Учёт

Прогрессивная шкала ИПН – это регресс.

2659

Прогрессивная шкала ИПН – это регресс. Бизнес уйдет в тень, а заработная плата граждан либо понизится, либо вопрос решат бонусами. В любом случае платить больше десяти процентов люди сегодня не готовы.

Предложение министра финансов Болата Жамишева ввести в стране прогрессивную шкалу индивидуального подоходного налога (ИПН) вызвало нешуточную реакцию населения. Последней каплей для моего знакомого предпринимателя Алексея был опрос, показанный в передаче «Портрет недели», где подавляющее большинство граждан говорили: «Введение ИПН — это правильно. Кто много зарабатывает, тот должен платить больше».

- Где же тут справедливость? Если я 500 тысяч тенге получаю, то это своим трудом и умом заработанные деньги. Почему я должен платить 20% налога? У меня социальных льгот от этого прибавится? Дадут карточку, по которой парковка будет бесплатной, или как? Нет, ничего подобного не будет! Так почему я должен отдавать больше? Тем более что я в любом случае плачу больше человека, зарабатывающего, к примеру, 50 тысяч тенге, безо всякой прогрессивной шкалы. Однако не вижу, чтобы эти деньги, которые должны идти на решение социальных вопросов, работали на благо граждан.

Два процента «дегтя»

Негативные отклики на возможное введение в стране прогрессивной шкалы не оставили равнодушным и самого министра финансов. Чиновник ввел изменения и выступил с новой вдохновляющей речью. Оказалось, что теперь налог в 15% будет взиматься с граждан, получающих не от 250 тысяч тенге, а от 300 тысяч. Эта разница позволила ему привести определенные цифры в поддержку своего предложения.

- Сейчас мы вводим прогрессивную шкалу, при которой 98% наших граждан как платили десять процентов ИПН, так и будут платить. Поскольку ставка 15% устанавливается с порога 200 МРП, то есть 300 тыс. тенге, — сообщил Болат Жамишев.

Говоря о том, что нововведение коснется лишь двух процентов казахстанцев, чиновник ссылается на данные о заработной плате базы Государственного центра по выплате пенсий (ГЦВП), согласно которым 98% казахстанцев получают меньше 300 тысяч тенге в месяц.

Насколько верны сведения этого центра, еще вопрос, ведь ни для кого не секрет, что во многих учреждениях заработную плату до сих пор выдают в конвертах.

Но глава Минфина верит, что негативные комментарии о предполагаемом нововведении в Интернете публикуют представители оставшихся двух процентов — казахстанцы с доходами, превышающими 300 тысяч тенге.

Зарплата понизится

Если у министра финансов довольно радужное представление о прогрессивной шкале индивидуального подоходного налога, то бизнесмены не могут поддержать его в этой части вопроса. Некоторые уже делают вывод, что лучше людям снизить зарплату, чем платить повышенный налог.

- Лично я категорически против. Однако от лица компании пока не готов дать ответ — ни положительный, ни отрицательный, — заметил в телефонном разговоре финансовый директор одной из алматинских розничных компаний. — Большой процент казахстанского бизнеса сегодня и так находится в тени и будет уходить еще больше, но опять же это только те, кто может себе позволить уйти в тень. Я имею в виду, что при наличии международных финансовых инвесторов очень трудно будет уйти в тень. Что касается заработной платы, то здесь, вероятнее всего, произойдет некий крен в сторону разовых услуг. А те бонусы, которые платятся сегодня к зарплате, будут выдавать в виде услуг по консалтингу. Это не сильно снизит налоговое бремя на человека, но все же позволит его уменьшить. И это вполне законно.

Главный бухгалтер строительной компании «Макдорстройсервис» Майра Копбосынова уже знает даже, насколько снизится заработная плата у сотрудников их организации.

- Я против! Это же наши деньги, — говорит она. — Естественно, нашей компании выгоднее платить меньшую заработную плату, чем большую. С другой стороны, любой хочет, чтобы у него была показана хорошая зарплата, чтобы пенсионные отчисления больше шли. А из-за того что налоги растут, руководство вынуждено будет уменьшать оклады. И это отразится в первую очередь на благосостоянии наших рабочих. Если правительство введет прогрессивную шкалу, то мы будем вынуждены уменьшить оклады людям примерно на 30%. Станем объяснять сотрудникам, что «вы хотя бы такую зарплату получите, а если налоги все сожрут, то и этого не будет».

Экономика растет в тени

Как оказалось, народные избранники тоже не особо поняли предложение министра финансов. Сказать, будут они голосовать «за» или «против» инициативы Минфина, депутаты пока не могут, однако в том, что нововведение может быть скорее регрессом, большинство уверены.

- Есть такая категория граждан, которая получает, к примеру, полтора миллиона тенге, от них 20% — это 350 тысяч тенге. Отдаст, думаете, налог? Никогда не поверю! Будут занижать заработную плату и опять уйдут в тень, — уверен сенатор Гани Касымов. — Я бы хотел узнать у министра финансов: за то время, пока действовала плоская шкала индивидуального подоходного налога, какая была динамика поступления налогов в бюджет? Он не дает нам эти цифры. Какую сумму казна получит в итоге от нововведения? Надо работать так, чтобы бизнес снова в тень не ушел. Сейчас десять процентов граждане платят. Народ постепенно избавляется от конвертов, людям выгоднее становится показывать легальную заработную плату. А что будет при увеличении налога, еще не ясно. Ведь вполне возможно, что собираемость бюджета только уменьшится. Тогда для чего это вводить? Тут явный недочет.

- Мы как раз обсуждаем этот вопрос, — говорит депутат мажилиса Владимир Нехорошев. — Почему у нас $40 экспортная пошлина на нефть и только с 1 января, когда в России две недели назад ввели $213. Если все по уму сделать, то и незачем подоходный налог будет трогать.

Солнце греет всем, а экономика растет в тени. Вот чего нужно опасаться. Надо подумать о том, что вахтовик месяц отработает, получит эти 300 тысяч тенге, а месяц потом будет дома сидеть, и что, приехали? А 15% у него возьмут, не забудут. Надо посмотреть, до определенной суммы, может, вообще не брать подоходный налог? Надо индивидуально к вопросу подходить, с умом, а не так, как сейчас, нахрапом.

- Необходимо просчитать финансовую необходимость и выгоду государства. Да и понять, насколько сегодня наше общество готово перейти к этому мировому опыту. Если налогов будет выходить немного, зачем рядового налогоплательщика тревожить? — считает депутат нижней палаты Танирберген Бердонгаров. — Надо обдуманно к вопросу подходить, с учетом нашего менталитета. Минфин должен сначала предоставить все расчеты, механизм поступления средств в бюджет и куда эти деньги потом пойдут.

По словам Танирбергена Бердонгарова, сегодня депутат нижней палаты получает около $2 000. Народный избранник готов проголосовать «за» предложение Минфина и платить 15% ИПН, если процесс станет прозрачнее и граждане будут знать и видеть, куда идут их деньги.

Действительно, если можно было бы спросить, к примеру, с акима района или акима города, почему в отдельно взятом дворе нет детской площадки или дорога на определенном участке не подвергалась капитальному ремонту уже несколько лет, то и не жалко вроде этих 15—20%.

Но ведь у нас все, как обычно, спросить не с кого. Все привыкли разводить руками, говоря, что вопрос не в их компетенции. Тогда чего ждать от простых граждан, которые, естественно, выберут конверты, а не легальную заработную плату

Источник: Деловая газета "Взгляд" №32 (168) от 15 сентября 2010 года