Учёт

Какие Законы готовят для предпринимателей Казахстана, будет легче или сложнее вести бизнес?

5876

 


Снижение порога на учёт по НДС, исключение из вычетов товаров без ЭСФ, и другие важные темы, подняли 30 января в рамках первого заседания 

Регионального совета Палаты предпринимателей города Алматы под председательством Барышева М.А.


На первом заседании Регионального совета НПП Атамекен поднимались вопросы о: разъяснении процедуры досмотра импортного товара при оформлении таможенной декларации, переходе к зеленой экономике и внедрении в Алматы наследия «ЭКСПО-2017», проблемах налогообложения МСБ, освобождении от налогов и моратории на проверки с 2020 года.

 

Председатель Регионального совета Барышев М.А. выступил по трем пунктам:

1.     Законодательная инициатива о снижении порога для постановки на учет по НДС, по которой подготовлен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата», согласно которому предусмотрено снижение порога для постановки на учет по НДС с 30 000 МРП до 20 000 МРП (то есть с 79,5 млн  тенге до 53 млн  тенге).

Здесь было отмечено, что у малого бизнеса нет зачетного НДС и после освобождения от налогов в размере 3% (подоходного и социального), они обязаны будут платить 12% НДС, таким образом, около 20 000 предпринимателей должны будут стать плательщиками НДС, что значительно увеличит их налоговую нагрузку. Вдобавок к этому предпринимателям придется брать в штат бухгалтеров для ведения учета, выписки ЭСФ и составления налоговой отчетности. Поэтому мы против этой нормы.


2.     Истечение срока исковой давности в 2020 году.

В январе 2017 года мажилисмены предложили Правительству Казахстана закрепить общеустановленный трехлетний срок исковой давности по налоговым спорам, в связи с чем в Налоговом кодексе от 25 декабря 2017 года предусмотрели срок исковой давности три года  с введением с 1 января 2020 года. Но у Комитета государственных доходов иное мнение о сроках исковой давности, а именно: КГД считает, что по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим до 1 января 2020 года, срок исковой давности будет составлять 5 лет. Барышевым Максимом было предложено устранить неточности чтения закона  и добиться того, что срок исковой давности следует считать 3 года, а именно 2017, 2018, 2019 годы.

 

 

 

3.     Законодательная инициатива по исключению из вычетов с 1 января 2018 года расходов, не подтвержденных электронными счетами-фактурами. Тем же самым законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» предлагается внести изменения с 1 января 2018 года в пункт 3 статьи 242 Налогового кодекса, согласно которым предлагается полностью исключить из вычетов по корпоративному подоходному налогу (КПН) всех расходов по приобретению товаров, работ и услуг, если они не подтверждены наличием электронных счетов-фактур (ЭСФ). То есть  из вычетов предлагается исключить все приобретенные товары и услуги, на которые не был выставлен ЭСФ:

  • приобретения у малого и среднего бизнеса – неплательщиков НДС;
  • приобретения у нерезидентов;
  • расходы на иные товары, работы и услуги, по которым либо законодательно не предусматривается выписка ЭСФ по НДС в электронном виде, либо ЭСФ по НДС выписан с ошибкой.

 

Как это будет выглядеть на практике: ТОО покупает товар за 1000 тенге (без ЭСФ) и продаёт его за 1200 тенге (20% торговая наценка) при этом, согласно действующему законодательству, ТОО оплачивает налог КПН 20% от разницы 1200-1000=200 тенге. КПН 200*20%=40 тенге. Предлагаемые изменения гласят, что  если товар приобретён без ЭСФ, надо обложить всю сумму 1200 тенге налогом КПН 1200*20%=240 тенге. Получится, что налог будет больше, чем торговая наценка. Это однозначно может привести к банкротству, сказал Барышев.

 

Данная предполагаемая норма ухудшит положение малого бизнеса, у которого нет обязательств выписывать ЭСФ, так как компании, работающие на общеустановленном режиме, будут вынуждены игнорировать их в своей предпринимательской деятельности. Кроме того, отсутствие возможности отнесения на вычеты по договорам с нерезидентами (так как нерезиденты не смогут выписать ЭСФ) также отрицательно скажется на нашем бизнесе. 

Было отмечено, что введение данной нормы противоречит подпункту 5) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан: «Законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют». 

Максим Барышев озвучил, что, по его мнению, в целях развития и поддержки малого и микропредпринимательства, совершенствования инвестиционного климата данное нововведение в пункт третий статьи 242 Налогового кодекса необходимо исключить. 

По результатам заседания Регионального совета НПП Атамекен принято решение о направлении писем в Акимат города Алматы, НПП Атамекен для информирования Министерства национальной экономики РК и Министерства финансов РК о предложениях бизнеса города Алматы по данным вопросам.