Учёт

КПН-взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками

119

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН, НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «R» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных проведена тематическая налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и  других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 71 089,1 тыс.тенге и пени 30 441,4 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 14 400,8 тыс.тенге и пени 2 225,9 тыс.тенге.

Компании «R» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение требований пункта 3 статьи 242 и статьи 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. Компанией «R» отнесены расходы на вычеты за 2021г. в сумме 80 714,5 тыс.тенге и НДС в зачет за 2 квартал 2021г. в сумме 9 685,7 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «C».

С данным выводом налогового органа Компания «R» не согласна из-за того, что по результатам налоговой проверки необоснованно исключены из вычетов расходы за 2021г. в сумме 80 714,5 тыс.тенге и НДС из зачета за 2 квартал 2021г. в сумме 9 685,7 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «C».

В жалобе отмечено, что на момент завершения акта проверки данный поставщик не признан бездействующим, отсутствует решение суда о признании сделки недействительной и решение суда о признании регистрации недействительной. 

Проверив доводы Компании «R», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса, суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота  по реализации, а также, если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-4) данного пункта.

Основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса является счет-фактура.

Пунктом 12 статьи 412 Налогового кодекса предусмотрено, что счет-фактура заверяется для юридических лиц - печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, а также подписями руководителя и главного бухгалтера.

Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то решением налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

При этом пунктом 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) установлено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

При этом, согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, должны содержать обязательные реквизиты, в частности наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, отнесение сумм расходов по товарам, работам, услугам на вычеты и НДС в зачет производятся при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода, и они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

В ходе налоговой проверки исключены расходы из вычетов за 2021г. в сумме 80 714,5 тыс.тенге и НДС из зачета за 2 квартал 2021г. в сумме 9 685,7 тыс.тенге по Договору от 26.02.2021г. на оказание услуг по вспомогательным работам ВТД «E» (мобилизация техники, оборудования и персонала на участок оказания услуг, очистных устройств), заключенному с Компанией «C».

Согласно данным ИНИС РК руководителем и учредителем Компании «C» являлась R.T.

Вид деятельности «Разведение прочего крупного рогатого скота и буйволов».

Необходимо отметить, что согласно данным ИС СОНО, Компанией «C»:

- декларация по КПН (ф.100.00) за 2021г. представлена с нулевыми показателями;

- в декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 2 квартал 2021г. доходы не указаны, количество работников 1 человек;

- декларация по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2021г. представлена с нулевыми показателями;

- декларация по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2019г. не представлена.

Соответственно, у Компанией «C» отсутствовала соответствующая материально-техническая база, трудовые ресурсы, имущество, основные и транспортные средства для исполнения договорных обязательств по выполнению работ, оказанию услуг в адрес Компании «R».

Компанией «C» снято с учета по НДС 02.07.2021г. в связи с отсутствием по месту нахождения.

Из акта налоговой проверки следует, что в ходе проверки Компания «R» назначена встречная налоговая проверка (предписание от 20.06.2023г.) прекращена в связи с отсутствием по месту нахождения Компании «C».

По данным актов налоговых обследований от 21.05.2021г., от 15.07.2022г., от 18.10.2023г. Компанией «C» является отсутствующим по месту нахождения.

Из анализа ЭСФ следует, что основным поставщиком данного контрагента является:

- с Компанией «А» взаиморасчеты на сумму 507 566,9 тыс.тенге (99,9%).

Согласно ИС СОНО:

- декларации по ИПН (ф.200.00) за 2 квартал 2021г. представлены с нулевыми показателями, количество работников 2 человека;

- декларации по КПН (ф.100.00) за 2021г., по НДС (ф.300.00) за 2-4 кварталы 2021г., по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2021г. не представлены.

Согласно решения Специализированного межрайонного экономического суда (далее - СМЭС) города от 07.02.2022г. признана недействительной государственная регистрация Компанией «А» от 15.02.2021г.

Снято с учета по НДС 15.02.2021г. в связи с признанием государственной регистрации недействительной.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно СМЭС города Алматы от 28.11.2023г. Договор от 26.02.2021г., заключенный между Компанией «C»  и Компании «R»  признаны недействительными.

Из решения СМЭС города Алматы от 08.11.2023г. следует, что согласно пункту 1 статьи 158 Гражданского Кодекса Республики Казахстан недействительна сделка, содержание которой не соответствуют требованиям законодательства, а также совершенная с целью заведомо противной основам правопорядка или нравственности.

В пункте 17 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 07.07.2016г. «О некоторых вопросах недействительности сделок и применении судами последствий их недействительности» разъяснено, что законные по форме, но фиктивные по содержанию сделки, которые не свидетельствуют о намеренности заниматься предпринимательской деятельностью (обналичивание денежных средств, посреднические услуги и тому подобное), являются ничтожными.

Судом установлено, что совокупный годовой доход Компании «C» (ФНО 100) за 2020 - 2022 годы составляет 0 тенге, уплаченные налоги КПН и НДС за 2019-2022 годы составили 0 тенге.

Оборот по реализации согласно (ФНО 300.00) за 1 квартал 2021г. в сумме 347 140,7 тыс.тенге, НДС в сумме 41 534,1 тыс.тенге. Компанией «C» численность работников 1 человек, имеет неисполненные налоговые уведомления.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности реального осуществления операций с учетом отсутствия имущества, объема материальных ресурсов, экономически необходимых для поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, отсутствия имущества, объема материальных ресурсов, экономически необходимых для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств. Отсутствие у поставщика объектов налогообложения вызывает сомнение в реальности и действительности совершенных сделок, свидетельствует о создании формального документооборота с целью минимизации налоговых обязательств и уклонения от уплаты в бюджет налогов.

На основании изложенного, следует, что представленные к налоговой проверке документы по взаиморасчетам с Компанией «C» не могут обеспечить полную и достоверную информацию, а также адекватное подкрепление бухгалтерских записей для отражения операций, и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениям налогового и бухгалтерского законодательств Республики Казахстан.

Таким образом, исключение сумм расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «C» и соответствующее начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы, уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение -  оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Теги: КПН