Дарить новогодние подарки партнёрам, сотрудникам и детям сотрудников – хорошая традиция, которая сложилась во многих компаниях. Как правило, это могут быть кондитерские наборы, билеты, сертификаты и другое.
А также многие компании закупают гирлянды, наклейки, мишуру для украшения офисов, фасадов и прилегающей территории и организовывают корпоративные мероприятия и банкеты.
Конечно же у бухгалтера возникают вопросы о том, каким образом оформить в учёте произведенные расходы, можно ли отнести расходы на вычеты или списать их за счет чистого дохода компании.
В данной статье Вы узнаете, как отразить расходы по организации и проведению праздников в учёте.
Решение будет представлено на основании практической ситуации:
- торговая организация (плательщик НДС) приобрела новогодние украшения, елки для украшения офиса и торговых витрин. Стоимость приобретенных украшений составляет 500 000 тенге с НДС, из них стоимость украшения витрин составила 280 000 тенге с НДС.
-
Сотрудникам, имеющим несовершеннолетних детей, были выданы новогодние подарки на общую сумму 250 000 тенге с НДС.
-
Руководством организации в декабре 2024 года принято решение о выплате всем сотрудникам новогодней премии в размере 4 000 000 тенге.
-
Было принято решение о проведении корпоративного вечера. Стоимость корпоративного вечера составила 1 500 000 тенге с НДС.
-
Для партнеров компания приготовила подарки с логотипом компании, стоимость одного подарка 20 000 тенге.
Для проведения праздничного мероприятия и его подготовки необходимо:
-
Издать приказ руководителя о проведении мероприятия и подготовки к нему:
-
Составить смету на проведение мероприятий:
-
Cобрать все подтверждающие расходы документы.
-
Оформить списание запасов, составить ведомости лиц, получающих подарки.
-
Ответственный составляет отчет о проведении мероприятия.
РАСХОДЫ НА ПОДАРКИ ДЕЛОВЫМ ПАРТНЁРАМ
Расходы на подарки для деловых партнёров можно учесть двумя способами:
-
без отнесения на вычеты, за счёт чистого дохода;
-
путём отнесения на вычеты по КПН.
Отнести такие расходы на вычеты можно, в случае если стоимость одного подарка не превышает 5 МРП (в 2024 году – 18 460 тенге), подарены они в рекламных целях, и на это издан приказ руководителя компании.
При передаче товара в рекламных целях необходимо оформить документы:
-
Приказ или распоряжение руководителя о проведении акции по раздаче рекламного товара.
-
Составить смету проведения акции.
-
Оформить выдачу рекламного товара актом списания запасов утверждённой формы.
При этом в соответствии со ст. 372 НК РК данная передача не признается оборотом по реализации и не облагается НДС.
Чтобы оформить передачу подарков в качестве рекламы, оформление должно соответствовать самому определению слова «реклама» - это распространяемая и размещаемая в любой форме, с помощью любых средств информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации.
Информация о товарах (работах, услугах) - сведения о товарах (работах, услугах), изготовителе, продавце, поставщике, предусмотренные законодательством РК и доводимые до покупателя в целях ознакомления с продуктом, его отличительными чертами и особенностями его использования.
ВАЖНО!!!
Передача товара в рекламных целях означает, что передаваемый в рекламных целях товар должен содержать информацию о компании, проводящей рекламную акцию (пример: логотип компании), либо должен быть товаром, который реализует данная компания (пример: новый товар).
В описанной выше ситуации стоимость одного подарка равна 20 000 тенге, что превышает установленный предел. Следовательно, передача подарков будет признаваться облагаемым НДС оборотом по ставке 12%.
Обратите внимание, что при безвозмездной передаче товара физическому лицу, не являющемуся ИП или лицом, занимающимся частной практикой, ЭСФ можно не выписывать.
Но так как подарок не относится к передаче товара в рекламных целях, то его стоимость признается доходом физического лица и облагается ИПН у источника выплаты по ставке 10%.
В данном случае передается безвозмездно товар, соответственно, с товара удержать ИПН невозможно, поэтому в такой ситуации это дополнительное обязательство компании.
Разбор отражения в учёте остальных расходов, приведённых в ситуации, по ссылке: