Учёт

Совершенствование налогового администрирования

1518
Деятельность налоговых органов в сфере налогового администрирования нацелена на обеспечение полного и своевременного сбора налогов и сборов в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также необходимого контроля исполнения норм налогового законодательства налогоплательщиками.

В целом по области за 2012 год поступило налогов и других обязательных платежей в компетенции налоговых органов 45,8 млрд. тенге, в том числе в республиканский бюджет – 23,9 млрд. тенге, в местный – 21,9 млрд. тенге. Прогнозы всех уровней бюджетов исполнены выше 100%. Обеспечен темп ростапоступлений: в 2012 году мы собрали на 6,5 млрд. тенге больше по сравнению с 2011 годом (в Республиканский бюджет поступило больше на 4,3 млрд. тенге, в Местный бюджет – на 2,2 млрд. тенге).

Основное направление, в котором сегодня работают налоговые органы - это обеспечение исполнения доходной части бюджета путем усиления администрирования налогов и платежей. Большая роль сейчас отводится камеральному контролю: путем анализа и сопоставления налоговой отчетности и информации уполномоченных органов изыскиваются дополнительные поступления в бюджет. Так, за 2012 год по результатам камерального контроля поступило в бюджет 610 млн. тенге. Совместно проведенная работа с органами исполнительной власти, уполномоченными органами дала результаты в виде дополнительно поступивших налогов в местный бюджет в сумме 1,7 млрд. тенге.

Одним из этапов налогового контроля является выход на проверки. Выбор плательщиков осуществляется с использованием Системы управления рисками, которая учитывает вероятность неисполнения или неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщика. В результате выход на проверки осуществляется строго по Плану, утверждаемому 1 раз год. В 2012 году проведено 132 проверки.

На сегодняшний день налоговое администрирование РК вышло на качественно новый этап развития, уже реализован ряд масштабных реформ – в частности принят Новый налоговый кодекс, который существенно приближает налоговую систему Казахстана к международной практике. Совершенствование налогового законодательства осуществляется постоянно внесением изменений и дополнений с целью улучшения налогового администрирования и уточняющих поправок для однозначного понимания норм налогового законодательства.

Законом РК от 26 декабря 2012 г. №61-V в Налоговый кодекс внесены изменения и в части налогового администрирования.

Внесены изменения по установлению упрощенного порядка ликвидации отдельных категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующих определенным условиям, в статьях 37-1 и 43 Налогового кодекс (далее НК).

Изменениями в статью 34 НК устанавливается порядок погашения налоговой задолженности, в соответствии с которым в первую очередь, подлежит погашению сумма недоимки, затем начисленные пени и суммы штрафов.

Главой 6 НК внесены изменения и дополнения, предусматривающие возможность для налогоплательщиков изменения срока исполнения налогового обязательства по уплате начисленных налогов (кроме налогов, удерживаемых у источника выплаты, акцизов и налога на добавленную стоимость на импортируемые товары), других обязательных платежей в бюджет и (или) пеней, указанных в уведомлении о результатах налоговой проверки, без залога и банковской гарантии на срок до тридцати шести календарных месяцев.

Данная норма применяется в отношении налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность не менее пяти лет и коэффициент налоговой нагрузки которых за календарный год, предшествующий году подачи заявления об изменении сроков исполнения такого налогового обязательства, не ниже среднеотраслевого значения, установленного уполномоченным органом (вводится в действие с 01.01.2014 года.)

В статью 52 НК внесены изменения, предусматривающие, что действие решения об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов, других обязательных платежей в бюджет и (или) пеней, прекращаются в случае нарушения сроков исполнения таких обязательств или подачи жалобы на уведомление о результатах налоговой проверки в течение срока, указанного в решении органа налоговой службы об изменении исполнения налогового обязательства по уплате начисленных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет и (или) пеней.

В статьи 558, 608 НК внесены изменения, устанавливающие обязанность налогового органа по размещению на сайте уполномоченного органа информации о налогоплательщике, в отношении которого налоговым органом на основании акта налогового обследования зафиксировано отсутствие по месту его нахождения либо почтовой или иной организацией связи возвращено уведомление в связи с отсутствием налогоплательщика по месту его нахождения. Данная норма вводится в действие с 01.07.2013 года.

В статьях 558, 571 НК уточнен порядок снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость плательщиков НДС, у которых отсутствуют открытые банковские счета. В соответствии с указанным порядком такие налогоплательщики подлежат снятию с регистрационного учета по НДС со дня истечения двадцати рабочих дней, предоставляемых налогоплательщику для предоставления пояснения о причинах отсутствия по месту нахождения на момент проведения налоговым органом налогового обследования.

В статью 562 НК внесено изменение, предусматривающее порядок регистрации в качестве налогоплательщика иностранца или лица без гражданства, приобретающего имущество в Республике Казахстан, являющееся объектом обложения налогом на имущество, транспортные средства или земельного налога.

В статье 564 НК уточнен порядок исключения из государственной базы налогоплательщиков физических лиц, выезжающих из Республики Казахстан на постоянное место жительства, а также иностранцев и лиц без гражданства, у которых прекращено право на объекты обложения налогом на имущество, транспортные средства или земельного налога.

Изменениями в статьи 565, 566 НК для налогоплательщиков предусмотрено право постановки на регистрационный учет в качестве частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, а также вносить изменения в регистрационные данные путем подачи налогового заявления в электронном виде. При этом исключается обязанность налоговых органов по выдаче свидетельства о постановке на регистрационный учет в качестве частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката.

Изменениями в статьи 577, 578 Налогового кодекса регламентирован порядок постановки/снятия на (с) регистрационный (-ого) учет (-а) по месту нахождения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, структурных подразделений, признанных по решению юридического лица самостоятельными плательщиками налога на имущество, земельного налога и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с особенной частью Налогового кодекса.

Путем исключения пункта 4 статьи 577 отменена обязанность налогоплательщиков по представлению нотариально засвидетельствованных копий правоустанавливающих, идентификационных или иных документов, подтверждающих владение, пользование и (или) распоряжение объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением либо прекращение прав на такие объекты.


НД по СКО