Учёт

Заявления некоторых коллег о том, что 70 % бизнеса обанкротилось, неграмотно с точки зрения экономики. Ликвидация предприятия - не есть банкротство.

1477
- В стране столько организаций, которые защищают интересы бизнеса, но предприниматели по-прежнему остаются в административных тисках. В чем дело? - Думаю, что это неплохо, что интересы бизнеса защищают различные ассоциации, например, Казахстанский форум предпринимателей. Мы согласовываем свои действия, у нас нормальные рабочие отношения. При этом у каждой организации есть специфика деятельности. Поскольку в Союз «Атамекен» входит более ста ассоциаций предпринимателей, у каждой из них есть целевой сектор, с которым они работают. Это - отраслевые, региональные ассоциации, работающие с определенной категорией бизнес-структур. Мы постоянно проводим среди них мониторинг. «Атамекен» пытается выявлять и формировать наиболее обобщенную позицию бизнес-сообщества страны. Можно сказать, что все организации сверяют часы друг с другом. - На одном из заседаний Правительства РК председатель Форума предпринимателей Казахстана Раимбек Баталов сказал, что в новый Налоговый кодекс необходимо вносить изменения. Он сослался на то, что из-за его несовершенств бизнес уходит в тень от уплаты налогов. Ваша точка зрения на эту проблему? - Я согласен с ним в том плане, что такая тенденция в бизнесе наблюдается. Об этом, кстати, сказал и Президент страны на заседании бюро партии НДП «Нур Отан», посвященном его десятилетию. На этом заседании представители Союза «Атамекен» подняли вопрос о моратории на проверку МСБ. Было отмечено, что за период моратория наблюдалось значительное снижение поступлений налогов. Глава государства отметил, что если правительство делает шаг навстречу бизнесу, то он должен понимать всю ответственность перед обществом. Прозвучало предложение о том, что если бизнес-сообщество не допустит снижения сбора налогов, есть смысл продолжить мораторий на проверку МСБ. После консультаций в Правительстве, с Налоговым комитетом РК, с вице- премьерами было, по меньшей мере, предложено пять вариантов решения этой проблемы. Остановились на варианте продлить мораторий до 1 июля 2009 года. За это время будет отслеживаться динамика уплаты налогов от бизнеса. Да, прошла информация, что только по Алматы произошло падение сбора налогов на миллиард тенге. Я обратил внимание присутствующих, что бизнес работает в условиях мирового кризиса, который повлиял даже на деятельность гигантских предприятий. Это объективные причины - происходит сужение рынков, падение оборотов, рентабельности в целом, происходит сокращение налогооблагаемой базы. Поэтому списывать весь недобор налогов за счет недобросовестных налогоплательщиков было бы не совсем корректно. Речь идет о том, что бизнес переживает не лучшие времена. Но мы должны признать, что имеют место и факты уклонения от уплаты налогов отдельными предпринимателями. Председатель налогового Комитета РК представил факты, когда предприятия якобы ликвидировались, но продолжали свою деятельность. Но у налогового Комитета есть право проверить любое предприятие в течение пяти лет задним числом. Эту меру можно применить к предприятиям, которые числятся в базе данных, но те, которые ликвидировались, но продолжают работать, выпадают из нее, а значит и из-под контроля. К сожалению, недобросовестные предприниматели нашли такую уловку в законодательстве. Сейчас в регистрирующие органы выстроились в очередь предприятия, которые под видом перерегистрации, ликвидации и т.д. пытаются уйти от налогообложения. Такие факты имеют место, и они вызывают искусственное суждение о том, что происходит массовое банкротство в бизнесе. Банкротство с экономической точки зрения есть невозможность покрытия пассивов его активами, то есть долговых обязательств имуществом. Постановление о банкротстве принимает суд, потом устанавливает очередность погашения имуществом долгов, в том числе по заявлению самого предприятия. Сегодня чаще всего предприятие ликвидируется из-за убытков или падения рентабельности. А что касается малого бизнеса, все достаточно прозаично -магазин может закрыться на время падения оборотов, когда расходы превышают доходы. Это не банкротство, а управление рисками. Да, в Астане наблюдается падение количества произведенной продукции, товаров и услуг сегментами малого бизнеса на 15%. По статистическим данным, в ноябре-декабре 2008 года произошло падение на 50% по сравнению с предшествующими месяцами. С точки зрения экономики это некорректное сравнение, потому что у каждого периода есть свои особенности. Произошло падение оборотов и рентабельности. Но МСБ в силу того, что он не так сильно привязан к своим производственным мощностям, легче перестроиться, обыгрывать инновационные решения. Проблема мировой экономики состоит в том, что она пока не может найти альтернативы тем отраслям, которые были локомотивами. Несколько последних десятилетий ими были автомобильная промышленность, финансовый сектор и сфера недвижимости. Когда будут найдены новые тренды, казахстанской экономике будет легче найти направления для роста. - Для увеличения казахстанского содержания Министерство финансов предлагает проводить электронные закупки. Насколько эта мера поможет решению данной задачи? - Нас очень тревожит ситуация с госзакупками. Увеличение казахстанского содержания было стратегическим решением Президента в использовании государственных ресурсов на поддержку отечественного товаропроизводителя. Суммы, предназначенные для госзакупок, - это огромные средства, которые правительство направляет на поддержку национальной экономики. Начиная от прямого финансирования через институты развития с использованием средств национального фонда с привлечением ресурсов банков. Госзакупки - это мощнейший ресурс. Только по Алматы государственные органы, включая национальные компании, осуществляют закупки на сумму 70 млрд. тенге. Если учесть, что правительство через фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» направило на поддержку МСБ порядка 120 млрд. тенге, союз Атамекен» требует, чтобы выполнялось главное требование Президента РК о том, чтобы эти деньги шли на приобретение товаров у отечественных товаропроизводителей. Схема, разработанная в Министерстве финансов – это минимизация расходов бюджета. Мы считаем, эту позицию не совсем правильной. Любая, даже небольшая сумма, уплаченная за импортный товар, неминуемо уходит за границу. Даже если товар отечественного производства дороже в два раза, эти деньги останутся в стране, с них будут уплачены налоги, кредиты – т.е. они принесут мультипликативный эффект. И то, что во главе должен стоять принцип экономии бюджета, - не правильно. В дискуссиях мы определили, что не менее 50% средств по госзакупкам должно оставаться у отечественных производителей, пока под этот критерий подпадают 30%. Сейчас уже проходят тендеры. Министерство финансов заявляет, что будет мониторить госзакупки в течение года. По этому вопросу Союз «Атамекен» обратился с официальным письмом к главе Правительства РК с просьбой включить вопрос контроля по обеспечению казахского содержания в госзакупках в число приоритетных, рассматриваемых наряду с занятостью населения и реализацией антикризисной программы. Соответствующее поручение из канцелярии Премьер-Министра пошло в министерства. Я считаю, что все госорганы и акимы областей и крупных городов должны отчитываться о результатах тендеров, о том, на какую сумму куплены товары у казахстанских производителей. - У министерства существует аргумент, что казахстанские товары зачастую неконкурентны по качеству... - Проблема в том, что за все эти годы мы не взрастили отечественных товаропроизводителей. Если бы наши компании имели необходимые оборотные средства для развития производства, они могли бы отстроить предприятия и привлечь технологии. Может быть, сейчас наступил для этого самый подходящий момент. - Спасибо за интервью.