занимает такое же место, как и корпоративный. Процент желающих работать удаленно сегодня вдвое выше, чем тех, кто работал удаленно до объявления карантина. Однако каковы же преимущества и недостатки данной формы работы?

Дистанционный вид работы является одним из механизмов организации, предоставляющий сотруднику гибкость в выборе удобного для него рабочего места вне корпоративного офиса, которое чаще всего является домом. В англоязычной литературе существуют различные термины, обозначающие дистанционную работу, например telecommuting, remote work, teleworking, home office, work from home, e-working. Их применение определяется разными факторами: сколько часов проводится вне офиса, требует ли работа постоянного перемещения сотрудника, частота использования информационных технологий, и так далее. Несмотря на логику вышеперечисленных моментов, среди ученых преобладает мнение, что все эти термины по значению равны, ведь суть остается одна - постоянное поддержание организационной структуры и полноценное функционирование бизнес-процессов, несмотря на местонахождение сотрудников.

Если говорить о последствиях или результатах «удаленки», эта тема довольно-таки широко и глубоко изучена. Тем не менее, учитывая темпы развития технологий и происходящие в мире события, она всегда остается актуальной. В первую очередь стоит отметить, что здесь задействованы три стороны – это работник, работодатель и общество. Для работодателя основными преимуществами разрешения сотрудникам работать вне офиса являются высокая производительность, экономия средств, значительное сокращение прогулов и отпусков по болезни, удержание персонала и доступ к специалистам в любой точке мира. С другой стороны, отсутствие навыков удаленного управления персоналом, инвестиции в обучение для изучения новых технологий и стоимость перехода от обычного рабочего формата к дистанционной работе могут негативно повлиять на функционирование организации. Такие плюсы «удаленки» для общества как сокращение выбросов в атмосферу и другого ущерба окружающей среде, экономия энергии и разгрузка инфраструктуры, намного перевешивают недостатки, которые включают в себя меньшее социальное взаимодействие.

Негативную сторону «удаленки» для сотрудника составляют чувство изолированности, потребность в самодисциплине, размытые границы между личной жизнью и работой, отсутствие профессиональной поддержки со стороны руководителей, технические трудности, стресс и так далее. В свою очередь возможность поддержания баланса между работой и личной жизнью, лучшее качество жизни, легкий доступ к отдыху, продуктивность, независимость, возможность более активно участвовать в семейных делах, сокращение затрат на поездки до работодателя, и отсутствие возможных отвлекающих факторов, которые имеют место быть в корпоративном офисе, могут заставить любого полюбить работу в стенах дома.

Как вы наверняка уже заметили, баланс между работой и личной жизнью может оказаться по обе стороны. Удаленная работа может привести к удовлетворительной взаимосвязи между личной жизнью и работой, которая в свою очередь влияет на качество жизни и показатели эффективности труда. Однако неспособность сохранять баланс, постоянное вторжение одной области в другую может привести к стрессу и эмоциональному расстройству. В научной литературе вопрос эффекта «удаленки» на баланс между работой и личной жизнью также находится в бурном обсуждении. До сих пор не определены факторы, по которым работодатель смог бы определить, как работа из дома повлияет на баланс между работой и личной жизнью сотрудника. Более того, слишком много внешних факторов, которые могут оказаться вне внимания работодателя. Таким образом, коронавирусная инфекция и последовавшие ограничительные меры породили новую волну интереса исследователей к взаимосвязи «дистанционки» и баланса между работой и личной жизнью.

Полуструктурированные интервью, которые проводились в рамках исследования с сотрудниками Учет.kz, позволили от первого лица услышать тех, кому пришлось вынужденно работать из дома в свете тяжелого эпидемиологического кризиса. В первую очередь, больше половины интервьюированных сообщили, что во время удаленки совсем не было той границы между работой и домом, которую можно было сохранять при работе в офисе, либо для установления пространственных и временных границ между должностными обязанностями и домашними делам с целью сохранения баланса требовалось время от двух недель. В проведенных ранее исследованиях на тему взаимосвязи работы на дому и балансом, чаще всего констатируется факт вторжения личных и семейных дел в сферу работы. Однако наши участники проекта описывали взаимное вмешательство: коллеги и руководители, обращающиеся с просьбами после рабочего дня, либо пожилые родители и маленькие дети, не совсем понимающие, как это можно работать на дому.

Если говорить о трудностях, с которыми столкнулись сотрудники Учет.kz во время «дистанционки» на карантине, то они достаточно очевидные. Например, отсутствие личного пространства, какие-то технические неполадки, особенно низкая скорость интернета или вовсе его отсутствие, ненормированный график, привыкание к новому формату работы и тому подобное. Очевидно, что дети, обучающиеся на дому, партнеры, также работающие удаленно, пожилые родители, звонки в нерабочее время могут негативно повлиять на баланс между работой и личной жизнью и совсем понизить интерес к дистанционной форме работы. Поэтому целью исследования также являлось узнать методы, мотивирующие сотрудников и минимизирующие дисбаланс.

Все сто процентов участников подчеркнули важность ежедневных планерок с департаментом и еженедельных встреч со всеми коллегами компании. Согласно исследованию причиной этому является пониженное чувство принадлежности коллективу во время работы дистанционно и именно поэтому регулярные встречи и тимбилдинги лишь положительно влияют на мотивацию команды. Это очень важный момент. В литературе действительно упоминается минус удаленной работы, заключающийся в потере связи между работником и работодателем и снижении вероятности карьерного роста. Чувство принадлежности к обществу и чувство связи с работодателем - неизмеримая поддержка и мотивация. Таким образом, сотрудники развивают лояльность к своему работодателю. Поэтому руководители, особенно менеджеры по персоналу, не должны недооценивать важность таких встреч и проводить их вместе с высшим руководством.

Помимо этого, гибкий график работы при «удаленке» вносит свой вклад в адаптацию работников к новому формату и обеспечивает возможность регулировать рабочую деятельность и какие-то личные дела. На сегодняшний день мы можем наблюдать участившуюся практику комбинированного формата работы, который позволяет учитывать интересы обеих сторон трудовых отношений. Последние изменения в Трудовой кодекс Республики Казахстан узаконили комбинированный вид деятельности, допускающий осуществление трудового процесса путем чередования периодов выполнения трудовых обязанностей как по месту нахождения работодателя,  так и посредством дистанционной работы. Данный метод работы является инструментом удержания сотрудников, плюс предоставление им свободы.

Говоря вкратце, дистанционный формат работы действительно набирает свои масштабы, однако не стоит к этому относиться с пренебрежением. Существует много моментов, перечисленных выше, о которых не стоит забывать для обеспечения безопасности и комфорта трудовых отношений для всех сторон.