Учёт

Налог на имущество, плата за негативное воздействие на окружающую среду

212

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НИ

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении налога на имущество и платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2022г. по 31.03.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 515,5 тыс.тенге и пени в сумме 13,1 тыс.тенге, индивидуальный подоходный налог с доходов, облагаемых у источника выплаты (ИПН) в сумме 5 048,7 тыс.тенге, тенге и пени в сумме 390,1 тыс.тенге, социальный налог в сумме  6 336,5 тыс.тенге, пени в сумме  535,8 тыс.тенге, поступления отчислений  и взносов на обязательное социальное медицинское страхование в сумме  5 276,8 тыс.тенге, тенге и пени в сумме 422,4 тыс.тенге, налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (налог на имущество) в сумме 7 554,7 тыс.тенге и пени в сумме 255,7 тыс.тенге, земельный налог в сумме 348,1 тыс.тенге и пени в сумме 11,8 тыс.тенге, плата за негативное воздействие на окружающую среду (Плата) в сумме 6 452,1 тыс.тенге и пени в сумме 668,3 тыс.тенге, поступления в пенсионный фонд в сумме  10 600,2 тыс.тенге и пени в сумме 878,7 тыс.тенге, поступления социальных отчислений в сумме  3 417,4 тыс.тенге, пени в сумме  238,9 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

  1. Относительно начисления налога на имущество за 2022г. в сумме 7 554,7 тыс.тенге

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 1 статьи 522 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) – неверное исчисление суммы налога на имущество за 2022г.

С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна из-за того, что на балансе числились основные средства с первоначальной стоимостью в сумме 4 758 052,0 тыс.тенге, с учетом сумм накопленных амортизационных отчислений в размере 1 143 679,0 тыс.тенге, остаточная стоимость основных средств составила в сумме 3 614 373,0 тыс.тенге.

При этом, по мнению Компании «А», по объектам питьевого водоснабжения с остаточной стоимостью в сумме 3 083 073,0 тыс.тенге налог на имущество за 2022г. составляет в сумме 3 083,0 тыс.тенге и по объектам теплоснабжения с остаточной стоимостью в сумме 201 781,0 тыс.тенге налог на имущество за указанный налоговый период составляет сумму 3 027,0 тыс.тенге, всего сумма налога на имущество в размере 6 110,0 тыс.тенге.

Также Компания «А» в жалобе указывает, что согласно данных расчета текущих платежей исчисленный налог на имущество за 2022г. составляет сумму 1 742,0 тыс.тенге, соответственно, подлежит начислению налог в сумме 4 368,0 тыс.тенге (6 110,0 - 1 742,0).

Учитывая вышеуказанные данные, Компания «А» считает, что по результатам налоговой проверки следовало начислить налог на имущество в общей сумме 4 368,0 тыс.тенге, то есть излишне начислено налога в сумме 3 186,7 тыс.тенге (7 554,7 - 4 368,0).

Проверив доводы Компании «Т», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам

Согласно пункту 1 статьи 517 Налогового кодекса плательщиками налога на имущество являются, в том числе юридические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на территории Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 519 Налогового кодекса объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», и юридических лиц являются находящиеся на территории Республики Казахстан:

1) здания, сооружения, относящиеся к таковым в соответствии с классификацией, установленной уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования, части таких зданий, учитываемые в составе основных средств, инвестиций в недвижимость в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) здания, относящиеся к таковым в соответствии с классификацией, установленной уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования, части таких зданий, предоставленные физическим лицам по договорам долгосрочной аренды жилища с правом выкупа, учитываемые в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности как долгосрочная дебиторская задолженность;

3) здания, сооружения, являющиеся объектами концессии, права владения, пользования которыми переданы по договору концессии;

4) активы, указанные в статье 260 Налогового кодекса;

5) здания, сооружения, относящиеся к таковым в соответствии с классификацией, установленной уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования, части таких зданий, учитываемые в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в составе активов банков второго уровня, перешедшие в собственность в результате обращения взыскания на имущество, выступающее в качестве залога, иного обеспечения, за исключением зданий (частей зданий) и сооружений, указанных в подпункте 1) данного пункта;

6) здания, сооружения, указанные в пункте 6 статьи 518 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 520 Налогового кодекса налоговой базой по объектам налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, указанным в подпунктах 1), 3) и 4) пункта 1 статьи 519 Налогового кодекса, является среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения, определяемая по данным бухгалтерского учета.

В случае отсутствия среднегодовой балансовой стоимости объектов концессии налоговой базой является стоимость таких объектов, установленная в соответствии с порядком, определенным Правительством Республики Казахстан.

Согласно пункту 1 статьи 521 Налогового кодекса юридические лица исчисляют налог на имущество по ставке 1,5 процента к налоговой базе, при этом, согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 521 Налогового кодекса юридические лица, исчисляют налог на имущество по ставке 0,1 процента к налоговой базе по объектам питьевого водоснабжения.

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

При этом пунктом 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете установлено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильности ее (его) оформления.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2022г. Компания «А» представлена с нулевыми показателями.

Вместе с тем, в ходе налоговой проверки согласно представленным Компания «А» первичным документам налоговой базой для исчисления была принята остаточная стоимость передаточных устройств (водопроводные сети и сооружения) в сумме 5 112 389,5 тыс.тенге с применением ставки в размере 0,1% и сооружений (котельной) и теплотрассы в сумме 279 018,3 тыс.тенге с применением ставки в размере 1,5%. Соответственно, по результатам налоговой проверки налог на имущество определен в сумме 9 297,6 тыс.тенге (5112,4 + 4 185,2).

Следует отметить, что согласно расчета текущих платежей по налогу на имущество за 2022г. Компания «А» произведено начисление данного налога на сумму 1 743,0 тыс.тенге.

Соответственно, по результатам налоговой проверки установлено занижение налога имущество на сумму 7 554,6 тыс.тенге (9 297,6 - 1 743,0).

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

При этом, Компания «А» к жалобе в качестве подтверждения своих доводов приложило справку об отсутствии (наличии) недвижимого имущества с отражением земельных участков для обслуживания водопроводные сетей, однако не приложены первичные документы бухгалтерского и налогового учета в части определения среднегодовой балансовой стоимости для исчисления налога на имущество за 2022г., соответственно, доводы Компании «А» о некорректном исчислении налога на имущество по результатам налоговой проверки являются несостоятельными.

Таким образом, учитывая норму пункта 1 статьи 522 Налогового кодекса, начисление налога на имущество за 2022г. в сумме 7 554,6 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 3-4 кварталы 2022г. и 1 квартал 2023г. в сумме 6 452,1 тыс.тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение подпункта 1) пункта 1 статьи 577 Налогового кодекса занижена сумма платы за 1, 3-4 кварталы 2022г. и 1 квартал 2023г. на сумму 6 452,1 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна из-за того, что  ежегодно для предоставления услуг абонентам по теплоснабжению потребность угля за год составляет в количестве 9 190 тонн. Расход угля для составления декларации по Плате производится за отопительный сезон в Катон-Карагайском районе 1, 3 - 4 кварталы 2022г. и 1 квартал 2023г.

При этом, Компания «А» в жалобе указывает, что сумма Платы за 1, 3 - 4 кварталы 2022г. и 1 квартал 2023г. составляет в размере 4 735,0 тыс.тенге, тогда как по результатам налоговой проверки начислена Плата в сумме 8 410,0 тыс.тенге, то есть излишне начислен налог в сумме 3 675 тыс.тенге.

Из акта налоговой проверки следует, что Компания «А» в нарушение подпункта 1) пункта 1 статьи 577 Налогового кодекса занижена сумма платы за 1, 3-4 кварталы 2022г. и 1 квартал 2023г. на сумму 6 452,1 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «Т», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 573 Налогового кодекса плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее по тексту данного параграфа – плата) взимается за выбросы и сбросы загрязняющих веществ (эмиссии в окружающую среду), размещение серы в открытом виде на серных картах и захоронение отходов, осуществляемые на основании соответствующего экологического разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан.

Согласно статьи 575 Налогового кодекса объектом обложения является фактический объем негативного воздействия на окружающую среду (масса, единица измерения активности – для радиоактивных отходов) в отчетном периоде (для объектов I и II категорий – в пределах установленных нормативов и лимитов, для объектов III категории – в пределах задекларированного объема), в том числе установленный по результатам осуществления уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и его территориальными органами государственного экологического контроля за соблюдением экологического законодательства Республики Казахстан (государственный экологический контроль), в виде:

1) выбросов загрязняющих веществ;

 2) сбросов загрязняющих веществ;

 3) захороненных отходов;

 4) размещенной серы в открытом виде на серных картах, образующейся при проведении операций по разведке и (или) добыче углеводородов.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 577 Налогового кодекса сумма платы исчисляется плательщиками, являющимися операторами объектов I и II категорий, исходя из объектов обложения, указанных в статье 575 Налогового кодекса, и установленных ставок платы с применением коэффициентов, предусмотренных данной статьей.

Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 577 Налогового кодекса сумма платы исчисляется плательщиками, являющимися операторами объектов III категории, исходя из задекларированных объектов обложения, указанных в статье 575 Налогового кодекса, и установленных ставок платы.

Согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 577 Налогового кодекса начисляется налоговыми органами с применением коэффициентов, предусмотренных данной статьей, исходя из установленных ставок платы и незадекларированной части объектов обложения, определенных статьей 575 Налогового кодекса, выявленной, в том числе, по сведениям, полученным в результате государственного экологического или налогового контроля и представленным в порядке, по форме и в сроки, которые установлены пунктом 3 статьи 573 Налогового кодекса.

В случае начисления суммы платы в соответствии с подпунктом 3) части первой данного пункта налоговым органом выносится соответствующее уведомление в течение десяти рабочих дней со дня получения сведений, предусмотренных пунктом 3 статьи 573 Налогового кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 577 Налогового кодекса сумма платы уплачивается в бюджет по месту нахождения источника (объекта) негативного воздействия на окружающую среду, указанному в разрешительном документе, за исключением передвижных источников загрязнения.

Сумма платы по передвижным источникам загрязнения вносится в бюджет:

1) по передвижным источникам, подлежащим государственной регистрации, – по месту регистрации передвижных источников, определяемому уполномоченным государственным органом при проведении такой регистрации;

   2) по передвижным источникам загрязнения, не подлежащим государственной регистрации, – по месту нахождения налогоплательщика, в том числе по месту нахождения структурного подразделения юридического лица (если на него возложено исполнение налогового обязательства).

Из информации органа государственных доходов следует, что в адрес Компании «А» выставлено требование от 24.04.2023г. о предоставлении документов (отчеты по остаткам товарно-материальных запасов (ТМЗ), по списанию горюче-смазочных материалов (ГСМ), путевые листы, товарно-транспортные накладные (ТТН), документы, подтверждающие перевозку угля и т.д.).

Из ответа Компании «А»  от 25.04.2023г. следует, что не представляется возможность предоставить к проверке отчет по движению ТМЗ и по списанию ГСМ, так как не велся учет. При этом, резервуаров для хранения ГСМ у Компании «А» не имеется и топливо заливается непосредственно в баки транспортных средств.

Соответственно, Компания «А» к налоговой проверке не были представлены материальные отчеты о движении товаров и запасов, акты списания угля и ГСМ.

Следует отметить, что как указано выше в бухгалтерском учете Компания «А» не ведется учет остатков ТМЗ, в связи чем, все приобретенные ГСМ и уголь в бухгалтерском учете не отражаются в остатках ТМЗ, соответственно, считаются использованными в деятельности. При этом, по результатам налоговой проверки для определения суммы Платы были взяты за основу факты поступления угля и ГСМ от поставщиков согласно ЭСФ, выставленных в адрес Компании «А».

Согласно данным информационной системы ЭСФ поставщиками бензина АИ-92-К4 и дизельного топлива ЕВРО, летнего, сорта С, экологического класса К4(ДТ-Л-К4) по ГОСТ 32511-2013 является Компания «B», угля марки Д, 0-300 мм., Ad 19,8% является Компания «C».

При этом, как следует из информации органа государственных доходов Компания «А» за 1, 3 – 4 кварталы 2022г. и 1 квартал 2023г. был приобретен бензин в количестве 8,38 тонн, дизельное топливо в количестве 25,1 тонн и уголь в количестве 18 838 тонн.

Как указано выше, в бухгалтерском учете Компания «А» не ведется учет остатков ТМЗ, соответственно, по результатам налоговой проверки определена Плата от стационарных источников за 1, 3–4 кварталы 2022г. и 1 квартал 2023г. в сумме 6 373,1 тыс.тенге и от передвижных источников в сумме 136,3 тыс.тенге, на общую сумму 6 509,4 тыс.тенге. Тогда как, согласно Декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду (ф.870.00) за 1, 3–4 кварталы 2022г. Товариществом исчислена Плата в сумме 57,3 тыс.тенге, соответственно, установлено занижение на сумму 6 452,1 тыс.тенге.

В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Компания «А» в качестве доказательств представлен расчет Платы по бензину, дизтоплива и угля за 4 квартал 2020г., согласно которому сумма Платы составляет сумму 1 865,6 тыс.тенге, тогда как по результатам налоговой проверки исчислено за 1, 3–4 кварталы 2022г. и 1 квартал 2023г. в сумме 6 452,1 тыс.тенге, соответственно, данные расчеты не могут быть приняты в качестве доказательств необоснованности определения сумм Платы за вышеуказанные налоговые периоды.

 Таким образом, учитывая норму пункта 1 статьи 577 Налогового кодекса начисление Платы за 1, 3–4 кварталы 2022г. и 1 квартал 2023г. в сумме 6 452,1 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Относительно начисления ИПН, социального налога, земельного налога и НДС следует отметить, что  в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Вместе с тем, Компания «А» в нарушение вышеуказанной нормы Налогового кодекса в жалобе не изложены обстоятельства и доказательства, подтверждающие необоснованность начисления по результатам налоговой проверки ИПН, социального, земельного налогов и НДС.

Следовательно, начисление ИПН в сумме 5 048,7 тыс.тенге, социального налога в сумме 6 336,5 тыс.тенге, земельного налога в сумме 348,1 тыс.тенге и НДС в сумме 515,5 тыс.тенге по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки области без изменения, а жалобу без удовлетворения.