Учёт

Как будет производится модернизация пенсионной системы

2231
Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года (далее - Концепция) разработана во исполнение поручений Главы государства, озвученных в Обращении Президента Республики Казахстан к народу Казахстана по вопросам пенсионной реформы 7 июня 2013 года, с учетом Послания Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» и утверждена Указом Президента Республики Казахстан № 841 от 18 июня 2014 года.
Главная цель, на которую направлена Концепция – это повышение благосостояния наших граждан, выходящих на пенсию.
Концепцией предусматривается с учетом международного опыта осуществить с 1 июля 2017 года переход к назначению этой выплаты в зависимости от стажа участия граждан в пенсионной системе (как в солидарной, так и накопительной).
В настоящее время, как известно, государственная базовая пенсионная выплата предоставляется всем пенсионерам в едином размере независимо от трудового стажа и получаемых доходов.
Концепцией предусмотрено, что при десятилетнем стаже участия в пенсионной системе размер базовой пенсии будет составлять 50% от прожиточного минимума (ПМ), при этом за каждый год сверх 10 лет ее размер будет увеличиваться на 2% и при стаже 35 и более лет она будет равна величине ПМ.
К примеру, если стаж участия в пенсионной системе составляет 11 лет, размер БПВ составит 52%, если 12 лет – 54%, если 20 лет - 70%, и т.д. Для лиц, имеющих стаж участия 35 лет и более, размер составит 100% ПМ.
При этом в стаж участия в пенсионной системе будет засчитываться трудовой стаж до 1 января 1998 года, который учитывается при назначении солидарной пенсии, а также фактический период участия в накопительной пенсионной системе.

Всем состоявшимся пенсионерам будет произведен единовременный перерасчет БПВ с учетом стажа участия.

Пример №1.: Жармаганбетова Д., 18.10.1943г.р.
Дата назначения 18.10.1993г.
Стаж участия в солидарной пенсионной системе – 33 года.
Размер пенсионных выплат с 01.04. 2014 года – 69 294 тенге, в том числе: пенсия по возрасту 58 844 тенге, БПВ – 10 450 тенге.
По предлагаемому Концепцией механизму он будет получать 58 844 тенге солидарной пенсии и БПВ в размере 96% прожиточного минимума.

Пример №2. : Сабыржанов И.П., 01.01.1935 тг.р.
Дата назначения 20.05.1992г.
Стаж участия в солидарной пенсионной системе – 39 лет.
Размер пенсионных выплат с 01.04. 2014 года – 33 588 тенге, в том числе: пенсия по возрасту 23 138 тенге, БПВ – 10 450 тенге. По предлагаемому Концепцией механизму он будет получать 23 138 тенге солидарной пенсии и БПВ в размере 100% прожиточного минимума.

Пример № 3 Аймагамбетова Т.М.
Дата назначения 15.07.2006г.
Стаж участия 35 лет, в т.ч.:
в солидарной пенсионной системе – 27 лет,
в накопительной пенсионной системе – 8 лет.
Размер пенсионных выплат в настоящее время – 46 037 тенге, в том числе: пенсия по возрасту 35 587 тенге, БПВ – 10 450 тенге.
По предлагаемому Концепцией механизму она будет получать 35 587 тенге солидарной пенсии и БПВ в размере 100% прожиточного минимума.

Пример №4. :Елеманова Н. 20.11.1954 г.р.
Дата назначения 20.11.2012г.
Стаж участия 40 лет, в т.ч.:
в солидарной пенсионной системе – 26 лет,
в накопительной пенсионной системе – 14 лет.
Размер пенсионных выплат сейчас – 62 205 тенге, в том числе: пенсия по возрасту 51 755 тенге, БПВ – 10 450 тенге.
По предлагаемому Концепцией механизму она будет получать 51 755 тенге солидарной пенсии и БПВ в размере 100% прожиточного минимума.
Новая методика расчета базовой пенсии распространяется на всех пенсионеров, нынешних и будущих.

Для пенсионеров, не имеющих стажа участия в пенсионной системе, или имеющих менее 10 лет стажа участия в пенсионной системе, предусмотрена выплата социальной пенсии в размере 50% от прожиточного минимума.
Предпринятые меры позволят, с одной стороны, повысить размеры пенсионных выплат лицам, имеющим большой стаж участия в пенсионной системе, с другой стороны, послужат усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан.

Наряду с вышеуказанным новшеством, с 2018 года Концепцией предлагается ввести новый условно-накопительный компонент (УНК) пенсионной системы.
Участниками УНК будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5 % пенсионные взносы, начисляемые от размера дохода работника, за счет средств работодателя.
Учет условных обязательств ведется на индивидуальных счетах каждого работника, открытых в ЕНПФ, где будет формироваться условные «пенсионные накопления». При этом эти накопления не наследуются и не являются собственностью участника системы, и они будут использоваться для выплаты пенсий лицам, достигшим пенсионного возраста. Пенсия из УНК будет назначаться пожизненно при достижении работником общеустановленного пенсионного возраста и наличии не менее 5 лет уплаты 5% ОПВ. Следует учесть, что государственная гарантия по сохранности взносов с учетом уровня инфляции не распространяется на УНК.
Основываясь на вышеизложенном, можно констатировать тот факт, что модернизированная пенсионная система будет являться многоуровневой. Так, в Концепции заложено трехуровневая пенсионная система:
Первый уровень включает в себя выплаты за счет средств государственного бюджета (солидарная и базовая пенсионные выплаты/минимальная гарантированная пенсия).
Второй уровень включает в себя выплаты за счет:
1) 10% обязательных пенсионных взносов, осуществляемых самим работником (введен с 01.01.1998г.);
2) 5% обязательных профессиональных пенсионных взносов, перечисляемых работодателем в пользу работников, занятых на работах с вредными (особо вредными) условиями труда (введен с 01.01.2014 года);
3) 5% обязательных пенсионных взносов в УНК за счет работодателя (вводится с 2018г.).
Третий уровень включает в себя все выплаты из добровольного компонента.
Будет сохранена выплата пенсии из действующей накопительной пенсионной системы, формируемой за счет 10 %(ОПВ) отчислений самих работников. Кроме того, для повышения эффективности и обеспечения финансовой устойчивости накопительной пенсионной системы в будущем ждет следующие преобразования:
1) будет отменена единовременный принцип изъятия пенсионных накоплений, за исключением сумм пенсионных накоплений, не превышающих 12 минимальных пенсий (например: условно в 2014г.- минимальный размер пенсий – 21 736 тенге*12 = 260 832 тенге.);
2) пенсионные выплаты из ЕНПФ будет осуществляться ежемесячно по графику, либо путем приобретения пенсионного аннуитета;
3) будет пересмотрены базовая основа для расчета стоимости пенсионного аннуитета;
4) для участников НПС будет установлено обязательность заключения договора, предусматривающего пожизненные пенсионные выплаты (пенсионный аннуитет);
5) введение механизма совместных аннуитетов, которые могут частично решить гендерную проблему более низких пенсий женщин;
6) будет оптимизирована порядок выплат государственной гарантии по сохранности обязательных пенсионных взносов путем приобретения права граждан на ее выплату только при условии достижения пенсионного возраста. При этом суммы выплаты разницы по государственной гарантии должны будут зачисляться на индивидуальные пенсионные счета получателей.

Вместе с тем, на сегодняшний день по модернизации пенсионной системы проводится большая работа.
Постановлением Правительства Республики Казахстан № 747 от 31 июля 2013 года создан Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) и является единственным правопреемником по всем существующим договорам о пенсионном обеспечении и аккумулирует все пенсионные активы, которые ранее были распределены между накопительными пенсионными фондами.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 2014 года № 108 введена норма, обеспечивающая за счет республиканского бюджета дополнительную выплату 10% обязательных пенсионных взносов (ОПВ) для работающих женщин в период нахождения их в отпусках по рождению и уходу за детьми до одного года (субсидирование).
Кроме того, с 01 января 2014 года постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1562 добровольные профессиональные пенсионные взносы (ДППВ) переведены в разряд обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ) перечисляемые работодателями за работников, занятых на работах с вредными (особо вредными) условиями труда в размере 5 % от фонда оплаты труда. При этом работодатели отчисляют ОППВ только по тем видам производств, которые отнесены к вредным, и только тем лицам, которые заняты в них.

ГЦВП