Учёт

Kazakhstan Electro Drive. Итоги онлайн-конференции

4838

17 июня на платформе Учёт.kz прошла I Казахстанская онлайн-конференция по развитию парка экологически чистых автомобилей Kazakhstan Electro Drive.

В ней приняли участие более 1000 человек и более 15 спикеров, представляющих бизнес, вузы, экологические организации, государство.

Предлагаем ознакомиться с ключевыми моментами выступлений.

 

Специальный гость конференции — Лаззат Рамазанова, председатель национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, председатель Совета ассоциации ECOJER — в своём выступлении отметила, что резолюция по итогам этого мероприятия должна лечь в основу программных документов, которые будут реализовываться в стране. Председатель ECOJER сообщила, что приложит все усилия, чтобы все предложения, прозвучавшие на конференции, даже критика в адрес происходящего в стране, были адекватно восприняты.

Государственные мероприятия и планы

Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан Ахметжан Примкулов также подчеркнул важность и своевременность мероприятия, поднимающего вопросы экологии и электротранспорта, и рассказал о мерах, которые предпринимает государство.

С 1 июля 2021 года вступает в силу новый Экологический кодекс РК. Он предполагает более жёсткие требования по выбросам, по воздействию на окружающую среду.

«Развитие электротранспорта является важным моментом в борьбе с изменением климата с целью выполнения обязательств Казахстана в рамках Парижского соглашения», — подчеркнул вице-министр.

На сегодняшний день министерство совместно с немецкими экспертами разрабатывает концепцию низкоуглеродного развития. В ней будет заложена основа для дальнейших действий, благодаря которым Казахстан должен достичь углеродной нейтральности к 2060 году. При разработке учитывается развитие экологичных видов транспорта.

Кроме того, в рамках реализации концепции по переходу республики к «зелёной» экономике на 2021–2030 годы предусмотрено развитии альтернативных видов транспорта и соответствующей инфраструктуры для электромобилей и автомобилей на газовом топливе. Чтобы улучшить экологию в Нур-Султане и Алматы утверждена специальная Дорожная карта. Она в том числе предусматривает запрет на приобретение общественного транспорта на дизельном топливе.

Также при поддержке ТОО «Оператор РОП» в городах размещают электрозарядные станции. Они разработаны для парковок и общественных заведений, на них могут параллельно заправляться четыре электромобиля мощностью до 51 кВт.  Они соответствуют международным стандартам, разработанным и утверждённым в странах ЕАЭС.

На сегодняшний день министерство, как уполномоченный орган, проводит мероприятия, чтобы сделать электротранспорт более доступным как в плане инфраструктуры, так и в плане стоимости.

Международный опыт

Максим Барышев, основатель группы компаний «Учёт», председатель регионального совета Национальной палаты предпринимателей «Атамен» по Алматы, рассказал об опыте разных стран, о предоставляемых льготах и планах по переходу на электротягу и выдвинул предложения, которые помогут в развитии парка электромобилей в нашей стране.

Китай

На покупку электромашин в Китае действуют скидки по госпрограммам. В этом году для электромобиля с запасом хода более 400 км скидка составит 3300 евро, с запасом хода от 250 до 400 км — 2400 евро.

При поддержке правительства в Китае построено более 800 000 общественных зарядных станций. Это почти в два раза больше, чем во всём остальном мире.

В 2020 году Европа обогнала Китай и стала крупнейшим в мире рынком электромобилей. Согласно отчёту Маттиаса Шмидта, в прошлом году в Европе было зарегистрировано 1,33 млн новых электромобилей, а в Китае — 1,25 млн.

Норвегия

Сейчас более 50% проданных в Норвегии автомобилей — электрические. Этого удалось достичь за счёт того, что электроавтомобили в этой стране освобождены от ряда налогов и сборов:

  • от налога на импорт;
  • от 25%-го VAT (НДС);
  • от оплаты за регистрацию автотранспортного средства (она составляет около 10 000 евро).

Также для экотранспорта в Норвегии разрешен проезд по полосам общественного транспорта в некоторых регионах, действуют льготы на паромные переправы, платные дороги и парковки.

На важных межрегиональных автотрассах страны через каждые 50 км стоят минимум две станции для подзарядки электромобилей.

Уже в 2025 году Норвегия планирует отказаться от автотранспорта с двигателями внутреннего сгорания.

США

Новая госпрограмма США предусматривает полный переход на электромобили к 2035 году.

Байден пообещал перевести весь государственный автопарк — около 650 тысяч машин — на электрический автотранспорт американского производства.

Покупателям электромобилей положены налоговые льготы: помимо того, что владельцы электрокаров не платят включенные в стоимость топлива акцизы, государством предусмотрены налоговые льготы в размере 7500 долларов. Но порядок получения этой льготы зависит от производителя: если под данной маркой выпущено более 200 000 электромобилей, льготы на их приобретение пропадают.

Россия

Этой стране, как экспортёру нефти и газа, экономически невыгоден массовый отказ от бензина.

Однако в июле 2020 года правительство России утвердило скидку 25% на электромобили, но воспользоваться ею нельзя — серийного производства электромобилей в России нет.

В России обнулили ввозную пошлину на «зелёные» машины, в 12 регионах страны владельцев электромобилей освободили от транспортного налога: где-то полностью, а где-то — временно и при соблюдении ряда условий. Среди прочих льгот для владельцев электромобилей, которые рассматриваются в правительстве РФ: снижение стоимости проезда по платным дорогам и бесплатная парковка. Однако ни о каких денежных субсидиях власти не говорят.

Казахстан

Нулевая ставка таможенной пошлины на электротранспорт. Если вы хотите беспошлинно купить электромобиль — сейчас самое время. C 1 января до 31 декабря 2021 года на территории РК действует нулевая ставка для легковых электромобилей — помимо водителя, не больше 8 мест для сидения (позиция 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС).

Утильсбор равен нулю. С 4 июня 2021 года для транспортных средств с электродвигателем установлен коэффициент 0 к базовой ставке утилизационного сбора 50 МРП.

Налог на транспорт. Электромобили не облагаются налогом на транспортные средства.

Бесплатные парковки. Раньше они были, но потом их отменили. Сейчас разработан проект дополнений в «Правила пользования коммунальными платными автостоянками (автопарковками, паркингами) города Алматы». В нём предлагается в том числе расширить перечень лиц, имеющих право бесплатно пользоваться парковками в Алматы: в список добавлены электромобили. Пока эти изменения ещё не приняты. Документ находился на открытых обсуждениях до 12 апреля 2021 года.

Подобные льготы и другие послабления реально подвигают людей приобретать экологичные виды транспорта.

Программа перехода на электротранспорт в Алматы. Для Алматы проблема экологии — одна из главнейших, об этом часто говорят и аким, и глава государства, и сами горожане.

Подводя итог своего выступления, Максим Барышев предложил инициировать программу, которая поможет улучшить экологическую обстановку в Алматы и повысит популярность электромобилей среди жителей города.

Программа включает следующие меры:

  • ввести субсидирование недорогих (до 15 млн тенге) электромобилей;
  • построить инфраструктуру электро-заправочных станций;
  • к 2035 году полностью отказаться от автомобилей, работающих на двигателях внутреннего сгорания.

Электрорикши — низкоскоростные электромобили категории L

Когда речь заходит об электромобилях, первая мысль — о Tesla. Но есть и другой тип электромобилей — LSEV (Low-speed Electric Vehicles) или низкоскоростные автомобили. Об этих машинах, которых также называют электрорикшами, их преимуществах и перспективах в составе парка электротранспорта в Казахстане рассказал Михаилс Кветнис, старший вице-президент по региону СНГ компании Thea Kazakhstan, являющейся партнёром Tesla по инфраструктуре.

В среднем жители городов проезжают ≈56 км за день. Однако в современных городах высокая плотность населения, дороги загружены, — люди проводят больше времени стоя в пробках, чем в движении. В таких условиях в большом автомобиле нет необходимости, особенно, учитывая цены на топливо и другие расходы. В этом случае решением может стать переход на электро- и гибридный привод (вело+электро) в качестве источника движения — электрорикши.

Классификация и технические требования к механическим транспортным средствам прописаны в Техническом Регламенте ТР ТС 018/2011, согласно которому LSEV относятся к категории L, в отличие от «полноценных» электромобилей, которые относятся к категории М1. К электрорикшам относятся транспортные средства категорий L6, L7.

Рынок низкоскоростных автомобилей

Наибольшее распространение они получили в Китае: в этой стране парк LSEV насчитывает более 5 млн единиц. Это 2% от всего парка пассажирских авто. Если бы в Казахстане они составляли такую же долю, это означало бы более 60 000 единиц.

Кроме того, низкоскоросные автомобили распространены в США, Европе (Франция, Германия, Швеция), в странах Юго-Восточной Азии.

В России также занялись поставками транспорта этой категории. В 2020 году начали завозить электрические скутеры с кабиной, с мотором в 2 кВт. Их активно приобретают компании по доставке пиццы, индийской еды и т.д. Они используются и зимой, и летом. Неоспоримый плюс — небольшие габариты: скутер можно припарковать поперёк обычного автомобиля, и ему хватит места.

В Казахстане тоже прорабатывается идея выпустить на дороги 3- и 4-колёсные микроэлектромобили для служб доставки, передвижения агентов и служб мониторинга.

Ценообразование

При поставках LSEV в Казахстан основная проблема заключается в том, что у них такой код ТН ВЭД, на который не распространяется нулевая ставка таможенной пошлины: она действует только на электромобили категории М1. Для других, в частности для L7, таможенная пошлина составляет 15%. Также при ввозе надлежит уплатить 12% НДС.

Цена 3-колесного LSEV составляет порядка 3,2 млн тенге. При этом только 51% от этой суммы — стоимость самого автомобиля. Около 16% — затраты на транспортировку. 24% уходит на все налоги и сборы.

Сравнение LSEV с обычным автомобилем

Thea Kazakhstan делала аналитику для операторов паркингов в Алматы, которые сегодня используют Daewoo Matiz 2015. Расходы на эксплуатацию такого автомобиля составляют около 500 тысяч тенге. При этом электромобиль ZOJAZ MJ S1 2021 при аналогичных условиях эксплуатации в год обходится в сумму в почти в 10 раз меньшую.

  Daewoo Matiz 2015 ZOJAZ MJ S1 2021
Топливо 7,5 л AИ-92 в день* 5 кВт.ч в день*
1 185 тенге 115 тенге
Транспортный налог (в год) 2917 тенге 0
ОГПО (в год) 16 000 тенге 16 000 тенге
Обслуживание и ремонт (в год) 100 000 тенге 0
Итого расходы в месяц 42 500 тенге 4 495 тенге
Итого расходы в год** 509 967 тенге 53 950 тенге

* Из расчёта цен на АИ-92 158 т/л и электроэнергию 23 т/кВт.ч.
** Из расчёта работы 330 дней в год.

После рассказа Михаилса Кветниса Максим Барышев выступил с инициативой: освободить низкоскоростные электромобили от НДС, таможенной пошлины и утилизационного сбора, чтобы сделать этот транспорт более доступным.

Исследования в области электромобилей

Руслан Утебаев, главный научный сотрудник научно-технологического парка КазНУ имени аль-Фараби, рассказал об открытии «Центра компетенции по электрическим транспортным средствам» и о задачах, которые перед ним стоят.

Научное сообщество Казахстана отреагировало на внедрение электромобилей в мире одним из первых. Спикер рассказал о хронологии событий, связанных с появлением электромобилей в Казахстане, а также об отечественных исследованиях в этой отрасли и проблемах, которые они выявили: отсутствие компетентных знаний в области электромобилей и зарядной инфраструктуры (в обществе, у чиновников, технического сообщества, ученых), хаотичное развитие электромобильной отрасли и зарядной инфраструктуры, отсутствие плана развития.

Для их решения был создан «Центр компетенции по электрическим транспортным средствам».

Задачи

1. Исследование транспортных средств с электрическим приводом.

  • включая электротранспорт категории L6, L7, электромобили и последовательные гибрид, электроавтобусы и троллейбусы.

2. Зарядная инфраструктура:

  • производство зарядных станции медленной и быстрой зарядки;
  • исследование и проектирование монтажных работ по установке и подключению зарядных станции на парковочных местах;
  • техническое сопровождение зарядной инфраструктуры, биллинг и технический контроль;
  • разработка зарядных станций специального назначения, со специфичными параметрами;
  • исследование передовых технологий в области химических источников энергии;
  • изучение конструкций аккумуляторных батарей различных моделей электрических транспортных средств;
  • разработка технологии замены аккумуляторной батареи и дальнейшей утилизации.

3. Совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы:

  • электрического привода — повышение эффективности рекуперативного торможения, новые виды электроприводов;
  • источников энергии — различные виды химических источников энергии, комбинированные энергетические системы;
  • систем зарядки электрических транспортных средств от альтернативных источников энергии;
  • анализа характеристик электрических транспортных средств, проведение различных тестов и соревнований.

4. Подготовка специалистов:

  • сфере разработки, продажи, монтажа и дальнейшего технического сопровождения зарядной инфраструктуры
  • в сфере продажи и сервисного обслуживания электромобилей;
  • подготовка специалистов в области электрических транспортных средств.
    Получаемые компетенции: особенности электромобилей различных производителей, стандарты в области электромобильного транспорта;
  • проведение специализированных курсов подготовки специалистов в области зарядной инфраструктуры.
    Получаемые компетенции: типы разъемов, типы зарядок, системы защит и безопасности, энергетические характеристики различных зарядок и влияние на энергосистемы.