Учёт

Урегулирование конфликтов в бухгалтерской службе

1941
Бухгалтеры очень часто оказываются в эпицентре конфликтов: директор недоволен тем, что бухгалтерия платит слишком много налогов, сотрудникам задерживают заработную плату, и в этом они считают виновным именно бухгалтера, при этом сами не удосуживаются вовремя отчитаться за подотчетные суммы, со стороны налоговых органов поступают неправомерные претензии и т.д И это не учитывая конфликты, которые возникают в самой бухгалтерской службе.

Ученые подсчитали, что конфликты и переживания занимают около 15% рабочего времени рядового бухгалтера. Еще больше времени тратит на урегулирование конфликта руководитель службы бухгалтерского учета. Потерянное время бухгалтеры компенсируют задержками на работе, что приводит к конфликтным ситуациям в личных отношениях.

Как сократить количество конфликтов, как понять природу их возникновения, и самое главное - как научиться урегулированию конфликтных ситуаций.

Прежде чем говорить о мастерстве урегулирования конфликтами вне, необходимо научиться управлять "трудными" ситуациями в родным стенах, в бухгалтерии. Для этого главному бухгалтеру важно понимать структуру и повод возникновения конфликта, научиться балансировать ситуацию, прежде чем она станет угрозой для компании в целом.

ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ

Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностном (групповом) взаимодействии, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Большую часть нашей жизни мы проводим на работе с абсолютно разными людьми: по психотипу и характеру, не говоря уже про интересы, привычки, воспитание и т. д. Не удивительно, что временами возникают недопонимания и недосказанности, которые могут перерасти в серьезный конфликт.


ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ КОНФЛИКТЫ

Принято подразделять два вида причин: функциональные (связанны с работой) и личные (несовместимость психотипов)

Большая загруженность на рабочем месте, неопределенность с рабочими обязанностями и полномочиями, высокая степень ответственности, плохо оборудованное рабочее место, постоянные авралы, низкий уровень заработной платы, проблемы общения, столкновение характеров, межличностные трения, зависть в конце концов. Все перечисленное может стать недовольством, которое может перерасти в открытую конфронтацию.


КАК НЕ ДОПУСКАТЬ КОНФЛИКТОВ

Поработайте над должностными инструкциями и регламентами. Ваши подчиненные должны ясно пред­став­ля­ть свои и чужие долж­ност­ные обя­зан­но­сти: проведите четкую грань кто за что отве­ча­ет, какую ра­бо­ту вы­пол­ня­ет, кто за­ме­ня­ет от­сут­ству­ю­ще­го кол­ле­гу и т. д.

Если у коллектива возникает спор по рабочему вопросу, всегда сначала выслушайте, а потом спокойно озвучьте свои аргументы.
Не молчите о том, что вас тревожит, или то, что вам активно не нравится. Выясняйте проблему, разговаривайте со своими подчиненными, создавайте позитивный микроклимат, принимайте адекватные решения, балансируя интересы коллектива и компании. Там, где эмоции игнорируются, персонал менее лоялен, больше стрессов, большая текучка, люди чаще болеют «на нервной почве».

КАК НЕ УСУГУБИТЬ КОНФЛИКТЫ

Очень часто руководители пытаются управлять конфликтами двумя способами:
  • пытаются прекратить силовым давлением.
  • пытаются прекратить уговорами.
Но это не имеет никакого отношения к управлению. Это самообман. Ни в первом, ни во втором случае конфликт никуда не девается, более того, он нарастает, к возникшей ситуации привлекаются новые люди, и такое урегулирование может привести конфликт из стадии периодических невинных «шпилек» в настоящую офисную войну с полным арсеналом: травля, бойкот, подстава и т.д

Задача главного бухгалтера, как руководителя, научиться видеть конфликт на этапе зарождения и попытаться устранить хотя бы некоторые из существующих элементов структуры конфликта.
Если конфликт перешел в стадию формирования, стороны конфликта начали выдвигать требования друг к другу, ни в коем случае не игнорируйте ситуацию, поговорите с обеими сторонами в отдельном кабинете, выясните причину, расспросите и внимательно выслушайте каждую из сторон, игнорируя взаимные колкости, какие-то неприятные интонации. Постарайтесь решить проблему на месте или , если это требует принятия управленческих решений, хотя бы пообещайте сделать это в ближайшее время, попробуйте выявить зачинщика (обычно это неформальный лидер коллектива) и спокойно поговорить с ним тет-а-тет, чтобы выяснить причины такого поведения,  и не вмешивайте посторонних людей.

Потенциально любой спор вне зависимости от его предмета может быть разрешен. Главное понимать какую стратегию управления применить в том или ином случае : компромисса, приспособления, уклонения или сотрудничества.

КАК УРЕГУЛИРОВАТЬ КОНФЛИКТ


Вам , как руководителю, нужно уметь увидеть предмет конфликта за личностными разборками, которые могут дойти до войны, но увидеть предмет именно в деловых отношениях. В тот момент, когда находится предмет конфликта, как правило, находится и его решение....

Об этом мы поговорим на вебинаре "Урегулирование конфликтов в службе бухгалтерского учета". Регистрируйтесь, участвуйте и учитесь пользоваться конфликтом как инструментом своего развития.