Главные события месяца

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

Изменения в правовом регулировании оборота алкогольной продукции с 2011 года

А. Карпачёв Старший юрист ТОО "Carlsberg Kazakhstan (Карлсберг Казахстан)"

Очень часто новый год приносит с собой не только праздники, но и изменения в правовом регулировании отдельных сфер деятельности. В частности, такие изменения коснулись и такой сферы деятельности, как оборот алкогольной продукции. Однако, стоит отметить, что основные изменения не были приняты в недавнем времени, а были утверждены еще с принятием Закона Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 297-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования и налогообложения».

Так, согласно указанному Закону в частности были внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Некоторые данные поправки вступили в силу еще летом 2010 года, некоторые же поправки вступили в силу с 01 января 2011 года. Остановимся на изменениях, которые стали актуальны с начала текущего года.

Основным, на наш взгляд, изменением, на котором необходимо заострить внимание, является введение статьи 12-1 Закона, определяющей условия транспортировки этилового спирта и алкогольной продукции. Согласно указанной статье, при реализации (отпуске) и транспортировке этилового спирта и алкогольной продукции должны обязательно оформляться сопроводительные накладные в порядке, установленном уполномоченным органом.

Как указано в статье, уполномоченный орган должен был к 01 январю 2011 года утвердить порядок оформления сопроводительных накладных. 29 декабря 2010 года Приказом Министра финансов РК за № 670 были утверждены Правила оформления, заказа, получения, выдачи, учета, хранения и представления сопроводительных накладных на этиловый спирт и алкогольную продукцию при их реализации и транспортировке. Так, согласно указанным Правилам, разработана программа для выписки сопроводительных накладных на алкогольную продукцию и подтверждения их получения посредством данной программы в электронном виде. Данная программа размещена на web-приложении «Кабинет налогоплательщика» и работает во взаимодействии с ИНИС РК.

Однако, учитывая то обстоятельство, что налоговые органы сами были не готовы к работе по принятым правилам, 20 января 2011 года был опубликован ответ Налогового комитета на письмо налогоплательщиков, в котором Налоговый комитет указывает на то, что введение данного порядка оформления накладных откладывается до 01 марта 2011 года.

Помимо указанного изменения, были внесены изменения в части импорта алкогольной продукции, а именно, утверждено требование о наличии у субъекта, импортирующего алкогольной продукции, лицензий на хранение и реализацию алкогольной продукции в Республике Казахстан. При этом, введена в действие норма о том, что импорт этилового спирта и алкогольной продукции из государств - членов таможенного союза лицензированию не подлежит.

Наконец, следует отметить, что начиная с 01 января 2011 года лицензию на хранение и реализацию алкогольной продукции будут выдавать непосредственно налоговые органы, а не акиматы, как это было ранее.

Напоминаем, что для получения на хранение, оптовую или розничную реализацию алкогольной продукции, согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2007 года № 731 «Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к деятельности по хранению, оптовой и (или) розничной реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению, оптовой и (или) розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства», в уполномоченный орган должны предоставляться следующие документы:

1) заявление по форме, утвержденной Правительством Республики Казахстан;

2) нотариально заверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица — для юридического лица;

3) копия документа, удостоверяющего личность, нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя — для физического лица;

4) нотариально заверенная копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

5) документ, подтверждающий уплату в бюджет лицензионного сбора;

6) сведения и документы, подтверждающие соответствие заявителя квалификационным требованиям:

- копии документов, подтверждающих наличие складских, вспомогательных и инженерно-технических помещений, на праве собственности или арендованное (договора купли-продажи или аренды складских, вспомогательных и инженерно-технических помещений) при лицензировании деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции на территории ее производства;

- копии документов, подтверждающих наличие стационарных помещений, включающих торговые помещения, помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательные помещения, административно-бытовые помещения и технические участки на праве собственности или арендованные (договора купли-продажи или аренды стационарных помещений) при лицензировании деятельности по розничной реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства;

- копии технической документации, регламентирующей обеспечение требований безопасности для жизни и здоровья потребителей (санитарные нормы и правила, ГОСТы, нормы и правила пожарной безопасности);

- копии документов о наличии автомобильных и/или железнодорожных подъездов к складским помещениям (договора на прокладывание автомобильных и/или железнодорожных подъездов к складским помещениям);

- перечень средств измерений и графика их поверки, согласованных в установленном порядке с органами в области технического регулирования.

При этом, требовать иные, не указанные выше документы, уполномоченный орган не имеет права.

В качестве еще одного изменения в правовом регулировании оборота алкогольной продукции, которое можно сказать вступило в силу с нового года, можно отметить Постановление Правительства Республики Казахстан 30 декабря 2010 года № 1473 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года № 2041». Согласно данному Постановлению до 01 марта 2011 года продлеваются сроки для перемаркировки алкогольной продукции новыми учетными марками (здесь следует отметить, что на пиво данные нормы не распространяются).

Так же, следует отметить, что в январе 2011 года были опубликованы следующие проекты нормативных правовых актов в области регулирования оборота алкогольной продукции:

1) «Об утверждении Правил реализации этилового спирта с уплатой акциза организациями, использующими его в технических целях, или при производстве неалкогольной продукции»;

2) «Об утверждении Правил реализации этилового спирта производителям алкогольной продукции (кроме пива)»;

3) «Об утверждении Правил организации деятельности акцизных постов»;

4) «Об утверждении Правил квотирования объемов потребления и реализации этилового спирта без уплаты акцизов фармацевтическими предприятиями и государственными медицинскими учреждениями»;

5) «Об утверждении Правил получения, учета, хранения и выдачи учетно-контрольных марок и акцизных марок»;

6) «Об утверждении Правил предоставления деклараций производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»;

7) «Об утверждении Правил по оснащению технологических линий производства этилового спирта спиртоизмеряющими аппаратами, производства алкогольной продукции (кроме виноматериала и пива) – контрольными приборами учета, обеспечивающими автоматизированную передачу уполномоченному органу в режиме реального времени данных об объемах выработки, контроля за их функционированием и осуществлением учета этилового спирта и алкогольной продукции».

Однако, еще раз обращаем внимание, что перечисленные нормативные акты опубликованы только в проектах. В связи с этим, на текущий момент, при сдаче допустим декларации по обороту алкогольной продукции, пока еще необходимо руководствоваться принятыми ранее нормативными актами. Так, например, вопрос сдачи декларации по обороту алкогольной продукции урегулирован Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 17 сентября 2010 года № 461 «Об утверждении Правил предоставления деклараций производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (если учесть, что данные правила были опубликованы в газете «Казахстанская правда» от 18 ноября 2010 г. № 313 (26374), то вступили они в силу 28 ноября 2010 года).

Согласно указанным Правилам, декларирование объемов производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции производится посредством представления деклараций, отражающих сведения о производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции. При этом, декларации представляются физическими или юридическими лицами в налоговый орган по месту нахождения и (или) регистрации объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в электронном виде посредством информационной системы. Учитывая, что декларации подаются в электронном виде, соответственно, они подписываются электронной цифровой подписью физического или юридического лица.

Необходимо иметь в виде, что в случае необходимости физические или юридические лица могут продлить срок предоставления деклараций, для чего за три рабочих дня до истечения срока предоставления деклараций, они могут представить в налоговый орган заявление о продлении срока представления декларации (согласно установленной в Правилах форме). Здесь следует обратить внимание на то, что данное заявление должно подаваться обязательно как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Все формы, подлежащих сдаче в налоговый орган деклараций по обороту алкогольной продукции, приложены к указанным выше Правилам.


Дополнительные документы по теме:


Рассказать друзьям:

Возврат к списку