Налоговый департамент по СКО является уполномоченным органом в области реабилитации и банкротства, осуществляет государственный контроль за проведением реабилитационной процедуры и процедуры банкротства (ст.15 Закона).
Сама процедура банкротства имеет огромное значение для экономики страны, поскольку позволяет ликвидировать предприятия не способные платить по долгам. Однако нужно отметить, что приоритетным направлением работы — являться функция оздоровления предприятий через процедуру реабилитации. Эта возможность, которую дает Закон, необходимо использовать предприятиям, испытывающим финансовые сложности. Следует отметить плюсы данной процедуры - это отсрочка платежей на 5 лет, приостановление начисления пени и иных санкций, возможность участия в тендерах, простыми словами это возможность «встать на ноги», восстановить свою платежеспособность.
Согласно подпункта 3) пункта 2 статьи 11 Закона, должник-налогоплательщик обязан в течение шести месяцев обратиться в суд о признании его банкротом с момента, когда должник узнал или должен был знать о наступлении неплатежеспособности.
Согласно статье 5 Закона основанием для обращения кредитора с заявлением в суд о признании должника банкротом является неплатежеспособность должника.
Должник является неплатежеспособным если обязательства перед кредитором по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по налоговой задолженности, включая задолженность филиалов и представительств должника, не исполнены в течение четырех месяцев с момента наступления срока их исполнения и составляют сумму не менее 150-ти МРП, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
За нарушение вышеперечисленных положений, согласно пункта 5 статьи 11 Закона, в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения требований всех кредиторов должностные лица должника солидарно несут субсидиарную ответственность в соответствии с законами РК.
Субсидиарная ответственность (от лат. subsidiarus — резервный, вспомогательный):
1) право взыскания неполученного долга с другого обязанного лица, если первое лицо не может его внести;
2) дополнительная ответственность, возлагаемая на членов, например, полного товарищества, несущих солидарную ответственность, в условиях, когда основной ответчик не способен оплатить долг.
То есть, если банкротство юридического лица вызвано действиями его учредителя (участника) или собственника его имущества, то при недостаточности средств у юридического лица, учредитель (участник) или соответственно собственник его имущества несет перед кредиторами субсидиарную ответственность (п.3 ст. 44 Гражданского Кодекса РК).
Так в 2013 году ликвидировано 65 должников области. В ходе ликвидации этих организаций выручено 282107,94 тыс.тенге, из которых 39856,9 тыс. тенге пошли на погашение задолженности по заработной плате, и в бюджет 1583,3 тыс. тенге.
За 5 месяцев 2014 год ликвидировано 6 должников. В ходе процедуры банкротства данных должников выручено средств в сумме 2556,5 тыс. тенге, из них: административные расходы составили 1400,4 тыс. тенге или 55% от вырученных средств, погашена кредиторская задолженность 1156,1 тыс. тенге или 45%, в том числе в бюджет 740,9 тыс. тенге.
На сегодня в режиме реабилитации по области находятся 7 организаций.
Также внесены изменения и дополнения в действующий КоАП РК, в частности органы налоговой службы теперь с 26 марта 2014 года составляют протокола и рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РК: 155-1, 155-3, 155-4, 155-5.
Суды рассматривают протокола об административном правонарушении, составленные органами налоговой службы, по следующим статьям КоАП РК: 155, 156, 157
Так, за 5 месяцев 2014 года Налоговым департаментом по СКО (уполномоченным органом) составлено 8 административных материалов на сумму штрафов 111,1 тыс.тенге.
Руководитель управления по реабилитации и банкротству
Налогового департамента по СКО