В целях постепенного вхождения в систему декларирования предусмотрены переходные положения представления каждого вида декларации по отдельным категориям налогоплательщиков.
Так, на первом этапе в 2017 году предполагается представление декларации об активах и обязательствах работниками государственных учреждений (лицами, на которых возложена обязанность по представлению декларации действующим законодательством), а также работниками национальных компаний, как наиболее подготовленной категории налогоплательщиков и работниками государственных предприятий.
На следующем этапе в 2018 году предполагается представление декларации об активах и обязательствах всеми остальными гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство, на которых не было распространено обязательство по представлению декларации на первом этапе.
В целях стимулирования представления физическими лицами декларации в электронном виде предусмотрено два срока представления декларации. На бумажном носителе предусмотрен срок не позднее 15 июля года, следующего за годом, в котором возникло обязательство по представлению декларации, а в электронном виде не позднее 15 сентября года, следующего за годом, в котором возникло обязательство по представлению декларации.
В целях социальной заинтересованности физических лиц предусмотрена возможность применения дополнительных налоговых вычетов для многодетных семей, на оплату медицинских услуг, в том числе добровольное медицинское страхование, на оплату обучения, а также оплату вознаграждения по банковским займам.
В целях обеспечения эффективности работы по приему и обработке деклараций предусмотрено создание центров приема и обработки информации налоговых органов (ЦПО), куда будут представляться по почте декларации, составленные на бумажном носителе.
В целях налогового администрирования в рамках законопроекта определена новая форма налогового контроля физических лиц, такая как камеральный аудит, который заключается в определении полноты и достоверности сведений, указанных в декларациях физического лица, влекущих возникновение налогового обязательства по индивидуальному подоходному налогу.
Пересмотрен порядок налогообложения для отдельных налогоплательщиков. Так, применение специального налогового режима на основе патента будет осуществляться только по определенному перечню видов деятельности. Для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов и профессиональных медиаторов предусмотрена возможность применения налоговых вычетов и корректировок дохода.
Декларирование доходов и налогов физическими лицами является формой социального партнерства государства и членов общества. Так, декларируя доходы физическое лицо вправе ожидать ответной заботы и внимания со стороны государства. Кроме того через декларирование доходов всеми гражданами страны достигается полная картина об их фактическом социальном положении.
Государство со своей стороны использует информацию о фактическом уровне жизни граждан страны в процессе выработки и реализации социальных программ. Информация о примененных освобождениях по налогу является полезной для оценки эффективности действующих льгот.
Таким образом, введение всеобщего декларирования позволит упрочить социальные связи государства с каждым гражданином страны.
Введение всеобщего декларирования позволит произвести 100 процентный охват по налоговому администрированию и обеспечить полноту уплаты налогов граждан Республики Казахстан и лиц, имеющих вид на жительство, в результате чего минимальный рост поступлений в бюджет по индивидуальному подоходному налогу составит 10 процентов.
Внедрение данного механизма предоставит возможность налогоплательщикам при представлении декларации применять налоговые вычеты самостоятельно на основании подтверждающих документов.
В рамках перехода к всеобщему декларированию планируется разработать различные программы оказания помощи населению по заполнению декларации и разъяснению налогового законодательства.
Так, на первом этапе планируется организовать выездные бригады из сотрудников налоговых органов по приему деклараций, в том числе с предоставлением консультаций по их заполнению.
Будут разработаны методические рекомендации по заполнению декларации по принципу «шаг за шагом». Такие рекомендации будут реализованы как в виде буклета, так и в форме программного обеспечения, которые будут предоставляться физическим лицам бесплатно.
Также налогоплательщикам будет представлено бесплатное программное обеспечение для заполнения деклараций, а также будут изготовлены буклеты с разъяснением основных вопросов заполнения деклараций для бесплатной раздачи физическим лицам.
Будет проведена широкомасштабная разъяснительная работа через проведение семинаров, круглых столов, информирование через СМИ, в том числе с привлечением Национальной палаты предпринимателей.
В частности, будет предусмотрена система предварительного оповещения физических лиц о наступлении срока представления деклараций в виде СМС сообщений на сотовые телефоны, письменных извещений по электронной почте, объявлений в средствах массовой информации.
Также будет создан цикл передач по составлению и представлению деклараций и расширена работа Call-Центра по разъяснению налогового законодательства.
Правовые и социально-экономические последствия принятия законопроекта должны привести к следующим результатам:
к созданию системы эффективного контроля доходов и имущества физических лиц для борьбы с теневой экономикой и коррупционными проявлениями;
к обеспечению всеобъемлющего контроля отражения физическими лицами доходов для целей налогообложения;
к выявлению лиц, уклоняющихся от уплаты налогов;
к усилению роли государства в обеспечении сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет;
к повышению налоговой грамотности физических лиц.