Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, НДС - исключение из вычетов и НДC из зачета по затратам сверх установленных сметой по договорам ГЗ

307

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «S» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «S» за период с 01.10.2014г. по 31.12.2018г. по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки о сумме о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц-резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 8 782,6 тыс.тенге, пени 355,8 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 6 886,7 тыс.тенге, пени 414,0 тыс.тенге, налог на транспортные средства с юридических лиц 53,4 тыс.тенге, пени 10,0 тыс.тенге.

Компания «S» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления по КПН, НДС за 2018г. и приводит следующие доводы.

Из жалобы следует, что по результатам налоговой проверки сумма расходов по перевозке грузов и аренде техники, превышающая стоимость в локальной смете, исключена из вычетов и НДС из зачета.

 Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение пункта 1 статьи 100 и статьи 256 Налогового кодекса Компанией «S» отнесены на вычеты и НДС в зачет за 2018г. расходы по услугам спецтехники, которые превысили расходы, утвержденные локальной ресурсной сметой.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, с учетом положений установленных настоящей статьей и статьями 243-263 Налогового кодекса.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактическим произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, и указанного в подпунктах 1)-4) настоящего пункта Налогового кодекса.

Таким образом, вычету подлежат расходы, связанные с осуществлением деятельности направленной на получение дохода, зачету подлежит сумма НДС по полученным товарам (работам, услугам), использованным (будут использоваться) в целях облагаемого оборота на основании подтверждающих документов.

В рассматриваемом случае, Компанией «S» (Подрядчик) и ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» (далее- Заказчик) заключен договор о государственных закупках работ от 19.06.2018г. (далее-Договор от 19.06.2018г.), согласно которому Компания «S» обязуется выполнить текущий ремонт и содержание автодорог, общая сумма договора составляет 97 440,0 тыс.тенге.

Пунктом 2.1 Договора от 19.06.2018г., предусмотрено, что Компания «S» обязуется выполнить работы согласно условиям, требованиям и по ценам, указанным в приложении к Договору, а Заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить за нее, при условии надлежащего исполнения обязанностей Компанией «S».

Согласно актам выполненных работ №1 за июль 2018г., №2 за август 2018г., №3 от 07.09.2018г. №4 от 26.09.2018г., №5 от 15.10.2018г., №6 от 31.10.2018г., №7 от 20.11.2018г. общая стоимость выполненных работ составил 97 440,0 тыс.тенге. На основании указанных актов выполненных работ Компанией «S» были выписаны счета-фактуры, которые оплачены Заказчиком на сумму 95 688,1 тыс.тенге.

Исходя из изложенного, следует, что Компания «S» в соответствии с условиями и требованиями договора и утвержденным ценам выполнило соответствующие работы, которые были приняты и оплачены Заказчиком.

Аналогичные договоры о государственных закупках работ были заключены Компанией «S»:

- от 21.05.2018г. на сумму 69 448,1 тыс.тенге.

- №41 от 05.04.2018г. на 58 813,9 тыс.тенге.

Работы по указанным договорам Компанией «S» выполнены согласно условиям и ценам, предусмотренным данными договорами.

При этом из акта налоговой проверки следует, что:

- по договору от 19.06.2018г. (объект «А») затраты на эксплуатацию машин и перевозку грузов (автомобили бортовые и т.д.) предусмотренные локальной ресурсной сметой и актами выполненных работ (АВР), составленных Компанией «S» с Заказчиком, составили 9 071,3 тыс.тенге. Между тем, по данным бухгалтерского учета и первичных документов, расходы на приобретение автоуслуг и аренде спецтехники по данному объекту составили 38 325,9 тыс.тенге, или превышение указанных расходов над суммой, предусмотренной сметой и АВР, составило 29 254,6 тыс.тенге (9 071,3-38 325,9);

- по договору от 21.05.2018г. (объект «В») затраты на эксплуатацию машин и перевозку грузов, предусмотренные локальной ресурсной сметой и АВР, составили 8 151,3 тыс.тенге. Между тем, по данным бухгалтерского учета и первичных документов расходы на приобретение автоуслуг и аренде спецтехники по данному объекту составили 27 363,5 тыс.тенге, или превышение указанных расходов над суммой, предусмотренной сметой и АВР, составило 19 212,2 тыс.тенге (8 151,3-27 363,5);

- по договору от 05.04.2018г. (объект «С») затраты на эксплуатацию машин и перевозку грузов, предусмотренные локальной ресурсной сметой и АВР, составили 22 242,5 тыс.тенге. Между тем, по данным бухгалтерского учета и первичных документов, расходы на приобретение автоуслуг и аренде спецтехники по данному объекту составили 52 372,5 тыс.тенге, или превышение указанных расходов над суммой, предусмотренной сметой и АВР составил 30 130,0 тыс.тенге (22 242,5-52 372,5).

Таким образом, по результатам налоговой проверки установлено, что по вышеуказанным 3 объектам общая стоимость затрат на эксплуатацию машин и перевозку грузов составила 118 061,9 тыс.тенге (38 325,9+27 363,5+52 372,5), тогда как, локальной ресурсной сметой и актами выполненных работ затраты предусмотрены в сумме 39 465,1 тыс.тенге (9071,3+8 151,3+22 242,5) или отклонение составило 78 596,8 тыс.тенге (29254,6+19 212,2+30 130,0).

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 45 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» от 04.12.2015г. № 434-V ЗРК внесение изменения в заключенный договор о государственных закупках при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика, допускается в части увеличения суммы договора о государственных закупках, если в проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизув соответствии с законодательством Республики Казахстан, внесены изменения и принято решение о дополнительном выделении денег на сумму такого изменения в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

В целях вынесения мотивированного решения по жалобе, уполномоченным органом направлен запрос в акимат о представлении информации о внесенных изменениях в стоимость договоров и сметную документацию и указать стоимость материалов, предусмотренных проектно-сметной документацией.

Согласно ответу акимата от 04.12.2019г. изменения в вышеуказанные договоры не вносились, увеличение стоимости не проивзодилось.

Таким образом, расходы Компании «S» с поставщиками услуг на аренду спецтехники и автоуслуг, которые превысили сумму, заложенную в локальных ресурсных сметах и актах выполненных работ, согласованные с заказчиком, не могут признаваться расходами в рамках договора о государственных закупках.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса вычету не подлежат затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

При этом, как указывалось статьей 400 Налогового кодекса сумма НДС, относимая в зачет, признается подлежащая уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации.

Поскольку налоговой проверкой отклонение в стоимости расходов на аренду спецтехники и перевозке грузов определено в сумме 78 596,8 тыс.тенге, следовательно, указанная сумма затрат не может быть признана расходами, связанными с деятельностью, направленной на получение дохода, а НДС по ним не подлежит отнесению в зачет.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Теги: КПН НДС ГЗ