Учёт

Таможенная стоимость картофеля

325

Таможенные споры

Физическое лицо

Таможенная стоимость товаров


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Физического лица «Т» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины и НДС.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу достоверности заявления таможенной стоимости товара – «картофель свежий», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 5 094,4 тыс. тенге.

Физическое лицо «Т» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Физическое лицо «Т» поясняет, что из Пакистана на условиях CIP (населенный пункт Казахстана) импортировало вышеуказанный товар, заявленный в 14 декларациях на товары (далее – ДТ). При таможенном декларировании ДТ проследовали по «желтому коридору», по результатам которого нарушения не выявлены.

В акте проверки таможенный орган ссылается на транспортную организацию, предоставившую сведения по осуществлению транспортных услуг Физическому лицу «Т», расходы по которым, по мнению таможенного органа, не включены в таможенную стоимость товара. Физическое лицо «Т» считает, что позиция таможенного органа ошибочна, так как договор с транспортной компанией заключен для перевозки грузов по территории Казахстана и транспортная компания не представляла сведения о том, что оплата производилась по товарам, ввезенным из Пакистана, так как такой договоренности не было, о чем свидетельствует условие поставки.

Также Физическое лицо «Т» приводит нормы пункта 1 статьи 399 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) по исчислению таможенных платежей и налогов, в случае если таможенному органу не представлены документы, влияющие на размер уплаченных таможенных пошлин и налогов. Физическое лицо «Т» сообщает, что указанные документы представлены в установленные сроки.

В соответствии со статьей 65 Кодекса положения главы 6 Кодекса основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

Статьей 1 Соглашения по применению статьи VII генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее – Соглашение) установлено, что таможенной стоимостью импортируемых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары скорректированная в соответствии с положениями статьи 8 Соглашения и при выполнении условий, установленных статьей 1 Соглашения.

Физическое лицо «Т» считает, что его сделка соответствует условиям, предусмотренным статьей 1 Соглашения, и таможенным органом не доказано обратное.

Кроме того, Физическое лицо «Т» обращает внимание на ДТ, оформленные в 2019 году, в части срока исковой давности.

Также в рамках запроса транспортная компания предоставила информацию об оплате транспортных расходов вне территории Республики Казахстан. Однако таможенным органом расходы включены больше, чем оплатило Физическое лицо «Т».

На основании изложенного, Физическое лицо «Т» просит отменить уведомление о результатах проверки.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 89 Кодекса, срок исковой давности по требованиям таможенных органов и плательщиков составляет три года.

Статьей 396 Кодекса предусмотрено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров.

В рассматриваемом случае, Физическим лицом «Т» в рамках договора, заключенного с компанией «M» (Иран), по 14 ДТ импортировало товар – «картофель свежий».

Декларирование товаров производилось по таможенной процедуре «Выпуск для внутреннего потребления», таможенная стоимость ввезенного товара определена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), где размер таможенной стоимости составил 0,13 долларов США/кг, 0,15 долларов США/кг и 0,18 долларов США/кг.

В дальнейшем таможенным органом назначена таможенная проверка, в рамках которой таможенным органом на основании статьей 417 и 426 Кодекса в адрес Физического лица «Т» направлено требование по представлению документов и (или) сведений, в том числе договора, инвойсов, заявлений на перевод денежных средств, экспортных деклараций, прайс-листов производителя и его коммерческие предложения и так далее. На указанное требование Физическое лицо «Т» представило документы по 14 ДТ.

Кроме того, в ходе проверки таможенным органом направлен запрос в транспортную компанию «N» (Казахстан) о предоставлении актов сверок, актов выполненных работ и счет-фактур по предоставленным услугам Физическому лицу «Т» за период 2019-2020 годы.

Также таможенным органом Физическому лицу «Т» направлено дополнительное требование по представлению заявления на перевод на сумму 134,8 тыс. долларов США и экспортных деклараций, не представленных в рамках требования таможенного органа. При этом таможенный орган указал о необходимости представления договора между Физическим лицом «Т» и транспортной компании «N» (Казахстан) с актами выполненных работ.

Согласно информации, предоставленной Физическим лицом «Т» по всем ДТ были представлены СМR, подтверждающие факт отгрузки товара в количестве, указанном в ДТ, и повторно представляет инвойсы (по 12 ДТ) и прилагает копии экспортных деклараций на 2019 и 2020 годы на 500 000 кг (каждый), договор поставки и отмечает, что по условиям договора поставка осуществляется после 100% предоплаты.

Касательно договора с транспортной компанией «N» Физическое лицо «Т» сообщает, что «транспортная компания выступает как экспедитор по РК. Экспедирование по ЖД линиям ТРК до РК является экспедированием по ТРК, после прохождения границы в РК до пункта назначения в РК (по регионам) является экспедирование по РК. В связи с чем, услуги транспортной компании «N» связаны с затратами по РК и согласно правилам расчета таможенной стоимости товара в таможенную стоимость товара включается вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров».

В связи с чем, Физическое лицо «Т» считает, что цены, указанные в ДТ, обоснованные.

По мнению таможенного органа в соответствии с информацией, представленной транспортной компанией «N» (Казахстан), транспортная организация оказывала Физическому лицу «Т» услуги по транспортировке товара по территории ТРК (Туркмения) и КЗХ (Казахстан).

По результатам проверки таможенным органом в таможенную стоимость по 13 ДТ включены транспортные расходы, а по одной из ДТ применен резервный метод (метод 6), где в качестве источника ценовой информации принята ДТ, ранее оформленная Физическим лицом «Т» из расчета 0,22 долларов США/кг.

Вместе с тем, рассмотрев документы, представленные таможенным органом, установлено следующее.

Согласно договору №1, заключенному между Физическим лицом «Т» (Покупатель) и компанией «M» (Агент-Поставщик, Иран), последний поставляет сельскохозяйственную продукцию в ассортименте. Общая сумма договора составляет ХХХ долларов США. Поставка товара производится в течение 60 дней с момента осуществления предоплаты. Агент-Поставщик поставляет товары на условиях CIP – населенный пункт РК.

Также к данному договору имеется приложение №1, где стоимость картофеля составляет из расчета 0,13 долларов США/кг. Приложением №1 установлено, что стоимость картофеля составляет из расчета 0,15 долларов США/кг.

При этом в указанных приложениях отсутствует дата их подписания и указана ссылка на договор поставки №001, в связи с чем, невозможно установить с какого и до какого периода действует согласованная в приложениях стоимость товара и относятся ли данные приложения именно к договору №1.

Касательно двух экспортных деклараций, представленных Физическим лицом «Т» в рамках требования таможенного органа, установлено следующее:

– экспортные декларации содержат один номер;

– в экспортных декларациях при одних и тех же весовых параметрах стоимость товара разная;

– в экспортных декларациях (графа 23) указаны разные номера и даты договора;

– в экспортных декларациях в прикрепленных документах (графа 18) указан документ под одним номером и датой;

– условие поставки в двух экспортных декларациях – FOB.

Необходимо отметить, что экспортная декларация оформляется перед вывозом товара и не может оформляться на год и на определенный вес товара, то есть не существует «экспортная декларация на 2019 год на ХХ кг» и «экспортная декларация на 2020 год на ХХ кг» (указано в письме Физического лица). Также неизвестно, что за документ указан в графе 18 в двух экспортных декларациях, который отсутствует в товаросопроводительных документах.

Согласно ИНКОТЕРМС условие поставки – FOB расшифровывается «Free On Board» – «Свободно на борту» указанный порт отгрузки. Продавец считает выполнившим свои обязательства по поставке, когда товар размещен на борту судна нанятого покупателем в указанном порту отгрузки, после этого права и риски за груз переходят импортеру.

Условие поставки FOB применяется только для перевозки товара морским или внутренним водным транспортом.

Вместе с тем по 13 ДТ перемещение товара осуществлялось на условиях поставки CIP (населенный пункт РК) – железнодорожным транспортом.

Письмами №001, №002 транспортная компания «N» (Экспедитор) предоставила таможенному органу договор транспортной экспедиции, заключенный с Физическим лицом «Т» (Клиент), акты выполненных работ, электронные счета-фактуры и информацию о стоимости доставки товаров в табличной форме.

Согласно договору Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение комплекса транспортно-экспедиционных услуг (транспортно-экспедиционного обслуживания – ТЭО), связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом, оплатой таможенных и иных платежей и выполнением иных видов ТЭО по организации перемещения импортных, экспортных и транзитных грузов.

Основанием для оказания транспортно-экспедиционных услуг является принятая Экспедитором заявка Клиента, которая определяет перечень и условия оказания Экспедитором Клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора.

Клиент обязан оплачивать выставленные Экспедитором счета в течение 3 (трех) банковских дней с даты выставления счета.

Факт оказания транспортной компанией «N» транспортных услуг Физическому лицу «Т» подтверждается электронными счетами-фактурами, актами выполненных работ, актами сверок и переводами денежных средств.

Например, согласно «разделу G. Данные по товарам, работам, услугам» электронной счет-фактуре транспортная компания «N» оказывала услугу Физическому лицу «Т» на сумму 13 011,4 тыс. тенге, в том числе по транспортно-экспедиционным услугам по территории КЗХ на сумму 1 300,5 тыс. тенге и транспортно-экспедиционным услугам по территории ТРК – 10 739,2 тыс. тенге.

Сумма в размере 13 011,4 тыс. тенге отражена в акте выполненных работ, а также в акте сверки взаимных расчетов.

Также согласно информации, предоставленной банком второго уровня Физическим лицом «Т» осуществлен перевод денежных средств транспортной компанией «N» с назначением платежа – «перевозка ж/д услуги».

При этом транспортная компания в письме №002 сообщает, что под КЗХ понимается Казахстан, а под ТРК – Туркмения.

Таким образом, вышеуказанные факты подтверждают, что транспортная компания оказывала Физическому лицу «Т» услуги по доставке товаров вне территории Республики Казахстан. В связи с чем, в таможенную стоимость товара должны быть включены транспортные расходы по доставке товара.

Касательного обстоятельства, что таможенным органом в таможенную стоимость транспортные расходы включены больше, чем оплатил Физическое лицо «Т», отмечаем следующее.

Таможенным органом в таможенную стоимость товаров включены транспортные расходы, официально предоставленные транспортной компанией «N» в рамках пункта 1 статьи 426 Кодекса, то есть сомнения в достоверности представленной информации отсутствуют.

Согласно статье 65 Кодекса таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В соответствии со статьей 66 Кодекса таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и дополненная в соответствии со статьей 67 Кодекса.

Статьей 67 Кодекса установлено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются дополнительные начисления, в том числе:

– расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

– расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Также вышеуказанной статьей установлено, что таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать, в том числе расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Евразийского экономического союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.

Таким образом, таможенным органом в таможенную стоимость товаров включены транспортные расходы, понесенные Физическим лицом «Т» по доставке товаров по территории Туркмении.

Вместе с тем Физическим лицом «Т» не оспаривается начисление таможенных платежей и налогов по одной ДТ, связанное с занижением таможенной стоимости товара.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны правомерными.