Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Возврат НДС, простой оборудования, неподтверждение ранее возвращенного НДС

245

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган), рассмотрена жалоба Компании «K» на уведомление о результатах налоговой проверки территориального департамента государственных доходов (далее-налоговый орган).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «K» по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату за период (далее – превышение по НДС) с 01.04.2016г. по 30.06.2020г., по результатам которой вынесено уведомление. о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 133 266,3 тыс.тенге, сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденная к возврату, не подлежащая уплате в бюджет в сумме 1 551 401,0 тыс.тенге, сумме превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату в сумме 1 936 074,6 тыс.тенге и пени в сумме 715 531,6 тыс.тенге.

Компания «К», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части исключения из зачета НДС и не подтверждения к возврату в сумме 48 308,2 тыс.тенге по простою и возмещению утерянного или поврежденного оборудования; начисление НДС, возвращенного из бюджета и не подтвержденного к возврату ранее начисленной по предыдущему акту проверки в сумме 418 343,4 тыс.тенге.

1. Относительно сумм НДС, неподтвержденных к возврату за простой и возмещение утерянного или поврежденного оборудования

Из жалобы следует, что проверкой был исключен из зачета НДС по счет-фактурам Компаний «А», Компании «С», Филиала Компании «H», Филиал компании «J» за период с 2 квартала 2016г. по 2 квартал 2020г. на общую сумму 48 308,2 тыс.тенге.

Как отмечено в жалобе, контрактом, заключенным между Компанией «К» и Компаний «А» (Подрядчик), где Подрядчик обязуется оказать Компании услуги по защите металла от коррозии методом распыления веществ, предусмотрена ставка за простой (за бригаду/час). Если задержка (периоды простоя) возникает по распоряжению Компании «К» или в случае значительной отсрочки в передаче сосудов Подрядчику, Подрядчик имеет право на получение оплаты по ставке за простой за каждый час простоя в соответствии с Таблицей 2 Приложения С к контракту.

Соответственно, по утверждению Компании «К», плата за простой является неотъемлемой частью стоимости услуг, что подтверждается положениями гражданского законодательства.

По контракту, который заключен между Компанией «К» и Компанией «С» на представление спускоподъемного оборудования и услуг Компании согласно Приложения Б к Контракту. В данном Контракте в Приложении С, так же оговорены и предусмотрены расценки за простой.

Аналогичные положения предусмотрены по контрактам, заключенным с Филиалом Компании «H» и Филиалом компании «J».

Соответственно, по мнению Компании «К» простой в рамках контрактов с подрядчиками является неотъемлемой частью технологического процесса оказания услуг, является облагаемым оборотом по реализации услуг на стороне подрядчиков, в связи с чем как указывает Компания «К», ею был правомерно отнесен НДС в зачет по таким счет-фактурам в соответствии с налоговым законодательством.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Налоговая проверка произведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 2 квартал 2020 года, с указанием требования о возврате превышения НДС в сумме 52 106 867,7 тыс.тенге, за период с 01.04.2016г. по 30.06.2020г.

Следует отметить, что в приложении 300.09 к форме 300.00 декларации по НДС за 2 квартал 2020г. суммы НДС, сумма 52 106 867,7 тыс.тенге (127 454,9 тыс.долларов США) указана по строке 300.00.032, вместе с тем, суммы по кодам строк I (в связи с использованием контрольного счета НДС в соответствии со статьей 433 Налогового кодекса) и II (в связи с применением упрощенного порядка возврата в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса) не отмечены.

В акте проверки отмечено, что всего сумма превышения НДС, не подлежащая возврату, составила 1 550 401,0 тыс.тенге, по которым:

- сумма НДС по экспорту товаров, по которым не подтверждена поступление валютной выручки не имеется;

- сумма НДС, не подлежащая возврату по встречным налоговым проверкам и по запросам по налогоплательщикам, подлежащим мониторингу, на основании полученных ответов органа налоговой службы не имеется;

- сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с применением СУР, не имеется.

- сумма НДС, не подлежащая возврату по причине отсутствии Заявления о ввозе, не имеется;

- сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с не подтверждением перемещения экспортируемого товара таможенными органами, не имеется;

- сумма НДС, излишне предъявленная налогоплательщиком 2 275,6 тыс.тенге;

- не подлежит возврату в связи с нарушениями, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида по поставщикам» НДС в сумме 137 085, 4 тыс.тенге;

- сумма НДС, не подлежащая возврату по другим причинам 1 411 040, 0 тыс.тенге.

В соответствии пунктом 2 статьи 431 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. основанием для возврата превышения НДС является акт налоговой проверки по подтверждению достоверности суммы НДС, предъявленной к возврату, с учетом результатов его обжалования (при обжаловании налогоплательщиком).

Порядок проведения тематических проверок на основании требования о возврате НДС по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, регламентирован статьей 145 Налогового кодекса от 25.12.2017г. и определен Правилами возврата превышения НДС, утвержденным Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 391.

Налоговый режим Компании «К» осуществляется в соответствии с положением Окончательного Соглашения о Разделе Продукции (далее-ОСРП), Соглашением об урегулировании применимого Налогового кодекса или Указа Президента РК от 24.04.1995г. №2235, имеющий силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» по состоянию на 1 октября 1997г. и Инструкции о Налоговом режиме «ОСРП подрядного участка нефтегазоконденсатного месторождения» от 18.11.1997г., Налогового кодекса Республики Казахстан от 10.12.2008г., Налогового кодекса Республики Казахстан от 25.12.2017г.

Согласно статье 53 Указа о налогах, НДС представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ или услуг, а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммами НДС, начисленными за реализованные товары, работы или услуги, и суммами НДС, подлежащими уплате (уплаченными) за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Указа о налогах, при применении налогоплательщиком метода начисления суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, является сумма налога, подлежащего уплате по выставленным налоговым счетам-фактурам по фактически поступившим товарам, в том числе по импортируемым, включая основные средства (за исключением зданий и легковых автомобилей), выполненным работам или оказанным услугам в течение отчетного периода, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

Таким образом, в соответствии с положениями Указа о налогах, НДС относится в зачет по фактически выполненным работам или оказанным услугам, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

Также, согласно пункту 96 Инструкции о Налоговом режиме окончательного Соглашения о Разделе Продукции подрядного участка,  суммой НДС, относимого в зачет, является сумма налога, подлежащего уплате по выставленным налоговым счетам-фактурам по фактически поступившим товарам, в том числе по импортируемым, включая основные средства (за исключением зданий и легковых автомобилей), выполненным работам или оказанным услугам в течение отчетного периода, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

Следовательно, сумма НДС относится в зачет покупателем только по фактически поступившим товарам, выполненным работам или оказанным услугам при наличии налоговых счетов - фактур.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 293 Гражданского кодекса Республики Казахстан неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормами законодательства неустойка не является облагаемым оборотом, так как не происходит передача права собственности на оборудование, а также выполнения работ и оказания услуг заказчику, в связи с чем у поставщика не возникает обязательство оформлять счет - фактуру.

2. Относительно НДС, ранее возвращенного из бюджета и не подтвержденного к возврату в сумме 418 343,4 тыс.тенге

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, то, что Компанией «К» согласно пунктам 5 и 6 статьи 431 Налогового кодекса от 25.12.2017г., НДС, возвращенный из бюджета, но неподтвержденный в последующем по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет с начислением пени за каждый день с даты возврата из бюджета.

Из жалобы следует, что Компания не согласна с актом проверки в части начисления НДС на сумму 418 343,4 тыс.тенге по компрессорам.

Компания «К» полагает, что выводы, изложенные в предыдущем акте являются необоснованными, в акте указано, что компрессоры были приобретены без привязки к какому-либо проекту. По мнению Компании, покупка компрессоров имела очевидную цель по использованию такого оборудования в производственной деятельности. Так, из жалобы следует, что решением Совместного Комитета по Закупкам от 26.01.2015г. была одобрена закупка вышеуказанных компрессоров из единого источника, причиной инициирования такой закупки была нештатная ситуация, когда возникла проблема с ротором аналогичного компрессора, на устранение которой потребовалось трое суток.

Как указывает Компания в жалобе, данные компрессоры закупались в качестве запасных частей в целях снижения риска потерь добычи, но не были поставлены продавцом до начала такого ремонта.

Соответственно, как отмечено в жалобе, Компания не согласна с выводами, что данные компрессоры были использованы для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, и не согласна с неподтверждением к возврату суммы превышения НДС, ранее возвращенных из бюджета.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 68 Закона о налогах НДС не зачитывается, если подлежит уплате в связи с получением товаров, работ или услуг, связанных с проведением мероприятий, не относящихся к предпринимательской деятельности налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 2 статьи 431 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в целях настоящего пункта основаниями для возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость являются:

1) акт налоговой проверки по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату, с учетом результатов его обжалования (при обжаловании налогоплательщиком);

2) заключение к акту налоговой проверки, оформленное в случае, предусмотренном пунктом 13 статьи 152 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 5 настоящей статьи сумма превышения налога на добавленную стоимость, по которой налогоплательщиком в декларации указано требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, возвращенная из бюджета, но не подтвержденная в последующем по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет налогоплательщиком в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 настоящего Кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

В рассматриваемом случае, по результатам ранее проведенной внеплановой тематической налоговой проверки по вопросам исполнения налоговых обязательств по НДС за период с 01.01.2015г. по 31.12.2017г. начислен НДС в размере 2 632 774,5 тыс.тенге, в том числе начислена сумма 739 560,4 тенге за 4 квартал 2016г. 

Данное уведомление о результатах налоговой проверки по указанному акту обжаловано в досудебном порядке Министерстве финансов Республики Казахстан 17.03.2020г., при этом жалоба Компании оставлена без удовлетворения.

Далее Компанией направлен иск в суд г.Нур-Султан на частично начисленную за 4 квартал 2016г. в сумме 418 343,4 тыс.тенге, 17.02.2021г. решением суда исковые требования удовлетворены.   Вместе с тем, данное решение суда обжаловано территориальным департаментом государственных доходов в апелляционной инстанции, которой еще не вынесено решение, следовательно, данный судебный акт не вступил в законную силу.    

Как отмечено выше, по результатам проверки сумма превышения НДС, возращенная из бюджета и неподтвержденная к возврату, по результатам проверки составляет 1 936 074,618 тыс.тенге, в том числе за 4 квартал 2016г. - 739 560,4 тенге, из которых 418 343,4 тыс.тенге связаны с указанным выше доначислением по компрессорам.

Следовательно, неподтверждение НДС, ранее возвращенного из бюджета в сумме 418 343,4 тыс.тенге, по результатам проверки является обоснованным. 

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.