Учёт

Объединение трех служб в единый государственный орган стало отправной точкой на пути нового комплексного подхода к снижению преград для бизнеса и качественному улучшению администрирования доходов

1589
В Республиканском издании "Казахстанская правда" опубликована статья Председателя Комитета государственных доходов Даулета Ергожина.

В декабре текущего года наша страна отметит знаковое событие – 25-летие со дня становления независимого государства. Это своего рода рубеж, позволяющий подвести определенные итоги и выверить пути достижения стратегических целей.

Руководствуясь Стратегией развития Казахстана до 2050 года, мы формируем современное общество на фундаменте развитой экономики. Как отметил Глава государства, такая экономика должна строиться на принципах конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, поддержки предпринимательства. На этом пути залогом успешной реализации экономической политики стали фискальные службы, образованные на заре становления Казахстана в статусе независимого государства.

25 лет назад Указом Президента РК от 9 июля 1991 года была создана Государственная налоговая служба Казахской ССР, а 12 декабря 1991 года другим Указом образован Таможенный комитет Республики Казахстан. Постановлением Правительства РК от 6 июня 1994 года в составе налоговой службы Министерства финансов РК организовано управление налоговой полиции.

Все эти годы для фискальных органов цели оставались незыблемыми – обеспечение экономического благосостояния страны и эффективного администрирования доходов. Однако в соответствии с требованиями времени статус и структура всех служб за прошедшие годы претерпевали неоднократные изменения.

Так, постановлением Правительства РК от 14 августа 2014 года «О ведомствах центральных исполнительных органов Республики Казахстан» Налоговый комитет и Комитет таможенного контроля Министерства финансов были реорганизованы путем слияния в Комитет государственных доходов (КГД) МФ РК.

Указом Президента Республики Казахстан от 6 августа 2014 года упразднено Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), и функции по борьбе с экономическими и финансовыми преступлениями и правонарушениями переданы Министерству финансов.

Произошедшее объединение трех служб в единый государственный орган обозначено в Послании Главы государства «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» как задача по либерализации налогового и систематизации таможенного администрирования. Это стало отправной точкой на пути нового комплексного подхода к снижению преград для бизнеса и качественному улучшению администрирования доходов. Исходя из поставленных целей и задач, комитет выбрал векторами своего развития клиентоориентированность и создание таких условий, когда просто и удобно платить налоги.

Как следствие, в первую же очередь были приняты меры по сокращению налоговых проверок и совершенствованию оказания государственных услуг. Вторым этапом, реализуемым сегодня, является автоматизация, необходимость которой продиктована временем. Как неоднократно подчеркивает в своих выступлениях Лидер нации: «Максимальная автоматизация деятельности ведет к ускорению процессов и сокращению издержек, что в итоге положительно сказывается на качестве деятельности в целом».

На пути к автоматизации государственных услуг комитет провел объединение лицевых счетов. Ранее предприниматель имел различные лицевые счета как налогоплательщик в налоговых органах и как участник внешней экономической деятельности в таможенных органах.

Кроме того, автоматизирован процесс предоставления справочной информации, анализ и обобщение которой легли в основу дальнейших улучшений. Для получения справочной информации на официальном портале комитета создано персональное рабочее пространство. Сервис посредством опроса посетителей, то есть анкетным методом (онлайн-тест), формирует ответы на интересующие вопросы.

Уровень удовлетворенности клиентов – это главный индикатор эффективности принимаемых мер. И КГД готов отменить или пересмотреть обязательства и сервисы, препятствующие бизнесу. Например, уже сейчас отменен сбор за государственную регистрацию индивидуального предпринимателя. Пересмотрена процедура постановки на регистрационный учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, бланк свидетельства НДС переведен в электронный формат (по аналогии с выдачей свидетельства ИП). Комитет отменил также требования об обязательном предоставлении справки об отсутствии задолженности по налогам и обязательным платежам в бюджет.

При таможенном оформлении исключено обязательное подтверждение Комитетом казначейства поступлений денег на лицевой счет. Такая процедура занимает 1,5–2 дня и негативно влияет на бизнес. Уже скоро будет внедрено прямое взаимодействие с банками второго уровня, и информация будет передаваться на лицевые счета налогоплательщиков в онлайн-режиме в течение нескольких минут.

Все эти шаги в соответствии с поручениями Главы государства направлены на повышение качества государственных услуг, переход от односторонне-властных принципов во взаимоотношениях госаппарата с населением к эффективному и оперативному оказанию госуслуг.

В сфере таможенного администрирования реформы, предложенные Президентом РК в Плане нации «100 конкретных шагов», выступают в качестве драйвера глобальной автоматизации. Внедрение электронного таможенного администрирования является одной из составных частей реализуемого комитетом 38-го шага – «Введение принципа «единого окна» при прохождении таможенных процедур экспортерами и импортерами, развитие системы электронного декларирования, сокращение количества документов для экспорта и импорта и времени их обработки».

В рамках реализации данного шага совместно с Конференцией ООН по торговле и развитию Комитет государственных доходов запускает информационную систему ­«АСТАНА-1» на базе системы ASYCUDA. Она внедрена в 95 странах мира, полностью соответствует нормам и стандартам ВТО, ВТамО, ЕС и получила позитивные оценки Всемирного банка, в том числе по рейтингам Doing Business.

Эта информационная система предоставляет возможность удаленного Е-декларирования. Например, если участник внешней экономической дея­тельности везет товар из США, он может заранее отправить таможенную декларацию. Декларация заблаговременно поступит на сервер комитета. Соответственно, информационные системы КГД проведут анализ на наличие рисков еще до прибытия груза. Когда товар прибудет на границу, он имеет шанс пройти без задержки. Если же система рисков сообщает о наличии несоответствий, к такому грузу будут применены формы таможенного контроля.

Пилотные испытания системы начались 5 июля 2016 года на базе нового Центра таможенного оформления, расположенного в Астане. Для Комитета государственных доходов система дает возможность централизовать все контрольные процессы, осуществлять мониторинг и контроль транзитных операций, автоматизировать многие контрольные функции.

Для участника внешнеэкономической деятельности внедрение этой системы позволит существенно сократить как временные, так и денежные затраты: участник ВЭД сможет самостоятельно, без помощи брокера, заполнить и подать декларацию на товары, в то время как на сегодня лишь 3% УВЭД самостоятельно заполняют декларацию, за них это делают брокеры на платной основе.

Все проводимые комитетом инициативы позволят снизить административные барьеры и, как следствие, сократить издержки для бизнеса (время/;деньги), а также повысить эффективность в борьбе с теневой экономикой. Уже сегодня можно говорить о положительных результатах. За первое полугодие 2016 года комитетом план поступлений в государственный бюджет исполнен на 121,2%. При плане 2 429,3 млрд тенге фактически поступило 2 944,9 млрд тенге с перевыполнением на 515,6 млрд тенге. Коэффициент добровольности уплаты составил 97%, то есть без взыскания и применения мер государственного принуждения.

Это в очередной раз подтверждает, что в своей работе комитет применяет подходы, стимулирующие участников рынка к конкуренции, а не к поиску способов ухода от налогов.

Автоматизация процессов в КГД имеет и социальный эффект. Прозрачность цепи поставок будет раскрывать информацию о производителе товара, что позволит защитить и сохранить здоровье и жизнь наших граждан, поскольку подпольное происхождение контрафактной продукции будет выявляться системой автоматически.

Работа органов государственных доходов обществом оценивается положительно, что позволяет наладить обратную связь. Уже год функционирует сервис приема сообщений о проявлениях «теневой» экономики через мобильное приложение Whatsapp на номер ­+7-700-102-02-02. Все сообщения поступают в систему управления рисками и способствуют не только проверкам, но и оперативно-розыскной деятельности.

Система управления рисками позволяет не только выявлять проявления «теневого» бизнеса, но и сконцентрирована на недопущении необос­нованного вмешательства в бизнес, то есть система не позволяет принимать субъективные решения.

Интеллектуальные решения системы позволяют проводить контрольные мероприятия точечно – только у тех налогоплательщиков, которые явно нарушают законодательство. Так, в истекшем полугодии выросла результативность проверок. Если в прошлом году одна проверка выявляла нарушения на сумму 75 млн тенге, то в настоящее время этот показатель составляет 91 млн тенге. В целом по результатам налоговых и таможенных проверок выявлено нарушений на сумму более 301,4 млрд тенге. За аналогичный период прошлого года дополнительно начислено 145,7 млрд тенге.

Исполнение стратегических и программных документов Главы государства ведет к усилению кооперации государственного управления и общества. Поскольку должно быть понимание, что внутренняя самоорганизация общества и государства позволит легко преодолеть период турбулентности мировой экономики.

Республиканская газета "Казахстанская правда"