Совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 октября 2024 года № 416 и Министра промышленности и строительства Республики Казахстан от 1 ноября 2024 года № 381 внесены изменения в совместный приказ Заместителя Премьер-Министра-Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 259 и исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 474 «Об утверждении Правил определения комиссией перечня категорий и численности иностранцев и лиц без гражданства, работающих в юридических лицах, являющихся участниками специальных экономических зон, с проектами стоимостью свыше одного миллиона месячных расчетных показателей, а также в организациях, привлекаемых указанными участниками специальных экономических зон (либо их подрядчиками) в качестве генерального подрядчика, подрядчика, субподрядчика или исполнителя услуг, в период выполнения строительно-монтажных работ на территории специальных экономических зон, и до истечения одного года после ввода объекта (объектов) в эксплуатацию», сообщает Учет.kz.
Приказ вводится в действие c 1 декабря 2024 года.
Данным приказом в Правила определения комиссией перечня категорий и численности иностранцев и лиц без гражданства, работающих в юридических лицах, являющихся участниками специальных экономических зон, с проектами стоимостью свыше одного миллиона месячных расчетных показателей, а также в организациях, привлекаемых указанными участниками специальных экономических зон (либо их подрядчиками) в качестве генерального подрядчика, подрядчика, субподрядчика или исполнителя услуг, в период выполнения строительно-монтажных работ на территории специальных экономических зон, и до истечения одного года после ввода объекта (объектов) в эксплуатацию внесены следующие изменения:
- исключение представителей не государственных органов из состава Комиссии;
- внедрение автоматизированного бизнес-процесса в части подачи заявки, принятия решения Комиссией и направления протокольного решения Комиссии;
- введена информация о внутристрановой ценности в кадрах в целях обеспечения информацией о доле казахстанских и иностранных работниках;
- расширен перечень оснований для отказа в определении перечня категорий и численности иностранцев и лиц без гражданства;
- в целях обеспечения защиты внутреннего рынка труда от безработицы исключено привлечение иностранных граждан, не соответствующих квалификационным требованиям, установленных трудовым законодательством Республики Казахстан;
- в целях соблюдения обеспечения миграционного контроля включено уведомление территориальных органов внутренних дел с целью сокращения срока разрешения на временное проживание о завершении запланированного объема работ иностранцами и лицами без гражданства.
Сравнительная таблица
по внесению изменений и дополнений в совместный приказ
№ пп |
Структурный элемент |
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
1. |
Пункт 2 |
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия: отсутствует
отсутствует |
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия: 8) автоматизированная информационная система «Иностранная рабочая сила» (далее – АИС «ИРС») – система в составе единой информационной системы социально-трудовой сферы, предназначенная для автоматизации процесса предоставления государственной услуги для работодателей и трудовых иммигрантов, а также мониторинга и учета информации в сфере миграции; 9) информационная система портал миграционных процессов migration.enbek.kz (далее – портал миграционных услуг) – подсистема цифровой экосистемы Электронная биржа труда (enbek.kz), обеспечивающая учет и движение мигрантов, а также мониторинг предоставления услуг в сфере миграции.
|
3. |
Пункт 4 |
4. К заявлению прилагаются следующие документы иностранцев и лиц без гражданства: 1) копии документов, удостоверяющих личность; 2) нотариально засвидетельствованные копии и переводы (на казахском или русском языке) документов об образовании, легализованных в соответствии с приказом и.о. Министра иностранных дел Республики Казахстан от 6 декабря 2017 года № 11-1-2/576 "Об утверждении Правил легализации документов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16116); 3) копия документа, подтверждающего трудовую деятельность, засвидетельствованных нотариально, а также его перевод на казахском или русском языке; 4) обоснование привлечения работодателем иностранцев и лиц без гражданства, работающих в юридических лицах, являющихся участниками специальных экономических зон, с проектами стоимостью свыше одного миллиона месячных расчетных показателей, а также в организациях, привлекаемых указанными участниками специальных экономических зон (либо их подрядчиками) в качестве генерального подрядчика, подрядчика, субподрядчика или исполнителя услуг, в период выполнения строительно-монтажных работ на территории специальных экономических зон и до истечения одного года после ввода объекта (объектов) в эксплуатацию, по форме согласно приложению к настоящим Правилам; 5) копия проекта (контракт/договор) стоимостью свыше одного миллиона месячных расчетных показателей. |
4. К заявлению прилагаются следующие документы иностранцев и лиц без гражданства: 1) копии документов, удостоверяющих личность; 2) нотариально засвидетельствованные копии и переводы (на казахском или русском языке) документов об образовании, легализованных в соответствии с приказом и.о. Министра иностранных дел Республики Казахстан от 6 декабря 2017 года № 11-1-2/576 «Об утверждении Правил легализации документов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16116); 3) копия документа, подтверждающего трудовую деятельность, засвидетельствованных нотариально, а также его перевод на казахском или русском языке; 4) обоснование привлечения работодателем иностранцев и лиц без гражданства, работающих в юридических лицах, являющихся участниками специальных экономических зон, с проектами стоимостью свыше одного миллиона месячных расчетных показателей, а также в организациях, привлекаемых указанными участниками специальных экономических зон (либо их подрядчиками) в качестве генерального подрядчика, подрядчика, субподрядчика или исполнителя услуг, в период выполнения строительно-монтажных работ на территории специальных экономических зон и до истечения одного года после ввода объекта (объектов) в эксплуатацию, по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам; 5) копия проекта (контракт/договор) стоимостью свыше одного миллиона месячных расчетных показателей; 6) информация о внутристрановой ценности в кадрах согласно приложению 3 к настоящим Правилам. |
4. |
Пункт 5 |
5. Отсутствует |
5. При расчете внутристрановой ценности в кадрах применяются категории иностранных работников предусмотренных пунктом 5 Правил и условий выдачи или продления разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществления внутрикорпоративного перевода, утвержденных приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 июня 2023 года № 279 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 32977). |
5. |
Пункт 6 |
5. Управляющая компания специальной экономической зоны в течение пяти рабочих дней со дня получения документов рассматривает их на соответствие пункту 4 настоящих Правил. |
6. Управляющая компания специальной экономической зоны совместно с местным исполнительным органом в течение пяти рабочих дней со дня получения документов рассматривает их на соответствие пункту 4 настоящих Правил. |
6. |
Пункт 8 |
5. При представлении документов указанных в пункте 4 и части пятой пункта 5 настоящих Правил, управляющая компания специальной экономической зоны, направляет их на рассмотрение в уполномоченный орган в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических и индустриальных зон. |
8. При представлении документов указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, управляющая компания специальной экономической зоны, направляет их на рассмотрение через портал миграционных услуг в уполномоченный орган в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических и индустриальных зон. |
7. |
Пункт 9 |
отсутствует |
9. Местный исполнительный орган вырабатывает рекомендации по обеспечению участником специальной экономической зоны внутристрановой ценности в кадрах согласно приложению 3 к настоящим Правилам и направляет в управляющую компанию специальной экономической зоны в течении срока предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил. |
8. |
Пункт 10 |
отсутствует |
10. Уполномоченный орган в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических и индустриальных зон регистрирует в день поступления в АИС «ИРС» заявление участника специальной экономической зоны и в течение двух рабочих дней со дня поступления материалов, представленных управляющей компанией специальной экономической зоны, направляет для рассмотрения членам комиссии. |
Пункт 14 | отсутствует | 14. Доля внутристрановой ценности в кадрах рекомендованные местными исполнительными органами изменяются на основе предложения комиссии, за которое проголосовало большинство членов комиссии. | |
Пункт 15 | отсутствует | 15. Участником специальной экономической зоны обеспечивается внутристрановая ценность в кадрах в соответствии с решением комиссии по рассмотрению вопроса определения перечня категорий и численности иностранцев и лиц без гражданства, привлекаемых юридическими лицами, являющимися участниками специальных экономических зон, с проектами стоимостью свыше одного миллиона месячных расчетных показателей, а также организациях, привлекаемыми указанными участниками специальных экономических зон (либо их подрядчиками) в качестве генерального подрядчика, подрядчика, субподрядчика или исполнителя услуг, в период выполнения строительно-монтажных работ на территории специальных экономических зон, и до истечения одного года после ввода объекта (объектов) в эксплуатацию согласно приложению 5 к настоящим Правилам. | |
9. |
Пункт 16 |
Отсутствует |
16. Решение об определении перечня категорий и численности иностранцев и лиц без гражданства принимается в виде протокола комиссии по рассмотрению вопроса определения перечня категорий и численности иностранцев и лиц без гражданства, привлекаемых юридическими лицами, являющимися участниками специальных экономических зон, с проектами стоимостью свыше одного миллиона месячных расчетных показателей, а также организациях, привлекаемыми указанными участниками специальных экономических зон (либо их подрядчиками) в качестве генерального подрядчика, подрядчика, субподрядчика или исполнителя услуг, в период выполнения строительно-монтажных работ на территории специальных экономических зон, и до истечения одного года после ввода объекта (объектов) в эксплуатацию согласно приложению 6 к настоящим Правилам и оформляется в АИС «ИРС» отдельно в отношении каждой организации, участника специальной экономической зоны. |
10. |
Пункт 18 | Отсутствует |
18. По итогам рассмотрения членами комиссии заявлений участников специальной экономической зоны секретарь оформляет протокол в АИС «ИРС», в котором членами комиссии указываются в каждой строке, где указаны данные иностранца или лица без гражданства, свое решение «да»/«нет» и подписываются через автоматизированное рабочее место в течение двух рабочих дней со дня заседания комиссии. |
11 | Пункт 19 | Отсутствует | 19. Уполномоченный орган в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических и индустриальных зон в течение одного рабочего дня со дня подписания протокола членами комиссии направляет выписку из протокола в автоматизированное рабочее место портала миграционных услуг управляющей компании специальной экономической зоны. |
12 | Пункт 20 | Отсутствует |
20. Управляющая компания специальной экономической зоны передает выписку из протокола участнику специальной экономической зоны в срок не позднее двух рабочих дней со дня его получения. |
13 | Пункт 21 | Отсутствует | 21. Участник специальной экономической зоны после получения выписки из протокола оформляет рабочую визу на иностранцев и лиц без гражданства. |
14 | Пункт 22 |
17. Основанием для отказа в определении перечня категорий и численности иностранцев и лиц без гражданства являются:
1) несоответствие уровня образования (профессиональная подготовка) и опыта (стаж) практической работы иностранцев и лиц без гражданства квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и служащих, в соответствии с профессиональными стандартами, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций, в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан; 2) установление недостоверности документов и (или) данных (сведений) содержащихся в них, указанных в пункте 4 настоящих Правил. |
22. Основанием для отказа в определении перечня категорий и численности иностранцев и лиц без гражданства являются: 1) несоответствие уровня образования (профессиональная подготовка) и опыта (стаж) практической работы иностранцев и лиц без гражданства квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и служащих, в соответствии с профессиональными стандартами, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций, в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан; 2) установление недостоверности документов и (или) данных (сведений) содержащихся в них, указанных в пункте 4 настоящих Правил; 3) несогласие участником экономической специальной зоны по обеспечению внутристрановой ценности в кадрах принятой решением комиссии; 4) наличие нарушения, участником специальной экономической зоны либо организациями реализующие проект участника специальной экономической зоны, статьи 519 Кодекса об административных правонарушениях (далее – Кодекс) в течение последних двенадцати месяцев; 5) наличие нарушения у иностранного гражданина согласно статье 517 Кодекса, в течение последних двенадцати месяцев. |
15 | Пункт 23 | Отсутствует | 23. Комиссия отменяет решение протокола заседания комиссии в случае нарушения участником специальной экономической зоны доли внутристрановой ценности установленной решением комиссии либо выявления фактов о предоставлении недостоверных документов об образовании или подтверждающего стаж иностранной рабочей силы. |
Пункт 24 | Отсутствует |
24. Уполномоченный орган в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических и индустриальных зон в течение трех рабочих дней со дня выявления фактов предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил выносит данный вопрос на рассмотрение членам комиссии для принятия решения об отмене действия протокола.Решение комиссии оформляется протоколом в АИС «ИРС» в течение одного рабочего дня. Уполномоченный орган в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических и индустриальных зон в течение одного рабочего дня со дня подписания протокола членами комиссии направляет протокол комиссии в автоматизированное рабочее место портала миграционных услуг управляющей компании специальной экономической зоны. |
|
Пункт 26 | 20. Управляющая компания специальной экономической зоны с момента поступления уведомления о завершении запланированного объема работ иностранцами и лицами без гражданства, от участника специальной экономической зоны, в течение двух рабочих дней уведомляет уполномоченный орган в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических и индустриальных зон. | 26. Управляющая компания специальной экономической зоны, с момента поступления уведомления от участника специальной экономической зоны о завершении запланированного объема работ иностранцами и лицами без гражданства, в течение двух рабочих дней уведомляет уполномоченный орган в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических и индустриальных зон и территориальные органы внутренних дел с целью сокращения срока разрешения на временное проживание или оформления выездной визы. |