Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Возврат НДС, отказ в связи с нарушениями по отчету Пирамида

249

Министерство финансов Республики Казахстан, получена апелляционная жалоба Компании «М» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее-налоговый орган) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату и не подлежащей уплате в бюджет, в размере 57 391,4 тыс.тенге, сообщает.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «М» по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.04.2020г. по 30.06.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату и не подлежащей уплате в бюджет, в размере 57 391,4 тыс.тенге.

Компания «М», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

В жалобе указано, что основаниями для возврата суммы превышения НДС является акт налоговой проверки, при этом особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС предусмотрены в статье 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс).

Далее в жалобе отмечено, что пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса предусмотрен отказ в возврате заявленного превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

По мнению Компании «М», аналитический отчет «Пирамида» должен подтверждать соответствие выставленных поставщиками в адрес Компании электронных счетов-фактур с данными, отраженными Компанией в декларации по НДС, соответственно неподтверждение возврата превышения НДС, образовавшегося по контрагентам, указанными в п.2.11. акта проверки неправомерно, поскольку расхождения отсутствуют.

Из акта налоговой проверки следует, что согласно подпункту 1) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не подтвержден возврат НДС в сумме 57 391,4 тыс.тенге в связи с выявленными нарушениями по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 429 Налогового кодекса превышение налога на добавленную стоимость, указанное в пункте 1 настоящей статьи, сложившееся у плательщика налога на добавленную стоимость, имеющего право на упрощенный порядок возврата налога на добавленную стоимость, подлежит возврату.

Превышение налога на добавленную стоимость, установленное настоящим пунктом, возвращается по выбору налогоплательщика в порядке и сроки, которые установлены статьями 431, и (или) 433, и (или) 434 настоящего Кодекса.

В случае выбора статьи 434 настоящего Кодекса на оставшуюся часть превышения налога на добавленную стоимость налогоплательщик вправе применить статьи 431 и (или) 433 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 434 Налогового кодекса, упрощенный порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость заключается в осуществлении возврата превышения налога на добавленную стоимость без проведения налоговой проверки.

Право на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость имеют плательщики налога на добавленную стоимость, представившие декларации по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, состоящие не менее двенадцати последовательных месяцев на налоговом мониторинге и не имеющие неисполненного налогового обязательства по представлению налоговой отчетности на дату представления декларации по налогу на добавленную стоимость.

При этом возврату в упрощенном порядке подлежит превышение налога на добавленную стоимость:

для налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков, – в размере не более 70 процентов от суммы превышения налога на добавленную стоимость, сложившегося за отчетный налоговый период;

для налогоплательщиков, состоящих на горизонтальном мониторинге, – в размере не более 90 процентов от суммы превышения налога на добавленную стоимость, сложившегося за отчетный налоговый период.

Следует указать, что согласно подпункту 1) пункта 57-6 Закона Республики Казахстан от 25.12.2017г. №121-VI О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежей в бюджет» (с дополнениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 02.07.2020г. №354-VI), на период с 01.06.2020г. по 31.12.2020г. для целей статьи 434 Налогового кодекса размер возврата превышения налога на добавленную стоимость в упрощенном порядке составляет до 80 процентов для горнодобывающих (за исключением осуществляющих добычу углеводородов), горно-металлургических и металлургических предприятий, включенных в соответствии с пунктом 3 статьи 130 Налогового кодекса в перечень налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков, за период первого, второго и третьего кварталов 2020 года.

Согласно пункту 2 статьи 431 Налогового кодекса основанием для возврата превышения НДС является акт налоговой проверки по подтверждению достоверности суммы НДС, предъявленной к возврату, с учетом результатов его обжалования (при обжаловании налогоплательщиком).

В соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 14.12.2018г. №1082, Компания «М» состоит в перечне крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу.

В рассматриваемом случае, налоговая проверка Компании «М» произведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 2 квартал 2020 года.

Сумма НДС, указанная в требовании о возврате превышения НДС за период с 01.04.2020г. по 30.06.2020г., составляет 2 380 096,5 тыс.тенге, в том числе:

- 1 904 077,2 тыс.тенге в связи с применением упрощенного порядка возврата в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса;

- 476 019,3 тыс.тенге в связи с применением пункта 5 статьи 429 Налогового кодекса.

По результатам проверки сумма превышения НДС, подтвержденная к возврату, составила 418 627,9 тыс.тенге (2 380 096,5 – 1 904 077,2 – 57 391,4 тыс.тенге), где 57 391,4 тыс.тенге - это сумма, не подтвержденная к возврату в связи с нарушениями, выявленными у непосредственных поставщиков.        

Следует указать, что статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

В соответствии с пунктом 75 пункта 1 Налогового кодекса информационная система электронных счетов-фактур – информационная система уполномоченного органа, посредством которой осуществляются прием, обработка, регистрация, передача и хранение счетов-фактур, выписанных в электронной форме.

Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года № 370 утверждены Правила выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы.

Согласно подпункту 2 пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида». При этом указанные положения подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не применяются в случае устранения нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида», непосредственными поставщиками налогоплательщиков, имеющих право на применение упрощенного порядка возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость.

Аналогичные положения закреплены подпунктом 2) пункта 14 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №391.

В рассматриваемом случае, в ходе проверки согласно сформированному аналитическому отчету «Пирамида» выявлены нарушения у 31 непосредственных поставщиков, в виде занижения суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в декларациях по НДС (ф.300.00) с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженными в ИС ЭСФ.

В связи с чем, в ходе проведения проверки направлены запросы на устранение нарушений по подтверждению НДС в территориальные управления государственных доходов по данным поставщикам.

Как следует из акта проверки, выявленные нарушения на сумму 57 391,4 тыс.тенге по аналитическому отчету «Пирамида» указанными поставщиками Компании не устранены на момент завершения проверки (18.11.2020г.).

Следовательно, результаты проверки по отказу в возврате суммы превышения НДС в размере 57 391,4 тыс.тенге являются обоснованными.

Вместе с тем, пунктом 12 Правил возврата превышения НДС регламентировано, что неподтвержденная по результатам тематической проверки сумма превышения НДС, подлежит возврату по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, путем включения налогоплательщиком в требование о возврате НДС в последующие налоговые периоды в пределах сроков исковой давности, установленной статьей 48 Налогового кодекса.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.


Теги: НДС