Учёт

МинЭК и корпоративное планирование: запланируем просрочку вдолгую

1120
Александр Николаевич Карпич, Советник Председателя Совета ПАО "Палата аудиторов РК"

Была Приватизация, бушующим тайфуном прокатилась она с севера на юг, с запада на восток страны, сметая на своем пути сотни государственных предприятий, освобождая место для создания, расцвета и благоденствия новых, красивых, современных, эффективных предприятий на базе самых инновационных технологий, самого модернового оборудования, используя исключительно и только креативные подходы к организации производственного процесса, в том числе и производственного планирования.

Однако благотворный ветер перемен не смог полностью смыть в небытие государственные формы управления, то тут, то там стали прорастать и крепнуть новые формы хозяйствования, в которых государство под новыми именами – акционер, участник, – пока еще робко, стеснительно, но целеустремленно продолжило хозяйственную деятельность; в некоторых случаях залив с старые мехи новое вино, государство вдохнуло вторую жизнь в уже не многочисленные, но и не очень редкие государственные предприятия.

Разгромив плановую экономику, государство не могло ни морально, ни физически возродить Гос.план, однако планирование деятельности государственных предприятий, акционерных обществ и товариществ, в которых в качестве единственного акционера или участника были представители государства, надо было как-то организовывать. Действительно, нельзя же двигаться без цели, без понимания куда, с кем и за какими плюшками идем, без ответственных за достигнутое, и безответственных за упущенное. Так, с начала 2000-х годов, методом проб и ошибок, государство принялось выстраивать систему планирования государственных предприятий, акционерных обществ и товариществ, контрольный пакет акций которых или долей участия находился в государственной собственности.

В качестве последней теоретической разработки в области корпоративного планирования приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 14.02.2019 года № 14 были утверждены Правила разработки, утверждения планов развития контролируемых государством АО и ТОО, государственных предприятий, мониторинга и оценки их реализации, а также разработки и представления отчетов по их исполнению. К сожалению, моё знакомство с последними теоретическими новациями Министерства состоялось практически год спустя после даты их утверждения, но мудрые латиняне говорили: «Лучше поздно, чем никогда!».

Прочитал, изучил. Впечатлился.

Не буду останавливаться на общей характеристике, на общих впечатлениях – хотя притормозить следовало бы. Может быть это следовало бы сделать в первую очередь, а не влезать в частности, однако именно это – наслаждаться частностями – я и собираюсь делать: нырнуть, так сказать, со всем мальчишеским азартом во глубь таблиц и приложений; затаив дыхание побродить по переулкам строк и лабиринтам граф, насладиться каждым отдельным показателем, каждой отдельной строчкой, подолгу останавливаться перед некоторыми из них и внимательно разглядывать в них каждую буковку, каждую запятушечку. Ибо есть в них нечто необыкновенное, не от мира сего.

Вот, например: есть приложение 14 «Активы», в котором приводятся планируемые и фактически достигнутые значения активов, сгруппированные по определенному признаку, а именно: по степени ликвидности, текущие и долгосрочные, т.е. никаких неожиданностей, все стандартно, в смысле в соответствии с МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Но есть одна необычность: контролируемым государством АО, ТОО и государственным предприятиям (далее – ГП) предписывается планировать и отчитываться ПО ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОСРОЧЕННОЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ от заказчиков и покупателей.

Постойте, но как же так? Как долгосрочная дебиторская задолженность может быть просроченной? Сомнительной – без сомнений! Но просроченной?! Срок исполнения должником своих обязательств перед контролируемым государством АО  или ТОО, или ГП не наступил и наступит не менее чем через 12 месяцев после заполнения этого приложения! Разве такое может быть? Я еще не родился, а меня уже записали в двоечники или в отличники? Нет, уж лучше сразу в миллионеры на заслуженном отдыхе. Для разъяснения ситуации написал Министру национальной экономики письмо, в котором просил:

«1. Привести методологические разъяснения по признанию в плановых показателях Дебиторской задолженности, срок исполнения которой наступит по истечении более чем 12 месяцев после завершения уточняемого периода, в качестве просроченной.

2. Описать события, при наступлении которых Долгосрочную дебиторскую задолженность следует признать в качестве просроченной.»

Получил ответ. Что в ответе? Вот, пожалуйста, делаю операцию Copy-Рaste и из письма от 25.11.2019 года №20-1/ФЛ-К-1503 на всеобщее обозрение представляю ответ:

«По приложению 14 «Активы» и приложению 15 «Пассивы»:

Информация по дебиторской задолженности, в том числе сомнительная и просроченная, присутствует в приложении 14 «Активы» в виде дополнительной информации, раскрывающей наличие задолженности, требующей пристального внимания со стороны уполномоченных государственных органов. При этом данная информация не влияет на объем активов, поскольку возможности информационной программы позволяют ее не включать в суммарный объем активов.

Аналогично и в приложении 15 «Пассив» присутствует дополнительная информация по обязательствам просроченного характера, которая также не влияет на объем пассивов, но требует мониторинга со стороны уполномоченных государственных органов»

Но это ЧТО? Я же спрашивал о другом! При чем здесь «возможности информационной программы», которая позволяет не включать просроченную долгосрочную дебиторскую задолженность в суммарный объем активов? И как это не включать просроченную долгосрочную дебиторскую задолженность в суммарный объем активов, если в таблице указывается, что долгосрочную дебиторскую задолженность от заказчиков и покупателей в том числе, составляет и просроченная долгосрочная дебиторская задолженность?

Какой-то набор наукообразных слов! Прямо из разряда бессмертного: «Куры сдохли, высылайте телескоп!». А может быть авторы ответа что-то не поняли, может вообще перепутали письма и мне прислали ответ на вопросы другого гражданина?

Чтобы развеять сомнения, я пишу Министру второе письмо с просьбой ответить на те же простые вопросы.

Ответ пришел, а что же в нем? В ответе приводится обширная выдержка из Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом МФ РК от 23.05.2007 года № 185, с приведением полного перечня синтетических счетов по подразделам 1200 – «Краткосрочная дебиторская задолженность», 2100 – «Долгосрочная дебиторская задолженность», 3300 – «Краткосрочная кредиторская задолженность» и 4100 – «Долгосрочная кредиторская задолженность».

После самого подробного и добросовестного цитирования подразделов «Краткосрочная дебиторская задолженность», «Долгосрочная дебиторская задолженность», «Краткосрочная кредиторская задолженность» и «Долгосрочная кредиторская задолженность» Типового плана делается вывод:

«События, не соответствующие вышеуказанным требованиям в бухгалтерском учете организации, признаются дебиторской или кредиторской задолженностью просроченного характера».

О, как! Ну, хорошо, пусть будет так, но для того, чтобы в бухгалтерском учете дебиторскую или кредиторскую задолженность признать в качестве просроченной, необходимы соответствующие синтетические счета, т.к. в ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» указывается:

-      пункт 1: «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций…»;

-      пункт 3: «Операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета…»;

-      пункт 4: «Операции и события отражаются на синтетических счетах способом двойной записи на основании типового плана счетов бухгалтерского учета организаций…».

Исходя из представленного ответа следует, что дебиторская или кредиторская задолженность просроченного характера не может отражаться на синтетических счетах способом двойной записи, т.к. такие счета в Типовом плане просто отсутствуют, следовательно, отсутствует известный механизм по отражению в бухгалтерском учете дебиторской или кредиторской задолженности просроченного характера вообще и долгосрочного характера в частности.

Аналогичные вопросы относятся и к просроченной ДОЛГОСРОЧНОЙ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, которую необходимо планировать и по которой необходимо отчитываться.

Не могу представить, как добровольно, в здравом уме и трезвой памяти я буду признавать обязательства, срок которых наступит спустя более чем 12 месяцев после даты подготовки этого текста, в качестве просроченных.

Письма в Министерство я уже писал два раза, на блог уважаемому Руслану Ерболатовичу писал один раз. Ответы впечатляют, прямо завораживают своей нездешностью, футуристичностью, поражают не от мира сего логикой, но не отвечают на поставленные вопросы. Складывалось впечатление, что авторы ответов не понимают сути вопросов.

Однако при всем при том, моя настойчивость все-таки достигла цели: не убедив меня в возможности существования долгосрочных требований и обязательств в качестве просроченных с помощью букв, авторы Правил решали это сделать с помощью вербального общения при личной встрече всех заинтересованных сторон. Заинтересованные стороны были представлены представителем Департамента управления государственными активами Министерства национальной экономики в ранге начальника управления (директор Департамента или его заместитель такой мелочью, видимо, не занимаются), Специалистом (именно Специалистом с большой буквы, а не представителем) Департамента бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов, представителем Комитета государственного имущества, общественностью.

Встретились, поздоровались, обсудили.

Решили: Ни долгосрочная дебиторская, ни долгосрочная кредиторская задолженность просроченными быть никак не могут. Надо в Правила вносить изменения.

Это первая новелла из многогранной повести, название которой я еще не придумал, но придумаю обязательно, т.к. помимо долгосрочных просроченных требований и обязательств, Правила еще содержат, мягко говоря, парадоксы, с которыми душа моя жаждет познакомить планово-экономо-бухгалтерскую общественность.