Учёт

Разработаны Правила внутренней торговли: проект

802

Комитетом торговли МТИ РК разработан и вынесен на обсуждение проект приказа Об утверждении Правил внутренней торговли, сообщает  Учет.kz.

Целью проекта является приведение приказа Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 2 июля 2019 года № 674 «Об утверждении Правил предоставления государственной гарантии Республики Казахстан по поддержке экспорта» в соответствие с Законом. 

Принятие проекта позволит сосредоточить внимание на реализацию стратегических задач, направленных на развитие торговой инфраструктуры, создаст условия для устойчивого и сбалансированного роста современных форматов торговли.

Правила внутренней торговли разработаны в соответствии с подпунктом 4–1) статьи 7 Закона Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» и определяют порядок осуществления внутренней торговой деятельности на территории Республики Казахстан.

Требования к субъектам и объектам внутренней торговли

Субъект внутренней торговли:

   определяет оформление вывески, витрин, рекламных материалов, выставочного оборудования торгового объекта с учетом требований положений Правил размещения объектов наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений в населенных пунктах, а также  требований к внешнему виду персонала;

   обеспечивает размещение и наличие вывесок с указанием информации на казахском и при необходимости на ином языке о наименовании и роде (специализации) деятельности торгового объекта или объекта общественного питания (выполнения работ и оказания услуг), включая его эмблемы, товарные знаки, бренды на недвижимых объектах в местах реализации товаров, оказания услуг и выполнения работ таким субъектом;

   доводит до сведения покупателей в наглядной и доступной форме необходимую и достоверную информацию на казахском и при необходимости на ином языке об оказываемых услугах и продаваемых товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора;

   самостоятельно определяет формат торговли и специализацию торгового объекта в соответствии с законодательством Республики Казахстан, требований настоящих Правил, в том числе санитарных правил, гигиенических нормативов, требований пожарной безопасности и национальных стандартов Республики Казахстан.

   осуществляет прием на работу персонала в соответствии с национальным стандартом Республики Казахстан СТ РК 1755 «Услуги торговли. Требования к персоналу»;

Объект внутренней торговли:

   в ходе эксплуатации (использования) отвечает правилам техники безопасности, ветеринарным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и другим требованиям законодательства Республики Казахстан, установленным для соответствующего торгового объекта;

   предназначенный для реализации непродовольственных товаров, при продаже вещей (одежда, обувь) оснащается соответствующими помещениями для примерки таких товаров, а для сложно–технических и других товаров, требующих проверки, создаются условия для ее проведения;

   оснащается необходимым торговым инвентарем, оборудованием, в том числе средствами измерений, допущенными к применению в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений».

Сведения о качестве товаров подтверждаются следующей информацией:

1) товарным знаком изготовителя;

2) страной происхождения товара;

3) о составе товара;

4) для продовольственных товаров - пищевой ценностью;

5) датой изготовления;

6) сроком хранения и годности;

7) указанием документа по стандартизации;

8) иными сведениями в соответствии с документами по стандартизации.

При продаже товаров субъект внутренней торговли доводит до сведения покупателя или должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям и представляет потребителю по его требованию один из следующих документов:

1) копию Свидетельства о государственной регистрации продукции, выданную в порядке, установленном Правилами государственной регистрации продукции, определяемой нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-336/2020 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22004) или выписку с Реестра свидетельств о государственной регистрации;

2) товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом);

3) в случае воспроизведения произведений по авторскому (лицензионному) договору – копию договора.

Особенности регулирования по видам торговых объектов

Специализация торгового объекта определяется его собственником самостоятельно по согласованию с уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основе расчета общего количества товаров в единицах (штуках) на торговом объекте, разделения товаров по классам товаров, расчета отношения каждого класса товаров к общему количеству товаров на торговом объекте. В случае превышения одного класса товаров более семидесяти процентов от общего объема товаров на торговом объекте данный торговый объект определяется как специализированный.

Специализация торгового объекта рассчитывается по следующей формуле: 

А = В / С * 100, где

А - количество товаров одного класса, процент;

В - количество товаров одного класса, единиц;

С - общий объем товаров на торговом объекте, единиц.

При А ≥ 70% - торговый объект считается специализированным 

Для отнесения торговых рынков к специализированным субъект внутренней торговли проводит классификацию товаров в соответствии с национальными стандартами и классификаторами Республики Казахстан.

Порядок продажи социально значимых продовольственных товаров

Субъекты внутренней торговли на социально значимые продовольственные товары устанавливают размер предельной торговой надбавки не более пятнадцати процентов от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика, указанной в договорах поставки социально значимых продовольственных товаров.

Субъектам внутренней торговли запрещается нарушать установленный настоящими Правилами размер предельной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары, способствующие повышению предельно допустимых розничных цен на них.

Субъект внутренней торговли в случае наличия социально значимого продовольственного товара от нескольких производителей или оптовых поставщиков устанавливает размер предельной торговой надбавки не более пятнадцати процентов от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика на социально значимый продовольственный товар с наиболее низкой стоимостью, указанной в договоре поставки социально значимого продовольственного товара.

При заключении договоров поставки социально значимых продовольственных товаров устанавливается размер предельной торговой надбавки.

Торговая надбавка может быть увеличена на величину затрат, связанных с перевозкой и (или) хранением и (или) импортом социально значимых товаров, а также естественной убылью продовольственных товаров в пределах норм естественной убыли продовольственных товаров в розничной торговле.

В торговую надбавку не включаются расходы, связанные с выплатой вознаграждений, выплачиваемых субъекту внутренней торговли, в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров.

Субъекты внутренней торговли заключают офтейк-контракты с отечественными товаропроизводителями социально значимых продовольственных товаров.

Развитие современных форматов торговли 

К торговому объекту современного формата относится стационарный торговый объект с торговой площадью не менее 500 квадратных метров, со специализированным или смешанным ассортиментом товаров, функционирующий по методу самообслуживания в сочетании с методом традиционного обслуживания, а также оказанием дополнительных услуг торговли, наличием оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек, высокой производительностью труда и продажи с квадратного метра торговой площади, с площадкой для стоянки автотранспортных средств в пределах границ своей территории.

К торговым объектам современного формата также относится автомат, вендинговый автомат.

Методика расчета современных форматов розничной торговли предназначена для расчета доли современных форматов торговли об общего объема торговли.

Доля современных форматов розничной торговли рассчитывается по следующей формуле:
А = В / С * 100, где 
А – доля современных форматов торговли, процент;
В – объем розничной и оптовой торговли, приходящейся на торговые объекты современного формата, миллиард тенге;
С – объем розничной и оптовой торговли, приходящейся на все торговые объекты, миллиард тенге.

Обсуждение проекта Приказа продлится до 27 марта 2024 года. Свои комментарии и замечания можно оставлять на портале "Открытые НПА".