Учёт

Корпоративы, праздники, подарки…как отразить в учёте?

27352

Дарить новогодние подарки партнёрам, сотрудникам и детям сотрудников – хорошая традиция, которая сложилась во многих компаниях. Как правило, это могут быть кондитерские наборы, билеты, сертификаты и другое.

А также многие компании закупают гирлянды, наклейки, мишуру для украшения офисов, фасадов и прилегающей территории и организовывают корпоративные мероприятия и банкеты.

Конечно же у бухгалтера возникают вопросы о том, каким образом оформить в учёте произведенные расходы, можно ли отнести расходы на вычеты или списать их за счет чистого дохода компании.

В данной статье Вы узнаете, как отразить расходы по организации и проведению праздников в учёте.

Решение будет представлено на основании практической ситуации:

  • торговая организация (плательщик НДС) приобрела новогодние украшения, елки для украшения офиса и торговых витрин. Стоимость приобретенных украшений составляет 500 000 тенге с НДС, из них стоимость украшения витрин составила 280 000 тенге с НДС.

  • Сотрудникам, имеющим несовершеннолетних детей, были выданы новогодние подарки на общую сумму 250 000 тенге с НДС.

  • Руководством организации в декабре 2018 года принято решение о выплате всем сотрудникам новогодней премии в размере 4 000 000 тенге.

  • Было принято решение о проведении корпоративного вечера. Стоимость корпоративного вечера составила 1 500 000 тенге с НДС. 

  • Для партнеров компания приготовила подарки с логотипом компании, стоимость одного подарка 15 000 тенге.

 

Для проведения праздничного мероприятия и его подготовки необходимо:

  1. Издать приказ руководителя о проведении мероприятия и подготовки к нему:

  2. Составить смету на проведение мероприятий: 

  3. Cобрать все подтверждающие расходы документы.

  4. Оформить списание запасов, составить ведомости лиц, получающих подарки.

  5. Ответственный составляет отчет о проведении мероприятия.

 

РАСХОДЫ НА ПОДАРКИ ДЕЛОВЫМ ПАРТНЁРАМ

Расходы на подарки для деловых партнёров можно учесть двумя способами:

  • без отнесения на вычеты, за счёт чистого дохода;

  • путём отнесения на вычеты по КПН.

Отнести такие расходы на вычеты можно, в случае если стоимость одного подарка не превышает 5 МРП (в 2019 году – 12 625 тенге), подарены они в рекламных целях, и на это издан приказ руководителя компании.

При передаче товара в рекламных целях необходимо оформить документы:

  1. Приказ или распоряжение руководителя о проведении акции по раздаче рекламного товара.

  2. Составить смету проведения акции.

  3. Оформить выдачу рекламного товара актом списания запасов утверждённой формы.

При этом в соответствии со ст. 372 НК РК данная передача не признается оборотом по реализации и не облагается НДС.

Чтобы оформить передачу подарков в качестве рекламы, оформление должно соответствовать самому определению слова «реклама» - это распространяемая и размещаемая в любой форме, с помощью любых средств информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации.

Информация о товарах (работах, услугах) - сведения о товарах (работах, услугах), изготовителе, продавце, поставщике, предусмотренные законодательством РК и доводимые до покупателя в целях ознакомления с продуктом, его отличительными чертами и особенностями его использования.

ВАЖНО!!!

Передача товара в рекламных целях означает, что передаваемый в рекламных целях товар должен содержать информацию о компании, проводящей рекламную акцию (пример: логотип компании), либо должен быть товаром, который реализует данная компания (пример: новый товар). 

В описанной выше ситуации стоимость одного подарка равна 15 000 тенге, что превышает установленный предел. Следовательно, передача подарков будет признаваться облагаемым НДС оборотом по ставке 12%.

Обратите внимание, что при безвозмездной передаче товара физическому лицу, не являющемуся ИП или лицом, занимающимся частной практикой, ЭСФ можно не выписывать.

Но так как подарок не относится к передаче товара в рекламных целях, то его стоимость признается доходом физического лица и облагается ИПН у источника выплаты по ставке 10%.

В данном случае передается безвозмездно товар, соответственно, с товара удержать ИПН невозможно, поэтому в такой ситуации это дополнительное обязательство компании.

Разбор отражения в учёте остальных расходов, приведённых в ситуации, по ссылке: