В современном мире важное место принадлежит информации. Обработка информации - ключ к решению многих задач. Налогоплательщики в целях исполнения налоговых обязательств периодически представляют в налоговые органы различные формы налоговой отчетности, которые в дальнейшем должны быть обработаны и проанализированы налоговыми органами.
До 2002 года обработка данных из форм налоговой отчетности в налоговых органах осуществлялась вручную. В 2002 году были запущены в эксплуатацию информационные системы, которые позволили налогоплательщикам представлять отчетность не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. К ним относятся ИС ЭФНО, НДС, ИСИД, МОП, СГДС. С помощью этих систем налогоплательщики могли на своем рабочем месте либо дома заполнить формы налоговой отчетности, заверить их электронно-цифровой подписью и отправить на сервер НК МФ РК. В случае отсутствия подключения во всемирную сеть интернет имелась возможность заполнить форму, заверить ЭЦП и принести в налоговый орган на магнитном носителе для последующей сдачи налоговому инспектору, либо не заверенную ЭЦП отчетность самостоятельно открыть на терминале налогоплательщика и отправить на сервер НК МФ РК.
В 2009 году Налоговым Комитетом Министерства Финансов Республики Казахстан была внедрена новая система, заменившая все вышеперечисленные – «Система обработки налоговой отчетности»(далее СОНО). СОНО имеет ряд преимуществ перед ранее используемыми системами:
1. Одно клиентское приложение по заполнению и передаче всех форм налоговой отчетности без использования Системы гарантированной доставки сообщений (СГДС).
2. Нет необходимости скачивать все формы налоговой отчетности, достаточно скопировать только необходимые формы для налогоплательщика, заполнить и отправить их на обработку, либо представить на бумажном носителе в налоговые органы.
3. Реализован открытый интерфейс для программ сторонних разработчиков, что дает возможность выбора программного обеспечения для подготовки форм налоговой отчетности.
Кроме того, также в 2009 году был запущен в эксплуатацию «Кабинет налогоплательщика». Одна из особенностей web-приложения «Кабинет налогоплательщика» - наличие личного информационного пространства налогоплательщика на web-ресурсах НК МФ РК. При этом налогоплательщик может не использовать информационные ресурсы Налогового комитета МФ РК, так как с любого удобного для него места, с доступом во всемирную сеть интернет, налогоплательщик посредством web-сервисов Кабинета НП имеет возможность получать информацию в электронном виде об услугах, предоставляемых налоговыми органами.
Назначением web-приложения «Кабинет налогоплательщика» является автоматизация подготовки и представления ФНО в электронном виде без использования клиентского приложения СОНО, повышение достоверности собираемой и обрабатываемой информации, повышение оперативности представляемой информации в Налоговые органы и повышение прозрачности работы Налоговых органов для налогоплательщика.
Web-приложение «Кабинет НП» предоставляет НП доступ к следующим web-сервисам: предоставление регистрационных данных, лицевого счета, выписки по лицевому счету, оплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, предоставление уведомлений/извещений, ввод заявления на зачет и возврат и т.д.
В 2012 году реализован сервис получения налогоплательщиками (абонентами Beeline/ДОС/Tele2) SMS-сообщений о таких событиях в web-приложении «Кабинет налогоплательщика» как поступление уведомлений по результатам запуска процедур автоматизированного камерального контроля, извещений о проведении налоговой проверки, публикация шаблонов форм налоговой отчётности, поступление налоговых уведомлений и многое другое.
Для улучшения качества обслуживания налогоплательщиков в Налоговых управлениях по г.Усть-Каменогорск и по г.Семей благодаря поддержке акиматов в сентябре 2013 года установлены электронная система управления очередью (далее электронная очередь). Электронная очередь — это программно-аппаратный комплекс, позволяющий формализовать и оптимизировать управление потоком посетителей. Главная цель системы — целенаправленное направление посетителей внутри организации и получение информации о наиболее востребованных услугах, время их оказания и многое, многое другое. Внедрение электронной очереди позволяет изменить и повысить качество обслуживания населения. Следствием применения систем электронных очередей является улучшение общего климата обслуживания и более высокий коэффициент работы персонала учреждения, снижения условий коррупционных проявлений.
Таким образом, внедрение современных информационных систем и программно-аппаратных комплексов приводит к улучшению качества обслуживания налогоплательщиков, что в свою очередь должно обеспечить удовлетворенность общества деятельностью органов налоговой службы.
Управление информационных технологий НД по ВКО