Учёт

КПН-исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с неблагонадежными поставщиками

132

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КБК 101111 Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 572 355,1 тыс.тенге, пени в сумме 233 282,6 тыс.тенге.

Компания «В», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

  • Относительно исключения из вычетов расходов за 2020г.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 3 статьи 242 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс).

С данным выводом налогового органа Компания «В» не согласна из-за того, что Компанией «В» заключены договоры государственных закупок с Министерством образования Республики Казахстан (далее – МО РК) на поставку ноутбуков в количестве 19 700 единиц на сумму 3 349 900,0 тыс.тенге, на поставку ноутбуков в количестве 3 822 единиц на сумму 267 540,0 тыс.тенге, на поставку ноутбуков в количестве 2 950 единиц на сумму 470 613,5 тыс.тенге.

Компания «В» отмечает, что согласно акту проверки по уголовному делу по части 1 пункта 2 статьи 195 Уголовного кодекса РК совокупность изложенных фактов и обстоятельств Антикоррупционной службы г.Астана свидетельствует о том, что компьютерная техника, несоответствующая условиям договора государственного закупа, была передана МО РК. На момент проверки отсутствует документация, подтверждающая факт возврата указанной техники в целях доработки, исправления выявленных недостатков и несоответствий договорам на территорию КНР.

Компания «В» поясняет, что обязательства по поставке возникли на сумму 4 513 054,30 долларов США по взаиморасчетам со следующими поставщиками:

- Компания C на сумму 3 460 600 долларов США;

- Компания S на сумму 953 014,3 долларов США;

- Компания T на сумму 702 100 долларов США.

Компания «В» утверждает, что согласно Договорам на покупку запасных частей с дальнейшим обслуживанием на условиях гарантии на три года за свой счет на территории Республики Казахстан произведена поставка комплектующих для ноутбуков на сумму 3 119 886 долларов, в том числе от компаний:

- «Q» (процессор, батарея, адаптер зарядного устройства, камера, микрофон, компоненты корпуса, сенсорная панель, линия экрана, ЖК матрица) в количестве 69 300 штук на сумму 1 042 965 долларов и установлена на 6 930 ноутбуках;

- «X» (материнская плата, клавиатура, кабель постоянного тока, антенна, защитная пленка для клавиатуры, алюминиевый блок клавиатуры) в количестве 41 580 штук на сумму 485 100 долларов и установлена на 6 930 ноутбуках;

- «H» (процессор, батарея, адаптер зарядного устройства, камера, микрофон, компоненты корпуса) в количестве 41 580 штук на сумму 606 375 долларов и установлена на 6 930 ноутбуках;

- «T» (звуковая карта, правый динамик, левый динамик, кулер, крепежные материалы, интерфейсная плата) в количестве 41 580 штук на сумму 320 166 долларов и установлена на 6 930 ноутбуках.

В жалобе также указано, что в целях надлежащего исполнения принятых договором государственной закупки и недопущения нарушения сроков поставки привлечены компании по доработке качества поставляемой продукции, которыми оказаны услуги на сумму 1 431 522,2 тыс.тенге, в том числе «H» на сумму 858 493,2 тыс.тенге, «Q» на сумму 88 300,8 тыс.тенге, «T» на сумму 69 116,3 тыс.тенге; «X» на сумму 415 611,9 тыс.тенге.

При этом, Компания «В» указывает, что налоговому органу предоставлены пояснения, что услуги диагностики, ремонта ноутбуков были осуществлены на территории КНР вышеуказанными Компаниями на общую сумму 1 431 522,1 тыс.тенге.

Компания «В» утверждает, что налоговым органом по результатам проверки исключены из вычетов расходы на сумму 1 431 522,2 тыс.тенге, ссылаясь на материалы уголовного дела.

В жалобе отмечено, что согласно Постановлению о прекращении досудебного расследования, вынесенного Агентством РК по противодействию коррупции, по материалам досудебного расследования лицом, причинившим уголовное правонарушение вред устранен. Материалами следствия установлено, что приобретение Компанией предметов поставки осуществлено при прямом контакте с заводами производителями – «C», «S».

Вместе с тем, в жалобе указано, что с 27.08.2020г. по 20.12.2020г. произведена поставка компьютерной техники в количестве 26 472 единиц. Доработка и перекомплектация компьютерной техники произведена на территории КНР, по мере подготовки товара к отправке на территорию РК, то есть пересечение границы и таможенное оформление произведены уже с технической переработкой, без реэкспорта и временного вывоза на переработку. Акты выполненных работ подписаны в декабре 2020г. по завершении передачи товарно-материальных ценностей Заказчику, в ходе налоговой проверки представлены все надлежащие документы, подписанные сторонами.

Проверив доводы Компании «В», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 - 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Необходимо отметить, что в соответствии пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Согласно пункту 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

Подпунктом 2) статьи 1 Закона о бухгалтерском учете определено, что первичные учетные документы - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком РК в соответствии с законодательством РК.

При этом статьей 4 Закона о бухгалтерском учете установлено, что целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.

Таким образом, при определении налогооблагаемого дохода подлежат отнесению на вычеты расходы, произведенные в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. При этом налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Первичные документы, фиксирующие факт совершения операции либо события, должны содержать обязательные реквизиты и быть оформлены в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства РК.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

          В рассматриваемом случае, между ГУ «Управление образования» (Заказчик) и Компанией «В» (Поставщик) далее именуемые «Стороны» заключены Договоры о государственных закупках товаров от 21.08.2020г. №702, от 27.08.2020г. №703, от 27.08.2020г. №704 (далее - Договоры) на основании осуществления закупок с применением специального порядка Закона РК от 04.12.2015г. «О государственных закупках» (далее - Закон) способом «Из одного источника путем прямого заключения договора».

          В соответствии с пунктом 1 Договоров поставщик обязуется поставить товар согласно условиям, требованиям и по ценам, указанным в приложениях к настоящему Договору, являющихся неотъемлемой его частью, а Заказчик обязуется принять Товар и оплатить за него на условиях настоящего Договора при условии надлежащего исполнения Поставщиком своих обязательств по Договору по специфике 109-414 Ноутбук, Ноутбук планшетный, Компьютер.

          Согласно пункту 2 указанных Договоров общая сумма составляет 4 087 153,5 тыс.тенге (3 349 000,0+267 540,0+470 613,5) и включает все расходы, связанные с поставкой товаров.

          Пунктом 6.1. Договоров предусмотрено, что Поставщик (Компания «В») гарантирует, что Товар, предоставляемый в рамках настоящего Договора является качественным и соответствующим требованиям национальных стандартов, а в случае их отсутствия требованиям межгосударственных стандартов.

          Кроме того, Стороны договорились, что при обнаружении дефектов Поставщик должен заменить или отремонтировать товар за свой счет, а при установлении недостачи или несоответствия товара по количеству, комплектации или по наименованию, Поставщик обязан поставить недостающий товар или заменить.

При этом, следует отметить, что в ходе налоговой проверки и рассмотрения жалобы Компанией «В» не предоставлены документы, подтверждающие наличие дефектов и проведения ремонтных работ.

Согласно предоставленных Компанией «В» в качестве подтверждающих документов Деклараций на товары, следует, что таможенное оформление указанных товаров на территории РК произведено в период с 06.10.2020г. по 20.12.2020г. на сумму 4 398 214,3 долларов США или 1 874 008,2 тыс.тенге, в том числе от компаний:

- «S» от 06.10.2020г. по 12.10.2020г. на сумму: 107 916,0 тыс.тенге, в том числе от 06.10.2020г. на сумму 200 232,50 долларов США или 86 260,2 тыс.тенге (200 232,50х430,80); от 12.10.2020г. на сумму 50 681,80 долларов США или 21 655,8 тыс.тенге (50 681,80х427,29);

 - «H» от 18.10.2020г. на сумму 702 100,00долларов США или 300 533,9 тыс.тенге (702 100,00х428,05);

- «C» с 20.10.2020г. по 20.12.2020г. на сумму 1 465 558,3 тыс.тенге, в том числе от 20.10.2020г. на сумму 1 740,00 долларов США или 744,5 тыс.тенге (1 740х427,88); 26.10.2020г. на сумму 174 000 долларов США или 74 456,3 тыс.тенге(174 000х427,91); 02.11.2020г. на сумму 696 000 долларов США или 301 117,4 тыс.тенге (696 000х432,64); от 14.11.2020г. на сумму 278 400,0 долларов или 119 856,8 тыс.тенге (278 400х430,52); от 03.12.2020г. на сумму 895 230 долларов США или 380 911,4 тыс.тенге (895 230х425,49); от 07.12.2020г. на сумму 678 600 долларов США или 285 548,1 тыс.тенге (678 600х420,79); от 18.12.2020г. на сумму 644 670 долларов США или 270 767,8 тыс.тенге (644 670х420,01); от 20.12.2020г. на сумму 76 560 долларов США или 32 156,0 тыс.тенге (76 560х420,01).

          Далее, согласно актам приема-передач товаров Компанией произведена поставка компьютеров, ноутбуков, ноутбуков планшетных в адрес Заказчика (Управление образования) - 21.10.2020г., 22.10.2020г., 09.11.2020г., 24.11.2020г., 09.12.2020г., 10.12.2020г., 21.12.2020г. на сумму 4 087 153,5 тыс.тенге.

          Вместе с тем, следует отметить, что Компанией «В» (Покупатель) заключены Договоры на покупку запасных частей с дальнейшим гарантийным обслуживанием от 14.10.2020г. №1410/20 с Компаниями «H» (Продавец), «Q» (Продавец), «Т» (Продавец), «X» (Продавец) (далее – Договоры).

          Согласно пункту 1.1 данных Договоров на покупку запасных частей с дальнейшим гарантийным обслуживанием Продавцы обязуются передать в собственность Компании «В» (Покупателя) запасные части для Ноутбуков, а также берут на себя ответственность за дальнейшее гарантийное обслуживание.

          В соответствии с пунктом 1.1 Приложения №1 к Договорам на покупку запасных частей с дальнейшим гарантийным обслуживанием №1410/20 от 14.10.2020г. (далее – Приложение №1) Заказчик (Компания «В») поручает, а Исполнитель (Заводы-изготовители) принимает на себя обязательства по выполнению сервисных работ в отношении Оборудования Заказчика (Компании «В»). Выполняемые Исполнителем работы включают в себя диагностику неисправностей и сервисные работы (ремонт, замена, техническое обслуживание и т.д.). Срок гарантии 3 (три) года Сведения о передаваемом Оборудовании (заполняются Заказчиком).

          Пунктом 2.3.2 Приложения №1 установлено, что Заказчик (Компания «В») обязан доставить и передать для диагностики и ремонта неисправное оборудование Исполнителю за свой счет и своими силами.

          Также условиями дополнительных соглашений предусмотрено, что Исполнитель обязуется оказать услуги на территории своего резидентства.

          Согласно информации налогового органа, предоставленной в ходе рассмотрения жалобы, следует, что к налоговой проверке предоставлены акты оказанных услуг по ремонту и замене запасных частей, без указания в них идентификационных номеров компьютеров, на сумму 1 431 522,2 тыс.тенге, в том числе Компанией «X» от 02.12.2020г. на сумму 415 611,9 тыс.тенге, Компанией «Т» от 03.12.2020г. на сумму 69 116,3 тыс.тенге, Компанией «H» от 05.12.2020г. на сумму 858 493,1 тыс.тенге, Компанией «Q» от 30.12.2020г. на сумму 88 300,8 тыс.тенге.

На основании вышеизложенного, следует, что таможенное оформление указанной компьютерной техники в РК произведено в период с 06.10.2020г. по 20.12.2020г., тогда как согласно актам оказанных услуг ремонт и замена запасных частей компьютерной техники (неидентифицированной) производились в декабре 2020г., то есть в период нахождения компьютерной техники на территории РК. При этом как указано в жалобе, ремонтные работы произведены на территории КНР без реэкспорта и временного вывоза.

Между тем, следует отметить, что согласно пунктам 7.4, 7.5 Контрактов, заключенных с заводами-изготовителями, при обнаружении дефектов в Товаре и поступлении претензии (в течение всего срока действия гарантийных обязательств по настоящему Договору) от Покупателя относительно качества Товара Поставщик (завод-изготовитель) должен заменить или отремонтировать некачественный или дефектный Товар за свой счет. Если замена или ремонт дефектного Товара невозможны, Поставщик должен возместить Покупателю уже оплаченную стоимость дефектного Товара.

В рассматриваемом случае, дефектные акты заводов-изготовителей по товарам у Компании «В» отсутствуют, к актам оказанных услуг не приложены документы, свидетельствующие о проведении ремонта неисправного оборудования и замены запасных частей до ввоза товаров на территорию РК.

          Учитывая вышеизложенное, а также нормы, предусмотренные подпунктами 1), 3) статьи 242 Налогового кодекса, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с компаниями «H», «Q», «Т», «X» и соответствующее начисление КПН по результатам налоговой проверки в сумме 286 006,1 тыс.тенге являются обоснованными.

  • Относительно начисления КПН, удерживаемого у источника выплаты с доходов юридических лиц-нерезидентов за 4 квартал 2020г. и 1 квартал 2021г.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 1 статьи 645 Налогового кодекса Компанией «В», выплатившей доход в адрес вышеуказанных компаний КПН у источника выплаты с доходов нерезидентов не удержан, что повлекло занижение обязательств по указанному налогу на сумму 286 349,0 тыс.тенге, в том числе: за 4 квартал 2020г. в сумме 164 511,8 тыс.тенге и за 1 квартал 2021г. в сумме 121 837,2 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «В» не согласна. Компанией 24.11.2023г. предоставлено письменное возражение на предварительное решение от 00.00.2023г. Из возражения следует, что компаниями – «H», «Q», «T», «X» оказаны услуги не на территории РК. В актах оказанных услуг, составленных с данными компаниями, сумма выполненных работ отражена без стоимости запасных частей.

Проверив доводы Компании «В», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 645 Налогового кодекса доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан (далее в целях настоящей главы - нерезидент), облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов.

В рассматриваемом случае, согласно ответам банков «Н» и «F» на запросы о движении сумм за период 01.01.2019г. по 31.12.2021г.  налогового органа от 21.07.2022г., и карточки счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» следует, что Компанией «В» в период с 11.12.2020г. по 26.01.2021г. были выплачены доходы в адрес вышеуказанных компаний-нерезидентов в сумме 3 409 700 долларов США или 1 431 522,2 тыс.тенге, в том числе:

- «H» в сумме 2 045 200 долларов США или 858 493,2 тыс.тенге;

- «Q» в сумме 210 000 долларов США или 88 300,8 тыс.тенге;

- «Т» в сумме 164 500 долларов США или 69 116,3 тыс.тенге;

- «X» в сумме 990 000 долларов США или 415 611,9 тыс.тенге.

          При этом, следует отметить, что оказание услуг данными компаниями-нерезидентами (по ремонту оборудования и замене запасных частей) не подтверждено документально. Обоснования по данному вопросу подробно изложены в пункте 1 настоящего решения.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 645 Налогового кодекса доход, выплаченный Компанией «В» в адрес вышеуказанных компаний подлежит обложению КПН у источника выплаты в сумме 286 349,0 тыс.тенге, в том числе: за 4 квартал 2020г. в сумме 164 511,8 тыс.тенге и за 1 квартал 2021г. в сумме 121 837,2 тыс.тенге.

Учитывая вышеизложенное, доходы компаний «H», «Q», «Т», «X» подлежат налогообложению по ставке 20 процентов. Следовательно, начисление КПН, удерживаемого у источника выплаты с доходов юридического лица - нерезидента за 4 квартал 2020г. и 1 квартал 2021г. в сумме 286 349,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Согласно пункту 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения. 

Теги: КПН