Учёт

О ратификации Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском

3289

ДОКЛАД

Министра экономического развития и торговли Ж. Айтжановой

к проекту Закона Республики Казахстан

«О ратификации Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»

Уважаемый Урал Байгонысович,

депутаты Мажилиса Парламента,

участники заседания!

Еще одно Соглашение, разработанное в рамках реализации норм Таможенного кодекса, подписанное 18 июня текущего года в ходе прошедшего 17 заседания Комиссии таможенного союза – Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

Нормами Соглашения определяется порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

Соглашением определены:

критерии отнесения товаров к товарам для личного пользования;

стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей;

случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования;

применение таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования.

Основные нормы, на которые хотелось бы привлечь Ваше внимание, это то, что в соответствии с данным соглашением при ввозе физическими лицами товаров для личного пользования от уплаты таможенных платежей освобождаются товары, общая стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов.

Справка: в отношении товаров сверх вышеуказанных нормативов по единой ставке 30 процентов от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в части превышения.

Следует отметить, что весовые параметры в 50 килограммов взяты из казахстанской практики. В Российской Федерации и Республике Беларусь ограничения составляли 35 килограммов.

Справка: В Российской Федерации весовые ограничения составляют не более 35 килограмм, а стоимость порядка 65 тысяч рублей.

В Беларуси весовые ограничения идентичны российским и составляют 35 килограмм, а стоимостные ограничения идентичны казахстанским и составляют 1000 долларов США.

Самым важным в данном соглашении является то, что с его введением в Казахстане будет отменен действующий на сегодня упрощенный порядок ввоза товаров для предпринимательских целей.

В соответствии с действующим на сегодня режимом частные предприниматели вправе завозить товары широкого потребления с уплатой совокупного таможенного платежа в размере 0,6 евро за 1 килограмм. Данный платеж включает в себя как таможенную пошлину, так и необходимые к уплате налоги.

Единственным ограничением является то, что общая стоимость товаров не должна превышать 10 000 долларов США, а вес до 2 000 килограммов.

Для ввоза овощей и фруктов совокупный платеж составляет 13% от таможенной стоимости. При этом вес не должен превышать 5 000 килограммов, а по свежей скоропортящейся продукции вес не должен превышать 10 000 килограммов.

Здесь необходимо напомнить, что сама идея упрощенного режима была связана с необходимостью насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, ввозимыми из-за рубежа.

К примеру, ранее весовые ограничения составляли до 200 килограммов, но в 2005 году в рамках снижения инфляционной нагрузки параметры были увеличены до 2000 килограммов и выше.

В то же время это увеличило импортную зависимость Казахстана от третьих стран и отрицательно отразилось на деятельности отечественных предприятий.

Необходимо подчеркнуть, что аналогичного упрощенного режима нет ни в одной стране, в том числе в странах-партнерах по Таможенному союзу.

До принятия такого решения мы исследовали необходимость и востребованность данного режима.По информации таможенных органов, доля импорта в упрощенном режиме за последние 3 года в среднем не превышает 0,4% от общего объема импорта.

При этом основная доля импорта, завозимого в упрощенном порядке, приходится на Турцию (28,9%) и Китай (28,2%).

Кроме того, по большинству товаров в последние годы наблюдается переход от оформления в упрощенном режиме к оформлению в обще установленном порядке (по грузовым таможенным декларациям).

Например, по овощам объем ввоза физическими лицами в упрощенном режиме составлял в 2008 году порядка 27,1% от общего объема импорта данных товаров (12,5 млн.долл.США), в 2009 году – 14% (6,1 млн.долл.США), в январе-марте текущего 2010 года доля импорта в упрощенном режиме сократилась до 6,4% и составила всего 800 тысяч долл. США.

Аналогичная тенденция по ввозу фруктов, по которым доля импорта физическими лицами в упрощенном порядке сократилась с 17,6% (20,9 млн.долл.США) в 2008 году, до 4,2% (1,8 млн.долл.США) в январе-марте 2010 года.

Следует признать, что в результате действия упрощенного режима в отрасли легкой промышленности сложилось крайне сложное положение.

Так, если в 2005 году число работающих в легкой промышленности составляло 20,0 тыс. человек, то по состоянию на 1 января 2010 года сократилось до 13,7 тыс. человек. В этот же период доля отрасли в структуре промышленности республики снизилась с 2,2% до 0,8%.

При этом основным фактором, препятствующим развитию предприятий легкой промышленности, является неравные конкурентные условия со стороны третьих стран, в особенности из Китая и Турции.

В этой связи, отмена действующего упрощенного режима для ввоза товаров физическими лицами позволит выровнять условия для работы отечественных предприятий и иностранной продукции.

Кроме того, данный механизм является коррупционным, ведет к значительным бюджетным потерям и искажениям данных таможенной статистики.

Учитывая вышеизложенное, в целях подготовки и запуска норм, направленных на реализацию единой таможенной территории таможенного союза Беларуси, Казахстан и России, прошу Вас поддержать принятие проекта данного закона.

Спасибо за внимание!


Справка: По состоянию на 1 января 2010 года в легкой промышленности страны зарегистрировано 1591 предприятий, из них активно действующих всего 526, в том числе 449 малых, 60 средних и 17 крупных.

В ходе круглого стола с общественными объединениями 9 июня этого года в г. Алматы в наш адрес обратились Ассоциация предприятий легкой промышленности и Ассоциация производителей мебельной и деревообрабатывающей промышленности.

В обращении говорится о необходимости отмены действующего упрощенного режима ввоза товаров с уплатой совокупного таможенного платежа в размере 0,6 евро за килограмм, т.к. данный механизм создает неравные условия для конкуренции на внутреннем рынке для отечественной и импортной продукции и влечет полную остановку промышленных предприятий.

Обращение поддержано Союзом Атамекен, Торгово-промышленной палатой и рядом других объединений производителей.

В рамках реализации Государственной программы форсированного-индустриального развития Министерством индустрии и новых технологий разрабатывается проект программы развития легкой промышленности на 2010 – 2014 годы, которая предусматривает меры государственной поддержки.

Несмотря на крайне сложную ситуацию важно также отметить, что в настоящее время ряд казахстанской продукции легкой промышленности востребован на российском рынке. Так, в Москве имеется 2 магазина по реализации детской одежды (ТОО «Казахстан Тексти Лайн» под брендом «Mimioriki»), планируется открытие в России еще порядка 6 точек продаж. Кроме того, осуществляются поставки в Россию горнолыжной одежды (ТОО «Каз СПО-N»).

По информации Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана у отечественных предприятий имеется заказ на пошив порядка 300 тысяч зимних камуфляжных костюмов от российских компаний. Это позволит обеспечить работу порядка 10 компаний.